Открытое письмо Премьер-министру РФ Путину В. В

   25. 02. 2016г. на шахте «Северная» (компания «Воркутауголь») произошла крупная авария. Погибли люди. Это  событие заставило меня вспомнить другую трагедию...

Открытое письмо Председателю Правительства РФ Путину В.В.
 
Май, 2010г.


Открытое письмо Председателю Правительства РФ
Путину В.В.

  Уважаемый Владимир Владимирович!
09.05.2010г. на шахте «Распадская» произошла трагедия. Уверен, Правительственная комиссия разберется в ее причинах.
  Прошу Вас после окончания работы этой комиссии принять к сведению мои предложения, которые я высказывал по реформированию угольной промышленности Украины. Вероятно, эта информация будет Вам полезна. (См. «Горный журнал» 12. 2009, с. 55 - 56.) У наших стран много общего...
  Познакомьтесь, пожалуйста, с идеей - излагаю совсем кратко.
 
  Итак, суть предложения сводится к следующему: все без исключения структуры, обеспечивающие безопасность, должны быть выведены из подчинения директору шахты, всей ведомственной вертикали начальников вверх и вниз от него. Таким образом, целые участки должны быть переданы другой, абсолютно сторонней организации со всем их штатом. Соответствующие фонды также должны быть полностью переданы ей на баланс. При этом контролирующая сторона (эта организация) никак не должна зависеть от подконтрольной (шахты). Более того, интересы сторон должны быть различными, в идеале – диаметрально противоположными. Тогда и контроль будет эффективным.
  Особо следует остановиться на диспетчерской службе. Эта служба должна быть дополнена независимой диспетчерской службой, участком сторонней организации, тесно взаимодействующим с диспетчерской службой шахты. К независимому диспетчеру должна стекаться вся оперативная информация, и ему должны быть предоставлены весьма широкие полномочия, в отличие от подчиненного ему шахтного (технологического) диспетчера – сотрудника данного предприятия.
  Таким образом, возникает непростой вопрос, какому все-таки ведомству (организации) подчинить эти, выделенные за рамки полномочий администрации шахты, структуры? Уже ясно, что, с одной стороны, такое ведомство не должно быть подвержено влиянию руководства предприятия, а с другой, – оно должно иметь все необходимые возможности для того, чтобы компетентно заниматься созданием и поддержанием безопасных условий ведения работ в шахте.
При рассмотрении сквозь призму обозначенных признаков организаций – вероятных кандидатов на эту роль, наш взгляд остановился на Государственной военизированной горноспасательной службе (ГВГСС). Она, кроме прочего, способна обеспечить высокий уровень исполнительской дисциплины. Более того, главной и непосредственной задачей, которую обязана решать эта организация, является ликвидация аварий в угольных шахтах. Другими словами, горноспасательные части заинтересованы в поддержании безопасности больше остальных, потому что эта самая безопасность "обещает" им отсутствие основной работы, которую призваны выполнять ее сотрудники, рискуя жизнью. При этом немаловажно, установить такой порядок, в соответствии с которым, первыми сотрудниками ГВГСС, приступающими к спасательной операции на конкретной шахте, были именно те, кто постоянно обеспечивает ее безопасность (структуры, сформированные для замещения тех участков, которые раньше принадлежали шахте). Далее, важно отметить, что такая реформа не должна быть половинчатой. Принцип разделения, чтобы сработать, должен быть реализован до конца. Горноспасательная служба должна быть кардинально реорганизована. Ее подразделения, дислоцированные на шахтах, наряду с прежними, должны решать целый ряд дополнительных задач. И, главное, – ГВГСС должна быть выведена из состава Министерства угольной промышленности Украины. Наверное, ее следовало бы подчинить Министерству Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.

  С уважением, Артур Ефимович Гольберт.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 
ОТДЕЛ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
(ПРИЕМНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ) УПРАВЛЕНИЯ ПО СВЯЗЯМ
С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СМИ

21.05.2010. №2.8-15-26073-47

                А.Е. Гольберту
                83048 Украина, г.Донецк

Уважаемый Артур Ефимович!
Ваше «открытое письмо к Председателю правительства РФ В.В. Путину», поступившее через Интернет-сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принято к сведению.

