Врангель о полководцах Белого дела ч. 1

Атаман Семёнов

В своих воспоминаниях Врангель дает очень интересные характеристики многим своим соратникам, подмечая их сильные и слабые стороны.
Вначале одна цитата, красноречиво говорящая, КАКОЙ авторитет имел САМ «чёрный барон» среди белых офицеров:

«К сентябрю 1919-го года большевики стянули большие силы к Царицыну. Началась кровопролитная оборона города. В какой-то день красные прорвали её. В резерве оставался лишь конвой Врангеля. Вскочив на коня, барон сам повёл его в атаку. Сотня врезалась в шеренги красных матросов, и те в панике отступили к Волге. Таким образом, положение было спасено.
Полковник Шинкаренко вспоминал: «На холме впереди мы увидели группу всадников и чёрно-жёлтый флаг Святого Георгия – Врангель со штабом. В наше время едва ли не единственное место, где можно увидеть командующего на поле боя, - полотна Гро и Верне в Лувре. Мы же видели его воочию – высокого, худого, в коричневой казачьей черкеске с закатанными рукавами, заломленной на затылок папахе и с казацким кинжалом на поясе.
- Благодарю вас, Шинкаренко, фантастическая атака! – сказал он, протянув руку с длинными пальцами. – Мой конвой тоже участвовал в атаке – они порубали матросов на правом фланге. Ещё раз спасибо. Право, великолепная атака. Не забудьте сделать представление к наградам, да не скупитесь!»
Видна и личная храбрость Врангеля и уважение, которым он пользовался среди подчинённых.
Теперь  его воспоминания о  соратниках по Белому делу. (КОММЕНТАРИИ БУДУТ ВЫДЕЛЕНЫ В СКОБКАХ).


