гл. 15. Испытание спуском

    из гл.14.   http://www.proza.ru/2010/05/17/356

   Из числа, побывавших в ущелье реки Сиамы, первым в душанбинском альплагере вернулся Володя Гуревич. Он сразу же развлек нашу каратаговскую «десятку» ироническими  рассказами о походной жизни второй половины нашей команды. По его словам, ничего  сверхъестественного в их лагере тоже не  произошло, хотя при большом желании чудом можно считать любое происшествие. В этом желании, по его мнению, особенно преуспел наш Гуру Володя.

    До возвращения остальных «сиамцев» мы, прихватив мочалки и мыло, отправились на берег реки Варзоб. Окраина города в разгар дня была безлюдна, и мы, разделившись на  женский и мужской коллективы, отыскав себе подходящее местечко, разделись и с наслаждением вымылись. Река в низовье гор замедляла скорость течения и стала приятно теплой: после ледяной воды верховья подобное мытье доставляло огромное удовольствие.

    После помывки все отправились на базар - отъедаться помидорами, дынями и фруктами.  Базар в Душанбе, как, впрочем, и в любом другом азиатском городе, это самое живописное и людное место. Здесь  продавали, заменявшие нам хлеб лепешки, фрукты и овощи - невиданного вкуса, размера и сытости. Плоды здешних краев трудно даже сравнивать с теми, что мы видели на Ленинградском рынке. Одной помидорины - размером с голову ребенка, мясистой и искрящейся на разломе - и куска лепешки мне вполне хватало на весь день! Изобилие свежих пряных трав и сушеных приправ наполняло рынок сказочным благоуханием. Здесь же можно было съесть и знаменитый плов, подаваемый огромными порциями - горячий и золотистый, причем, без мяса: мясо в Азии приготовляют в отдельной посуде и только по  желанию его подают к плову в виде нарезанных кусочков.

    В чайхане - излюбленном месте встреч и времяпрепровождения местных жителей, мы покупали на всех один или несколько фарфоровых чайников с зеленым, горячим чаем, который разливали в пиалы. К чаю прикупали сладости - немудреные и недорогие, употребляемые там вместо сахара. В той же чайхане мы ели и фрукты, купленные и вымытые прямо на базаре. Зеленый чай в Азии пьют на открытом воздухе, в дворике чайханы, сидя на полу особой, низкой деревянной террасе, посередине которой установлены низкие столы, рассчитанные на шесть человек. Время от времени посетители подходили к чайханщику, чтобы вновь наполнить свои чайники, и этот процесс мог происходить бесконечно. Находиться за столиком можно было сколь угодно долго, закусывая и ведя неспешную беседу. С навесов террасы оплетенной лозами винограда, на нас свешивались его спелые,  синие грозди.

 На Путинском базаре - главном рынке города - можно  было купить все, что нужно из еды и вещей, здесь же - починить обувь, отведать вкусных, горячих  мант или просто побродить, любуясь южным великолепием города и живописностью вида  душанбинцев. Примерно половина из них одета в яркую, национальную одежду, мужчины - в чалме и халатах. Больше всего меня поражало общее состояние умиротворения и покоя: ни разу не видела, чтобы здесь возникали ссоры и перепалки, а если подобное и случалось, то в них не было той злобности и страстности, какую наблюдаешь у нас в России или на Кавказе. Казалось, что внешняя жизнь для этих людей является чем-то, не стоящим их особого внимания, все они жили скорее внутри себя. Возможно, это было только моим ощущением: каждый видит мир именно так, как сам настроен его видеть! Во мне в те дни все еще сохранялся покой, посетивший меня в горах, отчего все люди вокруг казались мне отражением этого покоя.

    Вечером к лагерю подъехали все остальные, и мы, наконец, собрались вместе. По сравнению с прибывшими, наша десятка выглядела счастливой: мы понимали друг друга с полуслова и были удивительно радостны. На «сиамской половине» происходило что-то  странное. Володя находился в полном отрыве от своих: от него за время похода устали  и   подчеркнуто  избегали его высказываний. Нашему Гуру григорьевцы отвели странную роль того, о котором говорят «в семье не без урода». Уже зная от Гуревича некоторые подробности их походной жизни, мне было грустно это наблюдать. Мой Учитель окончательно  утратил связь с реальностью, а сиамский коллектив, где единственной его ученицей была только Надя - всегда пассивная и  молчаливая, не захотел ни понимать, ни прощать его:  он ведь никогда не был их Учителем! Спросив Володю про его мнение о походе, я услышала, что результатами он очень доволен, только очень не доволен группой, которую не сумел организовать – «в следующий  раз возьмет  с  собой  более достойных!» Его высказывание мне не понравилось. О результатах нашего похода Володя даже не спросил: если даже  его «избранные» ученики «сработали против него», то что ему было до нас, «темных»?