Консультант     (подпись)
Т.Д. Бурмистрова
____________
АДМИНИСТРАЦИЯ               
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Департамент
угольной промышленности
и энергетики
____
От 21.09.2011г.  № УПЭ – 7/1010                А.Е. Гольберту       


               
      Уважаемый Артур Ефимович!
      Ваше обращение, поступившее в Администрацию Кемеровской области на имя
А.Г. Тулеева,  рассмотрено в департаменте угольной промышленности и энергетики.
      Мы полностью разделяем Вашу озабоченность состоянием безопасности в угольной отрасли и благодарны  Вам за  Ваше неравнодушие, истинно гражданское отношение к проблемам обеспечения безопасности шахтерского труда.
      Учитывая значимость поднятой в обращении темы, мы направили письмо с Вашими предложениями руководителю  Южно-Сибирского управления  Ростехнадзора  Е.Л. Резникову для рассмотрения и использования данной информации в расследовании аварий.*
        Желаю крепкого здоровья, благополучия Вам, Вашим родным и близким.

        С уважением,
         начальник департамента      (подпись)      А.  Гаммершмидт
_______
*Не совсем  ясно,  как  мое предложение может быть использовано при расследовании аварий... (автор).

                АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                                               Губернатору  Кемеровской области   
                                               А. Г. Тулееву

          Многоуважаемый Аман Гумирович!
          Я не так давно обращался к Вам с предложением, которое имеет отношение к безопасности трудящихся – горняков угольных шахт Кузбасса.  Получил вежливый ответ (отписку), подписанный начальником одного из департаментов  Администрации Кемеровской области  – А. Гаммершмидтом.  Разумеется, никто не обратил  внимания  ни на моё письмо,  ни на статью в  «Горном журнале»… 
На  шахте «Зиминка» погибли три человека, на шахте "Комсомолец" случился пожар, слава богу,  обошлось без жертв…  Неужели следует ждать более масштабных аварий, чтобы в очередной раз вспомнить о несчастных  людях, обреченных трудиться в нечеловеческих условиях?!  Думаю, государство должно оградить своих граждан от очевидных рисков.  Именно в этом,  по большому счету,  и  заключалось моё предложение…
       Перед тем  я  писал  тогдашнему Председателю Правительства  РФ  В.В. Путину. Сегодня он  –  Президент. Безопасность граждан России – его первейшая забота. Надеюсь, он отнесется к этому делу с пониманием своей ответственности.
         Убедительно прошу Вас лично познакомиться с моими доводами, подключить к рассмотрению специалистов и, если Вы сочтете их (доводы) убедительными, выступить с соответствующей инициативой… 
         Ваши  опыт, талант и  авторитет могут на деле  послужить очень важному и гуманному начинанию!

         С пожеланием успехов, 
         А. Е. Гольберт,  горный инженер-электромеханик


_________________

                Ответ на обращение в адрес Президена РФ
      См. ниже.

      С уважением,
 
      Панина Альбина Сергеевна
Советник отдела нормативного регулирования, промышленной безопасности,
охраны труда и экологии в угольной промышленности
Департамент угольной и торфяной промышленности
Министерство энергетики Российской Федерации
тел./факс (495) 607-24-87
E-Mail:
               
                Гольберту А.Е.
               
