Вернисажи по четвергам

Вернисажи* по четвергам

 – Здравствуйте, Эльвира! – смиренный взгляд рафаэлевской Мадонны через два зала.
 – Здравствуйте, Святая Дева! – Тициан, Рубенс потом, сейчас к НЕЙ. Да, господин Гёте, сюда надо приходить ради НЕЁ.
Дрезден, конец декабря, четверг. Эльвира замерла у картины, принимая от Судьбы рождественский подарок. Зал почти пуст, можно посидеть перед НЕЙ. Четверг…


… Их класс Анфису обожал. Своей, личной, так сказать, жизни она не имела, семьёй становился очередной её класс. Ходила с ними в лес, на школьном огороде копалась, в подсобное хозяйство на картошку ездила. С ней всегда было интересно. На каждый случай школьной жизни находилась у Анфисы шутка. Замешкались при входе в школу утром – звучит:
 – Батарея!
 – Чаво?
 – Огонь!
 – Чичас!
Про уроки её и говорить нечего – заслушаешься. Ироническое отношение ко всему не обижало, заставляло на себя со стороны посмотреть. Но главное – четверги. Каждую неделю в четверг вечером в кабинете истории происходило нечто, чему трудно было придумать название. Позже нашлось название – «Вернисаж».
«Кабинетов» в школе было три – физики, химии и истории, на кабинетную систему ещё не перешли, биология обходилась лабораторией. А у Анфисы Аркадьевны – свой кабинет. На уроки истории приходили к ней. Она перенесла туда свой «комбайн», радиоприёмник с проигрывателем, один шкаф занимали пластинки, два других большие книги по искусству. Вместо одной классной доски в кабинете было две, от стены до стены, да ещё одна приставная, на ножках.
В четверг вечером,  войдя в кабинет, они попадали в другой мир. Все три доски представляли собой именно вернисаж – открытие выставки. Репродукции картин из альбомов, вырезки из «Огонька», книги по теме… Сначала выставки посвящались отдельным художникам, от Брюллова до Дейнеки и от Леонардо до экспрессионистов. Пока все собирались, звучала музыка – Моцарт, Шопен, Чайковский. Ровно в семь все умолкали за партами, и Анфиса начинала «экскурсию». Затем она «повела» их по галереям мира – Лувр, Дрезденская, Питти, Уффици, Боргезе, Эрмитаж, Русский, Третьяковка… Начали узнавать, и картины и авторов. Книги из двух волшебных шкафов можно было читать в кабинете в любое время, даже, если урок у другого класса. Читать, не читать, а посмотреть репродукции охотники не переводились, редкий урок обходился без «гостей».
Всем казалось, что Анфиса бывала в каждой из галерей, о которых говорила.
 – Увы, только в Русском музее и Эрмитаже, училась в Ленинграде. Может, вы когда-нибудь…  По крайней мере в Третьяковку и Русский музей попасть вполне реально.
Шестнадцать  человек из того класса стали учителями, Эльвира в том числе. Преподавала она  английский, но «Вернисажи» и вообще всё, что делала Анфиса, перенесла в свой «арсенал». И эту ироничную манеру общения тоже.
Однажды второкурсницей Эльвира оказалась в институтской библиотеке, когда там готовили к «изъятию»  целую гору старых журналов. Толстенную пачку «Огоньков» ей позволили взять себе – всё равно в макулатуру. До позднего вечера копалась она в этой пачке и «накопала» статей и репродукций не меньше, чем у Анфисы. С этого началась её собственная коллекция, которую к окончанию института можно было  и показать.
С первым же «своим» классом Эльвира возродила Анфисины четверги. Никакой другой день её бы не устроил. Вечером в четверг приезжала она из города в свою маленькую сельскую школу, развешивала на доске репродукции, раскладывала альбомы и книги на столах рядом с доской и включала музыку. В первый четверг пришёл всего один человек -  Саша Охотников, а к маю мест стало не хватать, приносили стулья из других кабинетов. И неизменно за первой партой около двери рисовал что-то её трёхлетний Алёшка. В начале девятого на автобусной остановке их ждал Сергей. Какое счастье, в самом деле, когда тебя понимают.
Лет через пятнадцать на встрече выпускников журналист-международник Саша Охотников сказал:
 – Знаете, Эльвира Александровна,  когда впервые попал в Третьяковку, перед глазами стояли ваши репродукции на доске, и почему-то Шопен слышался…

… Сколько она сидит здесь? У-у-у! Полтора часа, автобус скоро подойдёт. На остальное времени почти не остаётся, Сергей, наверное, уже внизу. Что такое однодневная экскурсия в Дрезден! Но встреча с Мадонной, пусть и короткая, состоялась. Они с Сергеем сейчас в турпоездке по Чехии, а в прошлом году была Италия.  И увидела Эльвира и Уффици, и Питти, и Боргезе, и Сикстинскую капеллу… Лувр только ещё не видела. Значит, это впереди. Какие наши годы, всего-то шестьдесят четыре, а Анфиса говорила, что умирать до девяноста пяти стыдно.
 – До свидания, Святая Дева! Примите поклон от Анфисы, не довелось ей встретиться с Вами, в прошлом году умерла, чуть-чуть до ста не дотянула. Спасибо за сегодняшний Вернисаж!


Рецензии
Учитель, любящий свою профессию, ненавязчиво приобщает детей к высокому искусству и они это помнят всю жизнь.

Светлана Самородова   06.02.2016 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо, так и есть.

Гертруда Арутюнова   07.02.2016 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.