Атаман Семёнов

Краткая справка о нём:
Родился 13 (25) сентября 1890 года в карауле Куранжа Дурулгуевской станицы Забайкальской области. Образование получил в двухклассном училище в Могойтуе и Оренбургском казачьем юнкерском училище (1908—1911). Свободно говорил по-монгольски и по-бурятски. С 1911 г. Семёнов — хорунжий Верхнеудинского полка. Службу он проходил в военно-топографической команде в Монголии. С началом Первой мировой войны Семёнов — на фронте в составе 1-го Нерчинского полка. В первые месяцы войны он был награждён орденом Святого Георгия IV степени за подвиг, совершённый 11 ноября 1914 г. (отбил захваченное неприятелем знамя своего полка и обоз Уссурийской бригады) и Георгиевским оружием (за то, что во главе казачьего разъезда первым ворвался в занятый немцами город Млава).
Командиром Нерчинского казачьего полка в 1915 г. был барон П. Н. Врангель, который в своих воспоминаниях дал следующую  характеристику Г. М. Семёнову: «Семёнов, природный забайкальский казак, плотный коренастый брюнет, с несколько бурятским типом лица, ко времени принятия мною полка, состоял полковым адъютантом и в этой должности прослужил при мне месяца четыре, после чего был назначен командиром сотни. Бойкий, толковый, с характерной казацкой смёткой, отличный строевик, храбрый, особенно на глазах начальства, он умел быть весьма популярным среди казаков и офицеров. Отрицательными свойствами его были значительная склонность к интриге и неразборчивость в средствах для достижения цели. Неглупому и ловкому Семёнову не хватало ни образования (он кончил с трудом военное училище), ни широкого кругозора и я никогда не мог понять каким образом мог он выдвинуться впоследствии на первый план гражданской войны».
В 1916 году Семёнов перешёл в 3-й Верхнеудинский полк, воевал на Кавказе, затем в составе дивизии Левандовского совершил поход в персидский Курдистан. Есаул. По возвращении из Персии в мае 1917 года, находясь на Румынском фронте, обратился с докладной запиской на имя военного министра А. Ф. Керенского, в которой предложил сформировать в Забайкалье отдельный Монголо-бурятский конный полк и привести его на фронт с целью «пробудить совесть русского солдата, у которого живым укором были бы эти инородцы, сражающиеся за русское дело». В июне 1917 г. назначен комиссаром Временного правительства по формированию добровольческих частей из монгол и бурят в Забайкальской области.
И вот что пишет Врангель в воспоминаниях:
«В Екатеринодаре явился ко мне прибывший из Сибири посланцем от атамана Семенова есаул Миллер. Миллер, бывший офицер Нерчинского казачьего полка, при мне служил в полку одновременно с Семеновым. Ныне он прибыл с письмами от последнего к Главнокомандующему. Между адмиралом Колчаком и Семеновым были значительные несогласия и Семенов, командируя Миллера, надеялся найти поддержку в генерале Деникине. От Миллера узнал я все подробности возглавляемой Семеновым борьбы казаков на Дальнем Востоке.
За несколько месяцев до революции Семенов, в числе других офицеров, знающих монгольский язык, был командирован в Забайкалье для формирования инородческих частей. Там застал его и большевистский переворот. Отказавшись подчиняться местным представителям советской власти, Семенов начал партизанскую войну против большевиков, поддержанный местными промышленными кругами, главным образом, владельцами приисков, щедро снабжавшими его средствами.  (ОЧЕНЬ ХАРАТЕРНАЯ «ПРОГОВОРКА» БАРОНА О ТОМ, КТО НА ДЕЛЕ ПОДДЕРЖИВАЛ БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ - коммент.)
К Семенову стали стекаться, избегая беспощадной расправы красных, многочисленные добровольцы. В конце восемнадцатого года стали прибывать в Забайкалье отправленные туда после неудачного наступления частей генерала Краснова на Петроград полки Уссурийской дивизии. Большая часть офицеров и значительная часть казаков и солдат присоединилась к Семенову. Начальник Уссурийской дивизии генерал Хрещатицкий первый подал пример добровольного подчинения младшему, (А СЕМЁНОВУ ТОГДА БЫЛО ВСЕГО 28 ЛЕТ!!! – коммент)согласившись принять должность начальника штаба Семенова, выбранного поднявшимися Забайкальцами атаманом. Примеру Хрещатицкого последовали остальные офицеры дивизии. Семенову удалось войти в связь с японцами, оказавшими ему значительную поддержку. (СЕЙЧАС НОВОЯВЛЕННЫЕ ЗАЩИТНИКИ ЧИСТОТЫ БЕЛОГО ДЕЛА СТАРАЮТСЯ ОБ ЭТОМ НЕ УПОМИНАТЬ ВОВСЕ – коммент))За Забайкальцами поднялись Уссурийцы и Амурцы. Силы Семенова росли и крепли и вскоре он, стоя во главе трех войск, стал фактическим хозяином Восточной Сибири. Появление адмирала Колчака неожиданно ставило предел честолюбивым планам атамана. (ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, ЧТО ВРАНГЕЛЬ НЕ РАССКАЗЫВАЕТ, ОТКУДА ВДРУГ ПОЯВИЛСЯ КОЛЧАК НА Д. ВОСТОКЕ ТОГДА. КТО И ЗАЧЕМ ЕГО ТУДА ПРИВЁЗ – коммент).
Последний, усмотрев в действиях адмирала Колчака посягательство на свои права, отказался подчиниться Верховному Правителю, за что последним был отрешен от должности и предан суду. Решив продолжать с Верховным Правителем борьбу, Семенов стал перехватывать следующие в сибирские армии грузы, грозя совсем отрезать армии от Приамурья. (!!!!) Ища поддержки, Семенов обратился к атаману Оренбургского войска Дутову. Однако последний решительно отказался его поддержать. Теперь Семенов думал найти опору в генерале Деникине. Я самым резким образом высказал Миллеру мое негодование на действия его начальника, о чем просил его довести до сведения Семенова.
Через несколько дней генерал Романовский сообщил мне, что генерал Деникин решительно отказался поддержать домогания Семенова. Я предложил генералу Романовскому со своей стороны, как бывший начальник Семенова, послать ему телеграмму, побуждая его выполнить свой долг в интересах общего дела. К моему предложению генерал Романовский отнесся весьма сочувственно. Тут же составил я и вручил ему телеграмму, копию с коей послал есаулу Миллеру. Телеграмма была написана в весьма резких выражениях — зная Семенова, я знал, что это окажется наиболее действенным: "до сих пор я гордился тем, что некогда командовал славными Нерчинцами, теперь стыжусь, узнав, что среди них оказался изменник общему делу..." Далее я убеждал Семенова отказаться от личных интересов для пользы общего дела и подчиниться Верховному Правителю. Мне неизвестно, была ли когда-либо получена моя телеграмма атаманом Семеновым, последний вскоре изъявил готовность подчиниться адмиралу Колчаку и в дальнейшем продолжать бороться под его начальством. За несколько дней до смерти адмирал Колчак передал Семенову полноту военной и гражданской власти в Сибири. (ПРЯМО СКАЖЕМ, ПОЗДНОВАТО- коммент)
В двадцатом году, во время борьбы моих войск в Крыму, Семенов известил меня о готовности подчиниться мне.
 (ЧТО ТУТ МОЖНО СКАЗАТЬ.  МЕСТЕЧКОВАЯ БОРЬБА ЗА «СТАРШИНСТВО» НЕПОМЕРНЫЕ АМБИЦИИ, ОТКРОВЕННАЯ СВЯЗЬ С ЯПОНЦАМИ ПРИВЕЛИ И К ЗАКОНОМЕРНОМУ КОНЦУ САМОГО СЕМЁНОВА. В СЕНТЯБРЕ 1945 ГОДА ОН БЫЛ АРЕСТОВАН СМЕРШЕМ В СВОЕЙ РЕЗИДЕНЦИИ В ХАРБИНЕ, А 30.08.1946 ГОДА – ПОВЕШЕН ПРО ПРИГОВОРУ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР – коммент.)


Рецензии
Выбрал рассказ о Врангеле. Раньше о нем говорили исключительно в негативном свете. Потом услышал и другие мнения. Читал его мемуары. А интересно стало, потому что живу как раз недалеко от Турецкого вала, где проходил крайний рубеж его обороны в 1920 году.

С уважением

Василий Гапонов   01.02.2014 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Василий!
Это был незаурядный человек.
Заходите.
С уважением,

Сергей Дроздов   01.02.2014 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.