В Копилку Просто о дружбе

В силу ли характера, или своей природной любознательности, или ещё чего-то, но я  всегда присматривалась к тем людям, которые окружали меня на протяжении всей жизни,  а иногда и чему-то училась у них… от автора

ПРОСТО О ДРУЖБЕ

Мы были с ней  знакомы много лет, с тех пор, как я, покинув  один район города, переехала в другой, называемый «спальным».

Мне  не исполнилось ещё и  тридцати лет, а она  уже  разменяла свой шестой десяток.

Жили в одном и том же доме, на разных этажах, но познакомились через детей. Зимой возили на санках: я – сына, она – внука.  Летом встречались на детской площадке. 
Слово за слово, и мы уже многое знали друг о друге. До переезда   женщина эта проживала в двухэтажном  коттедже  с двумя  сыновьями, мужем и его престарелыми родителями. Добротное строение попало под снос.

Семью расселили, чему моя новая знакомая  была чрезвычайно  рада.  Она, её муж и сын-студент получили трёхкомнатную квартиру в шестнадцатиэтажном  доме. Не были обделены и  родители мужа. 

Старший из её сыновей вселился в однокомнатную. Собирался жениться на девушке доброй, нежной, с которой много лет встречался.  Но судьба распорядилась иначе.  Летом отдыхал на юге,  несколько дней провёл в компании случайной знакомой. Расстались спокойно. Таких приключений в его жизни ранее не наблюдалось.  Постарался забыть. И забыл.

Но, как оказалось, напрасно. Через несколько месяцев  молодая женщина отыскала его.  Причина её визита была  ясна: она ожидала ребёнка.  Приехала лишь для того, чтобы сообщить об отцовстве.  Заявила: ей  всё равно, примет ли  он участие или нет  в воспитании  наследника,  она, в любом случае,  беременность прерывать не будет, ей уже за тридцать, и это, возможно, последний   шанс на материнство. 

Именно с этим внуком и нянчилась  женщина, когда состоялось наше знакомство. Со временем  я со всеми перезнакомилась.  Младший  сын вскоре женился.  Появились ещё внуки, ко всем она относилась с уважением и любовью.  Обладала характером  спокойным, была терпелива и услужлива. Не разжигала, как иной раз случается  с свекровями, семейные пожары, а, наоборот,  пыталась предотвращать ссоры. 

Её муж обладал взрывным характером. Его мнение было  единственно правильным и обсуждению не подлежало. Но она умела укрощать строптивый  нрав ласковым словом, и детей  учила  тому, как можно и нужно  по-умному избегать разногласий, следовать своим убеждениям и при этом  жалеть, беречь  отца, который  своим детям и внукам готов был всё отдать.

Лишь старшая сноха, хотя и жила отдельно, успела рассориться и с ним, и со свекровью,  и со всеми остальными домочадцами. Не существовало такого, что пришлось бы ей  по душе. 

Я всегда с удовольствием общалась со своей соседкой. У нас было много общего. Обе увлекались одним и тем же: любили книги. Следили за новинками, выписывали «толстые» журналы, я их обожала, обменивались ими. Ночью   занимали очередь в пунктах по сдаче макулатуры,  чтобы не пропустить  талоны на покупку детских ли сказок или литературы для души. А иной раз приобретали   и  со значительной переплатой - хотелось доставить удовольствие  и себе, и близким людям.

Я знала, что она  была начальницей   крупного конструкторского бюро. Начались сокращения.
И ей предложили: или она уходит  на пенсию с почестями- грамотами, подарками,  или её увольняют  без всего, да ещё и не повысят в должности старшего сына, работавшего там же.  А, возможно, он вовсе лишится работы.  Кому-то срочно потребовалось её место. Как умный человек, понимала, решили избавиться – борьба не поможет. 

И она  ушла с самоваром, грамотами, хрустальной вазой – набором для тех, кого уже «списали». Своё новое положение восприняла  спокойно.  На пенсию так на пенсию.  Занималась домом,  внуками, огородом. Моя немолодая подружка отлично готовила. От неё я научилась выпекать вкуснейшие плюшки. 


Мне были близки те понятия, по каким она жила. Мы сходились и в том, что удары судьбы необходимо встречать с достоинством, и  свой груз не сбрасывать на других.
- Ничего не поделаешь: таков, значит, удел!  Надо  примириться, понять своё предназначение  и идти дальше, - говорила она. 
Мой отъезд на какое-то время прекратил общение. А потом началась переписка. Мои звонки.

Годы приносили болезни, печали, горести: муж тяжело заболел, она  долго ухаживала  за больным, страдая вместе с ним. Потом овдовела. Начала терять зрение. Младший, близкий сердцу сын, скоропостижно скончался, дожив лишь до пятидесяти лет. Удары судьбы, удары…

И она, и я, поддерживая друг друга на протяжении долгих лет,  старались  принять с покорностью  то, что не в нашей власти изменить.  Недавно моей дорогой подруги не стало.

В  Копилку, без которой не могу  обходиться,  с любовью и почтением  помещаю  память о ней и  свою скорбь.  Найдётся место и для тех слов, которые  мы с ней друг другу неоднократно  повторяли:
«Ничего не поделаешь: таков, значит, удел!  Надо  примириться, понять своё предназначение  и идти дальше…»
 



20.05.10


Рецензии
Светлая память хорошему человеку
Грустно терять друзей и близких, но что поделать

Эми Ариель   23.09.2023 13:47     Заявить о нарушении
Жизнь...

Веруня   24.09.2023 09:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.