Искусство управления кризисами 1 мая 1960 г

   Управление кризисами – crisys management – особый вид, отрасль государственного управления, основанная на некоторых современных научных математических теориях от теории вероятности до теории игр и исследования операций.
  Но мало кому известно, как именно, при каких обстоятельствах родился этот жизненно необходимый для современных обществ вид особой государственной службы.
  …1 мая 1960 года большинству современников памятно разве что только тем, что около 7 часов утра в районе Свердловска советской ракетой был сбит американский самолет-разведчик U-2 под управлением нанятого ЦРУ пилота Френсиса Гарри Пауэрса…
  А между тем, именно после получения президентом США Эйзенхауэром сообщения о сбитом самолете-шпионе – он был отнюдь не первым, начиная с 1957 г., самолетом-разведчиком, чей полет над территорией СССР был «принудительно пресечен силами ПВО страны», -  распорядился немедленно собрать рядом с его рабочим кабинетом в Белом доме команду экспертов для обсуждения создавшейся ситуации. И именно поэтому 1 мая 1960 г. стало датой рождения кризисного ситуационного центра администрации президента США.
  Итоги предпринятого «мозгового штурма» столь впечатлили полнозвездного американского генерала, что он потребовал создать условия для постоянной работы экспертов, чья помощь, консультации и советы могли бы понадобиться президенту в любой критической ситуации. Прежде всего речь шла о создании бесперебойной, преимущественно закрытой, системы связи с различными инстанциями и должностными лицами, способными оказывать информационную поддержку выработке и принятию политических управленческих решений.
  Именно в таком виде ситуационно-кризисный центр Белого дома наследовал его новый хозяин Джон Фицджеральд Кеннеди, которому уже 15 апреля 1961 г. пришлось прибегнуть к его помощи для контроля за ситуацией с бесславным провалом попытки интервенции на «Остров Свободы», как тогда называли Кубу, в бухте Свиней.
  А еще через полтора года ситуационный центр и его эксперты ломали головы над загадками Карибского кризиса….
  Но мы не случайно упомянули именно о много профильности  ситуационной службы поддержки принятия решения – если для Джорджа Буша-младшего это был вызов Аль-Кайды, а затем разрушительного урагана Катрина, опустошавшего южные штаты Америки, то накануне полувекового юбилея кризисного центра (Situation Center) первому чернокожему президенту США советы экспертов были необходимы для борьбы уже с последствиями экологической катастрофы в орган Мексиканском заливе.
  Разумеется, нынешнее техническое, информационно-аналитическое и программно-прогностическое обеспечение «ситуационного центра» не идет ни в какое сравнение с его первыми моделями, не отставая, а во многом даже опережая полет самых смелых фантазий человеческой технической мысли. Однако только жизнь на планете Земля не становится от этого более комфортной и безопасной…..

  P.S. Нашим отечественным любителям сравнения «их достижений» с собственными «недостатками», скромно только упомянем, что аналогичные системы поддержки принятия и реализации управленческих решений, не одно десятилетие существуют и в нашей стране, причем методология и технология их функционирования представляет живейших профессиональный интерес для наших заокеанских друзей и партнеров по глобальной ответственности за судьбу планеты Земля.


Рецензии