    «…Если человек хочет видеть во всех вражеские происки, если у него трудность - это проверка, а та же трудность у другого - наказание, если он не хочет видеть в людях добра, а сам ищет «темных» и, при этом, постоянно витает в облаках, возомнив себя вторым после Бога, то рано или поздно его сбросят на землю и больно ударят. Я этого ему не желаю, но Володе уже не помочь».

  Григорьевцы откровенно смеялись над Володей - над его чудачествами, богатым  воображением, отсутствием интеллектуальных знаний, неорганизованностью и кажущейся нелогичностью его поступков. С точки зрения обычного человека, они были совершенно правы, но чего-то более ценного, чем все эти прекрасные и отсутствующие у Володи качества, не хватало в них самих. При всей привлекательности личных достижений «григорьевцев» и при моей всегдашней тяге к интеллектуалам, на каком-то  ином - интуитивном уровне, они казались мне дьявольской силой, незаметно и ласково разрушающей самое главное в человеке - уважение к Учителю, открывшему путь в иную реальность и, несомненно, имеющему духовное начало, несмотря на все внешние изъяны личности. Но эта мысль пока еще оставалась лишь в моем подсознании, на уровне ума я, не без сознательной помощи моих новых друзей, тогда все больше и больше начинала видеть в Володе только его слабые стороны - непомерно разросшийся эгоизм и тщеславие, и все больше проникалась мнениями «григорьевцев».

   Григорьевцы делали все возможное, чтобы разъединить нас. Первым делом Гуревич рассказал нам гениальную притчу Гурджиева о Волшебнике и  Овцах. Сама по себе действительно мудрая притча в тех обстоятельствах как нельзя более четко нацеливала всех  против нашего Учителя, разрушая последние  иллюзии относительно его и методов его Работы. Сюжет ее прост и оригинален. Один Волшебник был жаден и ленив, он жалел средств, чтобы нанять пастухов для охраны  своего  стада  овец. В результате его овцы постоянно разбегались и стадо редело. И тогда Волшебник  воспользовался своим необычным умением: он внушил каждой овце, что она уникальна и любима: одну назвал совершенством красоты,  другую - мудрецом, третью - гением зла. Но самое главное внушение состояло в том,  что овцы поверили в свое  бессмертие и перестали бояться смерти, отчего больше не пытались убегать от ножа Волшебника. Они  так возлюбили своего господина, что с огромной радостью и  любовью приносили себя в жертву Волшебнику, когда ему хотелось их мяса.

    Вся вторая часть моего Памирского путешествия стала удивительной чередой  проигрывающихся сюжетов суфийских притч, которые то пересказывали мне мои новые   друзья, то преподносились самой  жизнью в форме различных ситуаций. Гурждиевская притча о Волшебнике и Овцах подразумевала отождествленность обычного человека (овцы) жизнью,  при которой он воображает себя в жизни кем-то особенным, имеющим волю и возможность что-либо делать по своему усмотрению. В результате подобных иллюзий человек становится обречен быть игрушкой обстоятельств и бесконечно страдать. Его сознание «спит» и потому он - только звеном в Луче Творения, где все отдает свою энергию другим формам жизни без принципиального изменения своей сущности. Именно наши необоснованные иллюзии о самих себе больше всего мешают нам «сбежать от своего хозяина», чтобы перестать быть  его «пищей». Умей мы видеть свое состояние загипнотизированности жизнью, мы могли бы перестать быть  «овцами» и даже приобрести  способности Волшебника...

    в гл. 16  http://www.proza.ru/2010/05/24/605


Рецензии
да.. очень интересно.
сколько "шамбалоискателей" приходилось спасать нормальным туристам...

Андрей Александровв   23.05.2010 13:21     Заявить о нарушении
Благодарю. А шамболоискателям приходилось сострадать загруженным физически и душевно "нормальным туристам", несущимся вдаль в постоянной борьбе с собой и с природой.

Алкора   24.05.2010 12:36   Заявить о нарушении
эх. не поняли вы туристов)) физечески да.. это труд.
но через него понимаешь себя.. и других.. природу.
"гора это мудрая лекция вечность и я " сказал Юрий Визбор.

Андрей Александровв   24.05.2010 19:48   Заявить о нарушении