Как Иванушка за дремучий лес ходил

- Бабушка, расскажи мне сказку на ночь, - Ваня уже залез под одеяло, положил голову на подушку и приготовился слушать. Еще не было случая, чтобы бабушка ему отказала. Не сказку, так песню споет колыбельную, или историю расскажет из своей долгой-долгой жизни.
- Ну сказку, так сказку, - согласилась бабушка. - В одной губернии, в деревне жил паренек, и звали его Иванушка.
Ваня заулыбался. Про него, оказывается, сказка-то будет.
- И однажды услышал Иванушка, как старики меж собой спорят. Один старик, звали его Егор, рассказывал, что если пройти дремучий лес, то выйдешь на большую светлую дорогу, которая ведет к твоему счастью.
Другие старики возражали, что дремучий лес непроходим, что ждет там путника множество опасностей, и водится в нем нечистая сила.
Задумался Иванушка. Какое оно, счастье? И в какую сторону идти? Старики каждый показывал свое направление. Справил себе Иванушка дубину на случай какой непредвиденности и вышел за околицу. Не успел он подумать, в какую сторону идти, а лес – вот он. Встал перед ним стеной. Решился Ваня, и шагнул между деревьями.
Долго он шел, слушая пение птиц, раздвигая палкой паутину. Срывал по дороге кисленькие ягоды костянки. Надвигалась темная ночь, и Иванушке стало страшно. Никто не говорил, что придется идти так долго. Но делать нечего. Залез Ваня под лапы вековой ели, на мягкую хвою, и стал слушать ночные звуки. Постепенно усталость вытеснила страх, и Ваня забылся чутким, тревожным сном. И снилось ему, что леший его заводит, закруживает в самую глубину дремучего леса. «Надо же как-то его изловить», подумал Ваня, когда проснулся.
Он вылез из-под ветвей гостеприимной ели, поклонился ей до земли, и тут краем глаза увидел пенек – не пенек, корягу – не корягу, что находилась немного позади с левого боку. Пошел Иванушка дальше, куда глаза глядят. А лес становился все темнее, хотя солнце стояло высоко. Оглянулся Ванюша через левое плечо, и снова увидел ту же корягу. Изловчился Иванушка и прыгнул, схватил корягу прямо посередине, и как закричит: «А, это ты лешак второй день меня кружишь?». И тут скрипучим голосом коряга ему отвечает: «Я лишь делаю то, что ты сам себе выбрал. Признавайся, думал, когда шел в лес, что леший тебя будет кружить?» - «Думал», оторопел Ваня. «Думал, что до светлой дороги тебе не дойти?» - «Думал», ответил Ваня. «Так что я лишь исполняю твои желания. Думал, что готов по такому красивому лесу ходить вечно?» - «Думал», опустил голову Иванушка. «А теперь отпусти меня, я укажу тебе верный путь. Отныне я мешать тебе не буду, только следи за своими мыслями и страхами. Отсюда иди все время на восток, пока не дойдешь до Черного озера. А дальше я дороги не знаю.»
