C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Кому это нужно? о заинтересованных в браке сторона

Раздел книги «Мужской взгляд на стратегию совместной жизни»
Вышла в свет в Издательстве «Феникс» в 2005 г.

 
Мое счастливое лицо
Не разболтает ничего;
На пальце я ношу кольцо,
А шеей – чувствую его.
И. Губерман



Нужно ли вступать в брак - вопрос, обычно обывателем не проблематизируемый. Массы отвечают «ДА» столь же уверенно, сколь и оглушающе молчат в ответ на последующие вопросы: кому нужно, зачем нужно, каковы цели, какие возможны альтернативы и т.п. Имеющиеся исключения в ответах погоды не делают.

Такая ситуация вызывает удивление – ведь брак, создание семьи – серьезнейшее дело, от качества которого зависит вся дальнейшая жизнь, а порой и судьба. Почему столь важные поступки совершаются необдуманно, неосознанно? Вопрос… Но не будем отвлекаться, попробуем решить поставленную задачу.

Как только приступаешь к анализу, приходит в голову такое соображение. Рассуждать, нужно ли вступать в брак, бессмысленно без внесения уточнений: кому нужно и когда нужно. Разве брачные отношения одинаково необходимы в разные периоды жизни человека? Разве брак в равной степени нужен мужчине и женщине?

Такие вопросы имеют значение не только в так называемом «метафизическом», глобальном смысле, но и в тактическом: в зависимости от того, какая сторона имеет большую заинтересованность в браке, определяется, кто и какие шаги готов сделать навстречу другому, формируется расклад сил в паре, решается вопрос о власти, выявляется сторона руководящая и сторона подчиняющаяся. Степень заинтересованности в значительной степени показывает и степень зависимости от партнера. Данный фактор весьма важен в деле распределения властных полномочий, даже если принимать во внимание, что он не является единственным.

В то же время, надо признаться, само слово «власть» лично мне импонирует не очень, поскольку создает впечатление авторитарности и насильственного принуждения. Однако избежать этого аспекта мы не можем, так как он есть в жизни. Но если учесть, что для современной стадии развития общества из трех составляющих любой власти – силы, денег и знаний (информации), наиболее сильны две последних, то говоря о власти в семье, можно исходить из экономических и манипулятивных рычагов регулирования/принуждения, поскольку непосредственное насилие актуально весьма редко.  Тогда будет уместна и рыночно-коммерческая терминология, о которой мы упоминали во введении.

Маркетинговые слова – «конкурентные преимущества», «взаимовыгодность», «справедливая цена», «уровень спроса» - создают демократичную, свободную атмосферу, что не случайно, поскольку в отличие от вертикали власти, предполагающей неравенство, коммерческая деятельность основана на равенстве хозяйствующих субъектов - что, кстати, и отражено в гражданском кодексе. К тому же, такой подход вполне укладывается в нашу рациональную парадигму.

Как и в предыдущих моих работах, я предпочитаю вводить подразделение на внутреннее и внешнее. Хотя такое подразделение в значительной степени условно, оно оказывается весьма удобным для анализа. В данном случае к внешнему будет относиться текущая ситуация на брачном рынке, а к внутреннему – наши возможности по успешному выступлению на нем. Здесь можно провести аналогию с производством. Например, успех предприятия по производству велосипедов зависит от двух составляющих: хочет ли народ покупать велосипеды и соответствует ли выпускаемая продукция понятию «велосипед».
Какие здесь существуют закономерности? Ответ на этот вопрос был бы неполным без обращения к результатам исследований известного московского психолога А.П. Егидеса. А результаты его таковы.


Рецензии