Лица ралли. Антон Ли

Разрешите Вам представить - Антон Ли – всегда улыбающийся, открытый, дружелюбный человек и очень перспективный гонщик, выступающий в  образованной в прошлом году молодой команде MT Rally.

В классическое ралли Антон Ли, пилот ярко-красной Митсубиши,  пришел из драг рейсинга. В драг рейсинг он пришел из кросса, а кросс Антон попал из секции карате.
Вот такая вот обратная цепочка выстроилась в начале нашего интервью.

У Антона достаточно давно была мечта участвовать в ралли, но так как лет 8-9 назад в Казахстане не было ралли, как такового, «рвущегося в бой», начинающего автоспортсмена уговорили купить кроссовую Хонду, у компании Валволин, у Бакунькина Александра. Машину Антон купил пополам со своим другом,  один раз они выехали на этап, который проходил на Тойото Центре Жетысу.

Впечатления о кроссе молодого гонщика, были, как говорится хуже некуда – грязь, отсутствие нормальной техники и команды механиков, собственного спортивного опыта. Но добил Антона один момент, когда он стоял на старте, машина представляла из себя просто комок грязи, и тут судья на стартовой линии, говорит полностью пристегнутому пилоту, что у него не видно номера, прикрепленного на крыше автомобиля.
«Номер грязный, его нужно протереть.».

А чем протирать и как пилоту, когда старт через пару минут, вылезать из машины, судью не интересовало. Антон вылез из машины, а это сделать было весьма не просто из-за каркаса безопасности, испачкал свой новый комбинезон, новые спортивные ботинки,  и протер номер. Наверное, просто рукавом.

В итоге грязь плюс непонятная контактная и агрессивная борьба участников на трассе привели Антона к мысли, что кросс – это не его вид спорта. Бороться и толкаться машинами может быть и интересно, но не для него.

Антон ушел из кросса, альтернатив особых не было, но хотелось адреналина и острых ощущений. Чуть позже появился драг рейсинг, дрифт, Эва-клуб. Сначала гонялись все, кто во что горазд. Позже, когда гонки перешли на более высокий уровень, Антон для покатушек начал строить знаменитый зеленый Эклипс с прозрачным капотом, открыл сайт www.tuning.kz, начал привозить спортивные запчасти.

И вот, наконец-то, в Казахстане появилось ралли. Антон понял, что мечта всей его жизни может осуществиться. У парня была большая привязанность к машинам марки Митсубиши, поэтому марка машины для ралли была определена сразу – Эволюшин. К тому же, на Эволюшинах в Чемпионате практически никто не ездит, это машина не так популярна, как Субара. Поэтому, владея Митсубиши, можно показать неплохие результаты и выделиться среди толпы.

Машина была куплена в Москве, и уже была подготовлена для ралли по мировым требованиям.
Самый первый раз Антон проехал нулем на полностью гражданской машине Лансер Эволюшин на ралли Семиречье 2007. Затем, на ралли Чарын Антон стал героем истории, сейчас уже перешедшей в разряд легенд, о которой знают далеко за пределами Казахстана -ее знают раллисты Украины и  России. Истории о том, как на боевой Эволюшин сел вертолет.
Когда Антон ездил в январе на Чемпионат России в Пермь в 2008 году, и там его знали как человека, который сбил вертолет.

Это была первая и пока последняя гонка Антона за пределами Казахстана. Главная проблема, почему он больше не выезжает – это гигантские препоны на границе.
Антон - Таможенная служба Казахстана с большим теплом  и наилучшими пожеланиями побед пропустила нас через границу, но вот россияне…Встретили нас с девизом – Тридцать килограмм на человека груза и проходите. Остальное – коммерческий груз – подлежит растоможке и декларировании. Понятно, что у нас полная техничка оборудования и мы везем максимальное количество запчастей, потому что гонка очень сложная и ущербная для автомобиля. Все спортсмены вроде бы друзья, но надеяться особо не на кого, к тому же мы едем в другую страну. Обратный проезд через российскую границу – допрос еще похлеще первого.

Мы пытались рассмотреть вариант покупки машины в России, но это очень дорого.
Нам повезло, мы попали на Ралли Ермак, которое спонсирует местный металлургический завод. В подготовку этого этапа было вовлечено порядка 1300 человек,  бюджет – около 300 тысяч долларов. Подготовка к январскому ралли начинается в сентябре, когда все раллийные дороги начинают поливают водой,  потому что нужна жесткая, не разрушаемая трасса.
Нам выделили теплый бокс, сервис был в одном месте, что в январе, в России, в Перми немаловажно. Нашим организаторам и судьям есть чему поучиться у российских коллег. Например, результаты предыдущих заездов гонщики получают очень оперативно. Я сижу в машине жду старта для второго СУ, а мне приносят распечатанные результаты первого. И ты легко можешь корректировать свою тактику – где нужно прибавить, где можно сбросить скорость и поберечь машину, где находятся соперники…

Честно говоря,  я не знаю, где в дремучем лесу организаторы брали эти распечатки – но мы получали вес результаты вовремя. Судейский коллектив был очень большой и доброжелательный. Сами россияне признают, что ралли Ермак – лучшая по организации гонка в России.

Антон начал гонять, знакомиться со спортсменами и в начале 2008 года было принято решение о создании команды, в состав которой вошли Дмитрий Филонец, Антон Ли и Денис Глушков. В этом составе команда была заявлена на пять этапов Чемпионата прошлого года и по итогам года они стали Чемпионами Казахстана в командном зачете. А Дмитрий Филонец стал Чемпионом Казахстана в личном зачете.