                golbert.arthur@rambler.ru
11.03.2013.  № 11-106
_____________________
на №

         Минэнерго России совместно с МЧС России и Ростехнадзором рассмотрело Ваше обращение в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросу реформирования угольной промышленности России и сообщает.
         На угольных шахтах России эксплуатируются автоматизированные системы управления технологическими процессами АСУТП, главной функцией которых является контроль параметров  технологических процессов,                в том числе параметров работы объектов жизнеобеспечения и систем безопасности шахты (электроснабжение, вентиляция, водоотлив, системы аэрогазового контроля, позиционирования, поиска, противопожарной безопасности и другое).
        Согласно действующей редакции Правил безопасности в угольных шахтах ПБ 05-618-03 угольные шахты должны быть оборудованы комплексом систем и средств, обеспечивающих решение задач организации и осуществления безопасного производства и информационной поддержки контроля и управления технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях -- многофункциональной системой безопасности.
       В соответствии с новыми требованиями к организации автоматического контроля  за параметрами рудничной атмосферы, установленными  "Положением об аэрогазовом контроле в угольных шахтах", утвержденным приказом Ростехнадзора от 01.12.2011  № 678, система аэрогазового контроля кроме соответствующих служб шахты обеспечивает передачу информации об аэрологической обстановке на шахтах в режиме реального времени в территориальные органы Ростехнадзора и МЧС России.
        Диспетчерская служба является главным звеном в системе оперативного управления производством, координирует взаимодействие специализированных структурных подразделений шахты, в том числе при нештатных аварийных ситуациях, и не может быть выведена из системы управления производством.
        Современное Российское законодательство возлагает экономическую ответственность за обеспечение промышленной безопасности и охраны труда на предприятие, а персональную ответственность за организацию системы управления производством, персоналом, в том числе промышленной безопасностью и охраной труда, – на руководителя предприятия. Контроль за технологическими процессами является частью производственной деятельности предприятия. Выполнение требований промышленной безопасности – обязанность хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего опасный объект (шахту).
        Предприятия по добыче и переработке угля являются потенциально опасными объектами. Поэтому для обеспечения конституционных прав на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, необходимо одновременное выполнение действующего законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда.
     На практике разделить организацию и управление работами по исполнению законодательства в этих областях достаточно сложно и, как показывает опыт, нецелесообразно.
     Поэтому одной из основных задач обеспечения безопасности на предприятиях угольной промышленности становится создание эффективной системы управления промышленной безопасностью и охраной труда.
     По предложению Минэнерго России был разработан законопроект, предусматривающий создание на предприятиях угольной отрасли, эксплуатирующих опасные производственные объекты, единой системы управления промышленной безопасностью и охраной  труда и вспомогательных горноспасательных команд.
       Данные нормы введены в действие Федеральным законом от 04.03.2013 № 22-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
      Внедрение единых систем управления на предприятиях по добыче и переработке угля позволит сформулировать универсальное целостное представление о целях, принципах, приоритетных направлениях и задачах по исполнению действующих норм в области промышленной безопасности и охраны труда и других обязательств, принятых организацией.
      Такой единый подход к управлению промышленной безопасностью и охраной труда обеспечит эффективное распределение ресурсов, адекватных текущим условиям, комплексность, системность и согласованность планирования и реализации  мероприятий, направленных на достижение единой цели -- сохранение жизни и здоровья персонала во время трудовой деятельности. 
      Система управления промышленной безопасностью и охраной труда создается как составная часть системы управления организацией для управления рисками в областях промышленной безопасности и охраны труда.
    Интеграция управления рисками, обуславливающими состояние промышленной безопасности и охраны труда, в общую систему управления и принятия решений организации обеспечит с одной стороны, повышение безопасности труда и с другой –  повысит эффективность принимаемых мер и предпринимательства, конкурентоспособность организации, обеспечит ее устойчивое развитие, привлекательность и положительный имидж.
      Внедрение систем управления промышленной безопасностью и охраной труда, интегрированных в технологии управления бизнес-процессами  на уровне компаний, является еще одним шагом в инновационном развитии отрасли. Вовлечение в процессы управления рисками менеджмента компании и организаций, входящих в ее состав, и иерархическое распределение полномочий и обязанностей обеспечит их  солидарную ответственность за результаты реализации принимаемых решений.
      Построенные по такому принципу современные организационные структуры и модели управления обеспечат повышение степени адаптации компании к изменяющимся условиям, позволят планировать и своевременно принимать эффективные меры по улучшению условий труда и снижению рисков аварийности.
      В соответствии с действующим  законодательством организации по добыче (переработке) угля независимо от их форм собственности подлежат обязательному аварийно-спасательному обслуживанию, которое обеспечивается военизированными аварийно-спасательными частями.
        В настоящее время аварийно-спасательное обслуживание угольных организаций осуществляет федеральное государственное унитарное предприятие "Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть" (далее — ФГУП "ВГСЧ").
      Также считаем целесообразным отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2010 № 554 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" функции по руководству деятельностью горноспасательных военизированных частей возложены на МЧС России.
      Деятельность ВГСЧ регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 45 "Об утверждении Положения о военизированных горноспасательных частях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
      Военизированные горноспасательные части осуществляют следующие основные задачи:
 — поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств военизированных горноспасательных частей к выполнению задач по горноспасательному обслуживанию организаций;
 — горноспасательное обслуживание организаций.
     Необходимо отметить, что деятельность ВГСЧ главным образом направлена на своевременное проведение комплекса профилактических и технических работ в шахтах, обеспечивающих создание безопасных условий труда при добыче угля, готовности опасных производственных объектов к ликвидации возможных аварий и поддержание боеготовности подразделений ВГСЧ к проведению аварийно-спасательных работ.
      Также для обеспечения выполнения горноспасательных работ по локализации и ликвидации аварий в начальной стадии аварии (до прибытия военизированных горноспасательных частей) на предприятиях угольной промышленности создаются вспомогательные горноспасательные команды из числа работников данных организаций. Создание таких команд позволит значительно сократить масштабы и тяжесть последствий аварий. В настоящее время данная норма закреплена на законодательном уровне.
      Кроме того, в рамках реализуемой "Программы по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей на 2012-2013 годы" предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования горноспасательного обслуживания предприятий угольной промышленности. Согласно намеченным планам в 2013 году планируется разработать Устав военизированной горноспасательной части по организации и ведению горноспасательных работ, Нормативы организации военизированных горноспасательных частей, Положение о прохождении службы в военизированных горноспасательных частях, Положение об особенностях регулирования режимов труда и отдыха отдельных категорий работников военизированных горноспасательных частей, Порядок создания и функционирования вспомогательных горноспасательных команд и прочее.