Отпустил Иванушка лешего, и тот быстро прыгнул в куст волчьей ягоды, и не видно его стало. Ох, не знал Ваня, что не всю правду сказал ему леший, и пошел он на восток, искать озеро. Целый день шел Иван, и лес постепенно становился светлее, пока солнце не начало склоняться к закату. Решил было уж Ваня остановиться на ночлег, но тут открылось его взору огромное пространство. Озеро, вода в нем черная, а вокруг зеленый-зеленый камыш, и склоняются к воде деревья. Захватило у Иванушки дух от такой красоты, да так, что захотелось плакать. Подошел он к ближайшему дереву, облокотился о его ствол, и стал смотреть на воду. «Иди сюда», вдруг позвал с ветвей  нежный голос. Посмотрел Иван, а на толстой ветке сидит девушка красоты неописуемой, а вместо ног у нее рыбий хвост, и от чего-то очень печальная. «Иди ко мне, я давно уже тебя жду», повторила она. «Кто ты?» - спросил Иван, - «Зачем ты меня ждешь?». «Я русалка, твое воспоминание» - ответила дева. «Иди ко мне, я тебя обласкаю и успокою». Ваня забрался на ветку. «Помнишь», продолжала русалка, « как год назад на день рождения мамы ты сделал ей очень больно?» Ваня вспомнил. От этого воспоминания он заплакал. Но русалка прижала его к своей груди, гладила его волосы своими длинными пальцами, и на душе  становилось легче. «Пойдем в воду, - сказала русалка, - там мои сестры, они тебя пожалеют». Иванушка послушно спустился с дерева. У корней, у самой кромки воды, сидела еще одна русалка, прекраснее первой. Нежным голосом она проворковала: « А помнишь, как ты ударил соседскую девочку? Ей было очень больно и обидно, ведь ничего плохого она тебе не сделала…» Он вспомнил. И от этого ему стало еще хуже. Девочка эта ему нравилась, и он ударил ее просто так, чтобы обратить на себя внимание. Слезы хлынули из глаз ручьем, но две прекрасные русалки утешали его, и становилось легче. Но тут вынырнула третья русалка. Она сказала: «Здравствуй, мой друг! Иди жить с нами! Мы не дадим тебя в обиду. Будем утешать и защищать тебя от неприятных воспоминаний. Не уходи ни куда. Здесь тебе будет хорошо». Вынырнули еще три русалки, каждая рассказывала какой-нибудь неприятный случай из его жизни, а потом принималась утешать. Иванушку никогда в жизни столько не жалели, а особенно за постыдные поступки, и он уже готов был остаться, он был уже по плечи в воде, когда его осветили первые лучи солнца. Он увидел, что вода не прозрачна, словно чернила, а в глубоких глазах русалок нет жизни. Иванушка испугался, но тут же и понял, что нет жизни в этих воспоминаниях, и постоянно среди них находиться – это тоже не жизнь. Он вырвался из ласкающих его безжизненных рук, и бросился на сушу. Не так-то просто это было сделать, но он расталкивал русалочьи тела, пока не оказался на спасительном берегу. «Воспоминания мои о плохом, оставайтесь навечно в этом Черном озере, и никогда не возвращайтесь, а я пойду вперед!» - прокричал Иван, и пошел дальше, на восток.
Два дня шел Иванушка, питался грибами да ягодами, ночевал под елями разлапистыми, пока не наткнулся на большую поляну. И вся она была усыпана золотом и алмазами, изумрудами да жемчугами. Разбежались глаза у Вани от богатства несчетного. Но как только зачерпнул он горсть самоцветов, выбежал из леса Кощей Бессмертный  с палицей, и закричал: «Я всему этому богатству хозяин! А ты убирайся по добру – по здорову, лиходей, а то палицы моей попробуешь!»
Не испугался Иванушка. Золото глаза его затмило. Представил он, что над всей деревней, да что деревней – губернией  он будет власть иметь, и потянулась рука его к дубине. «Хоть ты и бессмертен, Кощей, а богатство все одно мое будет!», не своим голосом покричал Иван. – «Убирайся по добру по здорову!» и стал тут Кощей немыслимое делать – бить по каменьям и золоту. А Иван в ярость пришел, и ста за Кощеем с дубиной гоняться. Только что ему, бессмертному, сделается? Латы стальные от любых ударов спасут, а смерть его далеко находится… Устал Иванушка дубиной махать, и только тут заметил: куда бьет Кощеева палица, там золото в сыру землю превращается, а каменья самоцветные – в цветы красы неописуемой. Оттаяло сердце Иванушки, перестал он дубиной махать, спросил Кощея: «Кто ты и что ты делаешь?» И ответил Кощей: «Я – жадность твоя. Мои рубины да сапфиры овладели тобой, да только юн ты умом и душой , и решил я над тобой сжалиться. Никогда бы я злато да самоцветы своей палицей в другое место не отправлял. Хочешь ли, Иван, знать, где это место находится?» Вспомнил Ваня ярость свою нечеловеческую, и как хотел он за богатство убить Кощея, и что на самом деле хотел остаться на драгоценной поляне. Вспомнил и Светлую дорогу, в коце которой ожидает его счастье, и ответил Кощею: «Нет, не хочу» - «Так считай, что победил ты свою жадность», промолвил Кощей, - «Теперь на юг иди все время, никуда не сворачивай». И вдруг Кощей, согнувшись, как старый дед, поплелся в чащу, волоча за собой свою палицу.
