Шариат Малахова

    По-арабски шариат - это правильный путь, буквально - источник.

Есть ли правильный путь в определении вины? Телевидение часто показывает примеры, как справедливость для кого- то устанавливается силой мордобоем, с помощью оружия. В этом особенно преуспели американские фильмы, фильмы той страны, где за шлепок своего ребёнка по попе можно попасть под уголовное наказание. Но ведь есть и другое телевидение!

    В народе говорят - нет страшней людского позора. И ещё, - на миру и смерть красна! Право журналистов на свой суд заслужено ими уже давно. И преступления осуждаются не только законодательно, с профессиональными процессуальными действиями, но и всем обществом, представляющим различные мнения , суждения. Открытость доступа к информации должна не допустить такого поголовного осуждения невиновных людей, какое бывало в довоенные времена.  Общественное осуждение преступлений может предотвратить другие, такие же преступления. А многие преступления в своей сущности схожи.

    На вопрос - может ли суд ошибиться в приговоре ? Наверное, все дадут такой ответ, что может. Бывает, что подкупят свидетелей или даже судью, повлияют на присяжных,  спрячут или подкинут вещественные доказательства. Изобьют подсудимого до такой степени, что он сознается в том, что он не совершал. Но навряд ли можно подкупить журналистов, поэтому журналистские расследования хотя и не обладают строгими вещественными доказательствами, но они, помимо установления истины виновности, стараются установить и мотивы, причины, поводы преступлений, привлекая к этому не только свидетелей, которые решились прийти в суд, но и всех причастных, заинтересованных и имеющих отношение к делу лиц своими медийными средствами. Общественное обсуждение на телевидении может оказать воздействие на очень большую аудиторию, поднять большое количество вопросов для психологов, воспитателей, криминалистов, что может быть полезным всему обществу. Кто-то остановит от дурного поступка или убережёт от совершения преступления соседа, друга, кто-то, возможно, осознает жуть того, что он делает, сам и тогда преступление не совершится.

    Две истории, которые случались не один раз, и не в  одном месте, -
в рабочем посёлке, с наступлением весны, в разбитой колее дороги  обнаружили труп одного пропавшего жителя. Похоронили, завели уголовное дело. Следов никаких, понятно, что дело безнадёжное. Однако прибывший из райцентра следователь установил, что с погибшим когда-то ругался один рабочий этого посёлка, работавший там водителем. Сам же следователь накрутил нитки с одежды убитого на бампер машины  подозреваемого, и затем, в присутствии понятых, провёл экспертизу. Далее последовал суд, - и отбывание 10 лет строгого режима за убийство для невиновного человека.

    А эта история случалась тоже не с одним отбывающим наказание за убийство. Сосед лежит на полу, с ножом в теле. Далее нож вытаскивается, затем следует звонок в милицию. Приезжает милиция, снимаются отпечатки пальцев с ножа, производится нехитрое следствие, и  - срок за якобы совершённое убийство.

     В результате же  журналистских расследований то тайное, которое становилось явным, часто помогало и следствию, и суду избежать ошибок при определении виновности людей.
Суд журналистов должен приниматься и учитываться всем людским миром.
    
В передачах, где расследуются преступления, всё же бывает, что это расследование может и мешать следствию разглашением информации, или же формированием какого - то мнения, сформировавшегося вне суда, без суда и следствия.  И поэтому расследование -  это вовсе не безобидное дело. Журналистов могут не только пугать или оказывать на них какое-либо воздействие. Журналистов даже убивают за их расследования. Однако учёт общественной реакции на судебные решения, в основе которой находятся журналистские расследования, не должен быть причиной увеличения количества людей, отбывающих свой срок наказания по чьей - то ошибке или по злому намерению.

      Другой важной задачей реакции общества на то, что происходит в судах, является привлечение общественными организациями экспертов, определяющих роль подсудимых в преступных схемах с целью определения их фактической вины и для оказания помощи компетентным органам в предотвращении подобных преступлений. В судебной практике имелись случаи, когда новаторы, обвиняемые в хищениях и халатности, доказывали годами в судах, что означает тот или иной экономический термин своим судьям, которым это было непонятно и безразлично. И. Худенко, организатор мини - колхозов, ветеран Великой Отечественной войны, умер в тюрьме, так и не доказав свою правоту.

Совершенно не исследована история репрессий, - а это большая часть истории СССР, и истории вовлечения СССР в мировую войну.

      Роль журналистов в судебных расследованиях далеко не исчерпана. В дальнейшем, возможно, будут инициированы общественные расследования, в которых бы компетентные люди ответственно, не простым большинством голосов, определяли бы психологические, экономические, механические и другие параметры расследуемых преступлений с целью их раскрытия и предотвращения. Это не преуменьшило бы роль судебно-медицинской и иной имеющейся сейчас экспертизы. В тех же случаях, когда всё же выяснялось, что суд принял ошибочное решение, то не обращаясь к общественным комиссиям, вся ответственность, моральная и материальная, за судебную ошибку, по логике вещей должна быть возложена на судей, которые
пока что - ни за что не отвечают.

      Однако у общественного. медийного суда всё же есть общественная опасность привлечения внимания к чужой беде, как к шоу, как к спектаклю, в котором не всегда интересны поиски утраченной правды, а на первый план выходит вторжение  в чужую жизнь, опубликование сведений о личной жизни людей напоказ широкой публике без их согласия или же, если людей уже нет, то без согласия их родственников, близких людей. Это плохо, но если при этом достигается справедливость, если это реально защищает людей от косности правосудия, то это перевешивает весь возможный негатив от таких "шариатов".


Рецензии
К сожалению,журналисты часто бывают дилетантами в тех вопросах, которые обсуждают и выносят на общественное рассмотрение... И кроме того, журналистов тоже можно подкупить... Кому надо, тот подкупит кого угодно... Примеры: местные издания, почти целиком издающиеся на средства местных администраций... Кто из них станет критиковать своих благодетелей? Не бывает независимых журналистов... Все они от кого-нибудь да зависят...

Сергей Жуков 3   21.05.2010 10:06     Заявить о нарушении