Заместитель директора Департамента
угольной и торфяной промышленности   (подпись)         А.С. Глызин.

Департамент угольной и торфяной промышленности
Панина Альбина Сергеевна
(телефон)
______________________________________________
Forum-msk.ru Открытая электронная газета

F Россия Распадская

Всего комментариев к статье: 170
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно

Артур Ефимович Гольберт.
Мадам написал 17.05.2010 16:50
Артур Ефимович!
Милый мой!!! Правильные слова говоришь!!! Чтобы этого не понимать, нужно иметь семь пядей во лбу или просто волю??? А вот ее то у руководства страны - НЕТ!!! НЕТ ВООБЩЕ ЖЕЛАНИЯ НАВОДИТЬ ХОТЬ КАКОЙ ТО КОНРОЛЬ, кроме как "закручивать гайки" с помощью МВД!!!
И потом , дорогой, посмотри на свою фамилию и на сайт, который давится от антисемитизма!!!
Так стоит и им вообще что-то советовать, создавать, внедрять и т.д......???!!!!!
-------------------------
11 мая 2010 г.

Автор Александр Сазонов,  Корреспондент "Forbes"

«Правила безопасности угольных шахт — это прошлый век»
 Бывший сотрудник «Распадской» — о возможных причинах случившейся трагедии

Во вторник источники, близкие к следствию, назвали две наиболее вероятные версии взрывов на «Распадской» — нарушение технологии при добыче угля и неисправность электрооборудования. Еще одну версию назвал Владимир Путин — и тут же ее опроверг. На встрече с родственниками погибших шахтеров премьер заявил, что «неаккуратное обращение с огнем... еще можно было предположить при первом взрыве», однако повторный взрыв полностью исключил эту причину из числа рассматриваемых следователями. Аналитик рынка угля Дмитрий Никишичев, долгое время работавший на «Распадской», а теперь возглавляющий холдинг «Расмин», считает, что причины трагедии могут быть не в сбое оборудования и не в человеческом факторе, а в устаревших инструкциях по безопасности.
— Что представляет собой шахта «Распадская»?
— Сейчас в нашей угольной промышленности есть два типа шахт — я бы назвал их «советская» и «российская». Советская шахта (например, «Абашевская») — это капитальная вертикальная шахта с большой сетью узких эксплуатационных выработок вокруг нее. Такие шахты делали в 1960-е годы. После приватизации хозяева таких шахт стали просто «доедать» старые запасы угля. Результат: невообразимо сложная сетка горных выработок, которые тяжело проветривать.
Российская шахта строится по другому принципу. Выбирается пласт, залегающий близко к поверхности. Прямо по нему ведется несколько наклонных стволов. А потом по этим стволам развивается инфраструктура. Примеры: шахты «Котинская», «Ульяновская». Но «Распадская» уникальна. Она не относится ни к тому, ни к другому типу. Она спланирована очень грамотно с точки зрения количества горных выработок. Еще в конце 1990-х годов там произвели концентрацию горных работ: от ненужных выработок отказались. Шахта содержит черты советской капитальности. Но в то же время пространственная, геометрическая логика, технологии добычи, системы безопасности и управления там очень хорошие.
— Почему же все это не спасло от взрывов?
— Могу выразить только субъективное мнение. Причина первого взрыва, вероятнее всего, природная — спонтанный выброс метана. С точки зрения техники и автоматики «Распадская» — это передовая шахта. Очень маловероятно, что там проявились те же факторы, что и в «Южкузбассугле», где не соблюдались должным образом меры безопасности. На «Распадской» совершенно нормальное отношение к финансированию безопасности и инструктированию людей. А вот второй взрыв, вероятно, был спровоцирован так называемой реверсией. По правилам безопасности, которые утверждает Госгортехнадзор, в случае, если произошел взрыв, нужно подать как можно больше свежего воздуха. Это постулат. Для этого делается реверсия — вентилятор в центральном стволе, который вращался в одну сторону, переключают на вращение в обратную сторону.
— То есть вместо того, чтобы загонять воздух в шахту, он начинает его оттуда высасывать?
— Да. Это делают для того, чтобы дым, который образовался после первого взрыва, пошел по вертикальному стволу вверх. Потому что по вертикальному стволу ты людей не выведешь. При этом фланговые выработки заполняются свежим воздухом. Это позволяет вывести по ним людей из шахты на поверхность. Проблема в том, что при проведении реверсии во всей шахте происходит изменение соотношения метана и воздуха. Когда в атмосфере один метан — он не взрывается. Когда один воздух — тоже не взрывается. Если же доля метана в воздухе оказывается в районе 6-15%, резко увеличивается опасность взрыва. Я предполагаю, что второй взрыв был, вероятно, спровоцирован реверсией воздуха. Видимо, в момент реверсии в шахте оставались очаги возгорания от первого взрыва.
— После первого взрыва люди делали все что нужно или нет?
— Думаю, что действовали исключительно по утвержденной инструкции — плану ликвидации аварии. Ни шага в сторону. Но ведь инструкцию на все случаи не напишешь...
— Формально отнеслись к своим обязанностям?
— Диспетчер, директор, другие руководители шахты обязаны действовать по инструкции.
— У шахтеров зарплата зависит от нормы выработки. Может быть, они просто игнорировали показания датчиков, чтобы не останавливать работу?
— После трагедий на «Ульяновской» и «Юбилейной» такое невозможно.
— То есть вы считаете, что люди, просто действуя по инструкции, спровоцировали еще один взрыв?
— Это вопрос самой системы. В России законы технического регулирования еще советские. Их никто не пересматривает. Думаю, потому что в Москве их никто не чувствует, просто не видит. В России практически заново создано прогрессивное налоговое, таможенное, валютное законодательство. А вот изменением технологического законодательства никто не занимается. Законодательная база очень сильно отстает от технологий горной добычи, по которым многие российские компании в числе мировых лидеров. Если сейчас посмотреть действующий закон о промышленной безопасности, правила безопасности для угольных шахт, подзаконные акты — мы ничего не найдем современного. Прошлый век. А горная техника и системы автоматики шагнули далеко вперед.
Я хотел бы выразить соболезнования моим землякам-междуреченцам. Ничем не восполнить потерю...
_________________________
Письмо, которое в свое время я написал Президенту Украины (2011 г.)   