«Да, нелегко быть жадным» - подумал Ваня и зашагал снова в лес, на юг.
 
И снова два дня шел Иванушка, думая о злате и алмазах, и о том, что самые обычные цветы намного прекраснее мертвого металла и камней. Так набрел Иванушка на избушку на курьих ножках. «Что за нечисть такая» - подумал Иван, а язык его сам произнес заветные слова: «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Заскрипела избушка, тяжело переваливаясь на курьих ножках, заохала, но встала к Ивану дверью с крылечком. Вышла на крыльцо и хозяйка старой избушки, такая же старая Баба Яга. «Чу, чу, русским духом пахнет» - проговорила старая Яга, - «Никак, человечишко в гости пожаловал». Зябко стало Иванушке, боязно. У них в деревне говорили, что Баба Яга людей любит кушать, а он сам к ней пришел. «Ну заходи, коли пришел, добрый молодец» - прошамкала ему старуха. «Я тебя в баньке попарю, покормлю, да и сама поем»
Пересилил страх Иванушка, ступил на крыльцо избушки с курьими ногами и вошел в темную комнату. Из-под ног шмыгнул жирный черный кот. А на столе – пирог с груздями, пирог с рыбой невиданной, грибочки маринованные, и чего только нету! А Иванушка голодный, как волк, на всякую снедь падкий. А Баба Яга вокруг бегает. Говорит, «Попробуй, Иванушка, груздочков соленых, да опяток маринованных. Все натуральный продукт. Никакой химии. А потом и в баньке попаришься, прямо тут, в хате.» Смекает Иван, не просто так его угощает Яга. Но наелся до отвалу. Все попробовал.
А Яга и говорит: «Хоть и маленькая, баня прямо в печи. Садись, Ваня, на лопату, я тебя в печь подсажу». Раздобрел Ваня после еды обильной да вкусной, но все же понял – не место ему на лопате да в печи. Вспомнил и старую русскую сказку, где другой Иванушка Бабу Ягу обманул. Подумал, и сказал: «Ты, Баба Яга, хитрость моя. Могу тебя я перехитрить, да не буду. Отпусти меня с миром, я тебе низко откланяюсь».
Поняла Яга, что не перехитрить ей Ваню, и сказала: «И то, сынок. Знаю я, кто ты и зачем в путь долгий отправился. От моей хаты иди все на восток, ждет там тебя испытание.»
Поблагодарил Ванюша Бабу Ягу, и пошел опять на восток, к новому испытанию. Два дня и две ночи шел, питался грибами да ягодами, пил воду родниковую, пока не наткнулся на Змея Горыныча трехголового. Лениво оглядел Змей Иванушку с его дубиной и сказал: «Не в моем ты сегодня вкусе, Иван, сельский сын. А вот компанию составить ты мне можешь. Полечу я на светлую дорогу, что за дремучим лесом проходит. Есть там две царевны, красы неописуемой. Одну мне, другую тебе. Счастье твое».
И поверил тогда Ваня в счастье на светлой дороге, и сразу со Змеем согласился. Ведь он его к счастью манил! Сел Иванушка на Змея, и полетели они навстречу счастью Ваниному. Не подумал тогда Иван, что счастье силком не дается, да еще придется царевну Змею отдать. И вот, подлетают они к царскому дворцу, а перед ним, на лужайке, две царевны прогуливаются. Охрана, как Змея завидела, разбежалась кто куда. Только и слышно было: «Караул, Змей Горыныч летит!» А царевнам некуда деваться, спрятались они за куст бузины. И понял тут Иванушка, что силком счастье не возьмешь.