Одной из целей создания команд была не только популяризация ралли, но и привлечение спонсоров, так как было понятно, что без серьезных финансовых вложений, трудно достичь высоких результатов в этом отнюдь не дешевом виде спорта. Необходим был и профессиональный штат механиков, и профессиональный штат штурманов.

Сезон 2008 года экипаж Антона Ли начал с сильной аварии, которые очень многие помнят.  На ралли Семиречье 2008, на одном из СУ первого дня, Эволюшин совершил эффектный и очень страшный переворот.

Антон – Мне всегда вспоминается фраза из советского фильма, в котором снимался Евдокимов. По сюжету – тракторист утопил свой трактор, и когда его спросил директор колхоза зачем он полез в реку, герой Евдокимова ответил короткой фразой – попробовать хотел.

-Зачем пробовать – вот мост же есть, ты зачем в воду полез
-Попробовать хотел
Ну и все в таком духе. Я тоже хотел попробовать – не получилось. Зачем? Мы получили пятиминутный штраф в самом начале гонки, и по чистому времени трех из четырех СУ мы ехали первыми. Мы ехали с очень хорошими результатами, но не настолько быстро, чтобы отыграть эти 5 минут. Это не была ошибка штурмана, мы прекрасно знали про это опасное место и штурман меня предупредил. На самом деле это была попытка отыграть максимум 10 секунд. А в итоге проиграли всю гонку.

После переворота команде Антона Ли удалось почти молниеносно отремонтировать машину, на которой не было живого места, благодаря трудовому подвигу механиков. Глядя на остатки машины, которую грузили на портал, очень трудно было поверить, что ЭТО поедет опять.

Антон – Сказать честно – мы практически полностью заменили всю машину. Остался только каркас и днище. Я летал на 1 день в Москву за запчастями. Показывал на Российской таможне все фотографии разбитой машины, что это именно я перевернулся и везу эти запчасти не для продажи. Так же мы вызвали техника из Москвы, который уже лет 15-ть занимается раллийной техникой, именно по марке Митсубиси. Мы привлекали электриков, костоправов, маляров,  10 дней никто не спал. Но мы решили на второй день после переворота, что мы вес это восстановим, и мы справились с этой задачей, даже не смотря на то, что мы были дико уставшие и еще несколько дней находились в состоянии шока.

Через 10 дней после капчагайского этапа парни отправились в Узбекистан. Этап они откатали относительно не плохо, единственно, после переворота в песках осталась маленькая неприятность – песок попал на тросик газа, и его периодически заклинивало. Экипаж ехал очень аккуратно, личный зачет уже был не важен, ребята ехали за команду.

И благодаря усилиям всех трех экипажей команда MT Rally по итогам года поднялась на высшую ступеньку пьедестала.

Антон Ли уделяет большое внимание безопасности, и считает, что профессионально подготовленная машина стоит тех денег, которые за нее просят. Не нужно экономить на каркасе безопасности, на качественных ремнях и шлемах.

2008 год Антон откатал с разными штурманами, и последнюю гонку он ехал с профессиональным штурманом из России – с Яковченко Дмитрием.

Антон - Я почувствовал серьезную разницу в разных аспектах,  и я убедился еще и еще раз, что хорошее дешевым не бывает. Штурман дорогой, но я многому у него научился. Если ты платишь деньги, то человек на 100 % их отрабатывает.
Хотя были и проблемы в понимании трассы. Например, штурман мне говорил – Я не вижу, где здесь 200 метров прямо?!  Здесь на такой скорости они пролетят, как миг, давай напишем 50-ть, пока ты осознаешь, проедешь, пролетят уже 150 метров и останется всего 50-ть. Несколько раз мы теряли по стенограмме, но если бы не я, мы бы не потерялись. Я сам потерялся и сбил штурмана, но нужно отдать должное его профессионализму – Дмитрий быстро нашелся.


Если честно, на ралли «Бурлы» нам не хватило третьего проезда. График ознакомления с трассой был такой, что по 2 раза мы успели проехать трассу, но на третий не хватило времени.
Мой штурман, Яковченко Дмитрий, человек, который участвует в Европейских и Российских Чемпионатах, не сказал, что мы находимся на низком уровне. Его радует, что казахстанское ралли не стоит на месте, от гонки к гонке все развивается, есть прогресс, что уже хорошо.
На нашим организаторам нужно заниматься трассами, да это дорого, но это необходимо. И тогда на этапы будет не стыдно приглашать иностранных гостей.
Сейчас, при данном раскладе, россиян приглашать просто глупо. Нет ни электронного хронометража, к которому они привыкли, ни должно уровня судей и качества перекрытий. Хотя на ралли Семиречье был судья и штурман из России, и она отмечали, что у нас очень интересные дороги, особенно для штурманов. Например, если ты в России  в лесу потерялся, то ты знаешь, что вон там камень есть, там дерево растет особенное, то есть есть ориентиры, есть привязки, у нас же в степях с этим сложней. Правый ноль, левый – ноль, 200, правый ноль, левый ноль… И ты думаешь в каком же ты правом нуле – в этом или в том, и где трамплин, то ли он будет, толи ты его уже проехал…Тяжело.
 
Cезон 2009 года Антон начал катать с новым профессиональным штурманом из Москвы – с Михаилом Кривоспицким, и на первой гонке экипаж занял второе место в Абсолютном зачете.


Рецензии