Дела не только дней минувших

    Кое-что из моих лекций 2008  - 2010 годов:

  «Группа Помпиду» - по имени президента Французской республики в 1969 – 1974 годах Жоржа Помпиду, - является широко и хорошо известной экспертно-полицейской организацией Евросоюза, специализирующейся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков, ныне все чаще называемым журналистами «наркотрафиком».
  Этот координационный орган криминальной полиции возник по инициативе французского президента в 1973 г., когда не только Франция, но и другие европейские державы – Люксембург, Великобритания, Италия, Германия и Испания, осознали  реальные угрозы для национальной безопасности своих государств, связанные с ростом масштабов поступлений наркотиков опийного ряда, включая  все более входивший «в моду» героин, из  региона «Золотого треугольника» - труднодоступных для европейцев районов на стыке границ Лаоса, Тайланда и Камбоджи.
  Зарождавшиеся наркокартели почувствовали себя столь могущественными, что попытались даже наладить транзитный канал поставки наркотиков через Москву, правда, быстро оперативным путем вскрытый и ликвидированный КГБ СССР.
  Однако, несмотря на предпринимавшиеся меры, в том числе совместно со специализированной организацией ООН Управлением по контролю за оборотом наркотиков, базирующимся в Вене, острота проблемы  немедицинского наркопотребления не снижалась.
Распространение наркомании в качестве угрозы национальной безопасности было констатировано и в США, причем ЦРУ в 1977 г. провело специальное исследование о степени распространенности этого явления в СССР. В котором констатировалось, что хотя в то время наркомании в Советском Союзе практически не существовало (около 350 тысяч взятых на учет Минздравом потребителей наркотиков всех видов, против 2,5 миллионов граждан России в наши дни). Однако, в то же время, высказывался и полностью оправдавшийся впоследствии прогноз относительно того, что «в течении ближайших  лет СССР может столкнуться с масштабами распространения наркотиков, вполне сопоставимыми с уровнем европейских государств».
  И, тем не менее, до конца 80-х, и даже до 1993 года, правоохранительные органы Советского Союза, а затем Российской Федерации, достаточно жестко контролировали развитие наркоситуации в стране, после чего – разрушения единой правоохранительной системы союзного государства, они однозначно начали сдавать позиции отечественному криминалитету, который, в отличие от политиков, отнюдь не стремился к «национальной» самоизоляции, прекрасно понимая все преимущества широких экономико-«производственных» связей.
  В то же время в Европе консолидация усилий по борьбе с криминальным наркотрафиком шла параллельно с процессами евроинтеграции, особенно активизировавшимися на рубеже 80-х годов прошлого века. Ныне в это профессиональное сообщество, штаб-квартира которого находится во французском Страсбурге, являющееся одним из структурных подразделений Европейской организации криминальной полиции (Европола) входит уже 33 европейских государств. А к его работе проявляют постоянный интерес и принимают непосредственное участие также европейские министры, политики, эксперты.
  «Группа Помпиду» в начале 90-х констатировала появление на международном незаконном рынке наркотиков нового мощного картеля, начавшего массированный вброс афганского героина.
  Тогда же в качестве «северного транзитного маршрута» героина  в Европу международными наркосиндикатами начинает осваиваться «постсоветское пространство» СНГ.
  Героиновый «наркобизнес» становится самым прибыльным криминальным видом бизнеса, ибо дает – в случае отсутствия провалов, свыше 1200 процентов прибыли в разнице цен за грамм героина в Афганистане и Париже или Лондоне.
  По данным Управления ООН по контролю за оборотом наркотиков, за последнее десятилетие площади посевов опийного мака в Афганистане, производство опиатов, включая героин (не менее 80% от мирового производства этого вида наркотиков), выросло многократно, и ныне производство героина достигает в год около 150 миллиардов разовых доз. А, по оценкам экспертов, запасов «белой смерти» хватит на несколько лет покрытия потребностей мирового наркорынка даже в случае полного уничтожения производства героина в Афганистане в ближайшем будущем.
  При этом ежегодно от передозировки в Европе погибает около 100 тысяч наркоманов, причем около трети из них приходится на жителей России.
  Незаконный оборот наркотиков является одним из основных видов трансграничной (международной) организованной преступности, наряду с торговлей оружием и «живым товаром» (в том числе органами для трансплантологии), подпадающим под конвенцию ООН 2000 года.
  Но, парадоксальным образом, международные силы в Афганистане отнюдь не стремятся активно участвовать в борьбе с наркопроизводством, тем самым «покупая» собственную безопасность в районах своей ответственности.
  Европол также уклоняется от активного сотрудничества с компетентными правоохранительными органами России и Белоруссии по защите своих граждан от героиновой экспансии.
  Поэтому понятны обеспокоенность российских должностных лиц относительно перспектив международного сотрудничества в деле борьбы с афганской наркомафией.


Рецензии