Спрыгнул он со Змея, бросил свою дубину, да подобрал меч, охраной потерянный, да щит кованый. Прокричал: «Не друг ты мне, змей, а обольститель. Хотел силой царевен взять, да ничего у тебя не получится!» Осерчал тут Змей, набросился на Иванушку, да тот горой стоял. Раз махнул мечом Иван – и нет головы у Змея. Змей тогда хитрую тактику выбрал – одной головой прямо прет, а другая сбоку огнем палит. Нелегко пришлось Ване. Но он щитом от огня защищался, а мечом пытался голову, прямо его сожрать хотевшую, срубить. И срубил с седьмого раза! Остался Змей об одной голове, взмолился: «Иван, не руби ты меня, а я больше не буду царевен воровать! Одна голова у меня осталась, я то не главная. Мне теперь только за дичью охотиться можно». Подумал Иван, и не стал совсем убивать Змея Горыныча. А он, благодарный, улетел восвояси.
Задумался Иванушка. Вроде та дорога, а вроде и не та. Вроде спас двух царевен, и вот обнимают они уже его, но это ли счастье? Не нашел, выходит, Иван свою дорогу, со своим счастьем. Повел он могучими плечами, и царевны отлетели, как мотыльки. «Идите к своему папеньке» - таков был им Иванов наказ. А сам бросил щит кованный да меч острый, не наклонился и за дубинкой, потому что понял, силой счастье не возьмешь. И пошел Ваня прочь от дворца царского, по светлой широкой дороге, пока не набрел на розовый куст. Бутоны только собирались раскрыться, и картина эта остановила Иванушку. Подошла с другой стороны девушка простая, из соседней деревни, хлопнула в ладоши и промолвила: «Сегодня они расцветут». Вышел из-за куста Ваня, спросил: «Как тебя зовут, красавица?» Она спрятала в ладони лицо, но потом ответила нежным голосом: «Наташа». И хорошо так сделалось на душе у Иванушки на душе от этого простого имени. «А отца твоего как зовут?» - спросил Иванушка. «Иваном в деревне кличут» - девушка опустила руки от лица и глянула на Ваню бездонными синими глазами, в таких и утонуть можно.
«Ты мое счастье» - произнес Иван. «Я шел к тебе через дремучий лес, и вот я тебя нашел». «Нет, не меня ты искал, - возразила девушка, - а искал дорогу светлую, широкую, по которой теперь будешь идти. И только в конце ее встретишь свое счастье». «Пойдем по ней вместе», предложил Иван. «Пойдем, - ответила Наташа, - Ты переборол все страхи и напасти, ты бросил оружие, потому что вышел на верный путь, и теперь мне с тобой ничего не страшно.» «Станешь ли ты моей женой?» - спросил Иванушка. «Да» - опустила глаза Наташа. Обвенчались они в местной церкви.
И пошли они вместе по широкой и светлой дороге, родили троих детей – мальчика и двух девочек. Солнце все время светило им. Нашли они и свой дом, Иванушка построил его для жены и детей. А жили они долго и счастливо.
Лишь иногда задумывался Иванушка, как труден был путь к счастью, сколько ловушек пришлось обойти, сколько опасностей миновать, чтобы встретить свою Наташеньку. И не выйти бы ему на путь счастья, если бы он хоть одну преграду не преодолел.

Бабушка закончила свою сказку. Обычно Ваня к концу уже засыпал, но сейчас глаза его, как бусины, блестели.
- Выходит, дремучий лес – это душа наша, так, бабушка?
- Так, так, - ответила бабушка, - ты спи, Ванюша.
- Выходит, и леший, и русалки, и Баба Яга, и Кощей, и Змей Горыныч – они в нас живут? – снова спросил Ваня.
- Так, так, - согласилась бабушка.
- И пока их не победишь, счастья не найти?
- Так, так.
- Тогда я завтра же повернусь лицом к дремучему лесу – своей душе, и буду всю нечисть в ней побеждать… - засыпая, бормотал Ванюша.
- Так, так, - соглашалась бабушка, ласково гладя непослушные Ванины вихры.


Рецензии