Открытое письмо Президенту Украины   В. Ф. Януковичу            
      
         О реформе обеспечения безопасности в угольной промышленности Украины

         Предлагаем   вывести из подчинения администрации шахт все штатные службы, осуществляющие контроль за   состоянием и применением средств обеспечения охраны труда и промышленной безопасности, с передачей их вместе с соответствующими штатами и фондами сторонней организации, с разделением полномочий, прав и ответственности. К таким подразделениям относятся   также службы вентиляции, пылеподавления, дегазации пластов и т.п.   Возможна также передача части крепильщиков,   работников маркшейдерской,   геологической и диспетчерской   служб.
                Важное   значение   имеет ведомственная принадлежность   организаций,   выводимых из подчинения администрации шахт. По мнению автора, исходя из принципа независимости от собственника шахты, уровня исполнительской дисциплины, компетентности   и опыта, наиболее соответствующей задачам и эффективной является   государственная военизированная горноспасательная служба (ГВГСС), прямое назначение которой - профилактика, предупреждение, локализация и ликвидация аварий, а главное - спасение горняков, попавших в зону аварии. Целесообразно также в рамках предлагаемой реформы вывести ГВГСС из состава Министерства угольной промышленности   и подчинить ее МЧС Украины.
                Разумеется, реализация предлагаемых преобразований потребует внесения соответствующих изменений в ПБ и другие нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, полномочий и ответственности лиц и организаций по вопросам ОТ и ПБ в угольной промышленности.
                Представляется также целесообразным на первом этапе выделить несколько опасных по выбросам угля и газа шахт и провести экспериментальную проверку действенности новой организационной структуры под контролем и наблюдением компетентных работников горной науки, независимых экспертов и надзорных органов.

Горный инженер-электромеханик   А. Е. Гольберт
e-mail golbert.arthur@rambler.ru


Рецензии
Уважаемый Артур Ефимович! Дай Вам Бог долгих лет жизни за Ваши старания вразумить князей мира сего, но мне позвольте подписаться под рецензией Сергея Балашова!.. Думаю, он не будет против...

Николай Аба-Канский   13.06.2012 14:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай. А Вы поняли, зачем письмо Артура Ефимовича (Донецк. Украина) адресовано президенту России? Я не поняла. Путин что, и тогда уже отвечал за всё, что происходило в той стране и мог помочь или навредить?

Кузнецова Любовь Алексеевна   19.10.2019 13:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.