Один день из жизни

 - Мам, а мам? – она нервно прыгала на заднем сиденье.
 - Да, слушаю. Что случилось? – мама не отрывала глаз от дороги.
 - Мам, а что это такое? – в силу своего возраста ей было интересно всё. Абсолютно всё. Даже почему облака – это облака, почему человек – это человек. Когда тебе нет ещё и десяти лет, тебе кажется, что мир, который тебя окружает, содержит огромное количество тайн, раскрыть которые является твоей важнейшей задачей. В этот раз её заинтересовал светофор, возле которого, притормозила её мать, пропуская пешеходов.
 - А… Это, малышка моя, светофор, - медленно и протяжно проговорила она. Обернулась к дочке и подмигнула. От этого она обычно приходила в восторг, но сейчас сидела с открытым ртом и рассматривала этот…
 - Све… Смето… Сметофор? – она пыталась выговорить это новое слово. Каждая попытка была приправлена долей энтузиазма и страха, будто сейчас этот загадочный предмет, размером превышающий папин рост, нападёт на их безобидный «Форд» и порвёт его на части. Как тигр убивает свою жертву, она видела это в кино, один раз, но видела. Мама тогда отправила её спать, но она видела.
 - Нет, све-то-фор. Так надо говорить. Понятно? – мама улыбалась до ушей, она поняла, что теперь до вечера её дочка только и будет твердить об этом городском чуде, которое встречается почти на каждом перекрёстке, но только именно этот экземпляр привлёк её внимание. Может оно и к лучшему, а, может, раньше она просто не замечала их. Это вполне нормально, ей-то ещё и семи лет нет. Совсем ещё малыш.
 - Да, понятно! – от переизбытка чувств она завизжала. И сразу же замолчала, насупилась.
 - Что-то не так? – светофор ещё горел красным светом, поэтому машины не начали двигаться. Мама могла разглядеть дочку не через зеркало заднего видения, а так, обернувшись через сиденье.
 - Мам, а ведь ему грустно. Он совсем один тут стоит. Ему надо помочь! – кажется, она была готова заплакать, лишь бы найти какой-либо способ помочь обычному светофору, обычному бетонному столбу с проводом внутри. В голове не укладывается.
 - Нет, ему совсем не грустно! Он стоит здесь и помогает людям и машинам. Они едут туда и сюда, а она следит, чтобы люди пропускали машин и наоборот. Это очень важная работа, не каждый с ней ещё справится, вот! – мать говорила так, чтобы как можно сильнее её убить в  том, что это чистой воды правда. Но столб оставался столбом, как бы ты с ним не обходился. Но её дочь стояла на своём.
 - Нет, мамуль, мы должны его развеселить. Останови машину!
   Ей ничего не оставалось, как повиноваться. Она всегда делала то, что хочет её ребёнок, потому что она не любит вести себя как тиран, который запугивает бедных детей. Для этого у них есть папа, хотя и папа тоже себя так вести не любит. Но ребёнок у них был неизбалованный, тоже знал меру, когда можно покапризничать, а когда лучше поддержать язык за зубами. Поэтому все были довольны и счастливы.
   Светофор как раз включил зелёный свет. Мама перестроилась в правый ряд, подъехала к обочине и встала на небольшой парковке возле супермаркета. Дочка в момент оказалась на улице. Перескочила через бордюр и очутилась возле этого самого светофора. Сначала стояла поодаль, потом решилась и подошла почти вплотную. Сначала что-то говорила бетонному столбу. Бетонному столбу! Господи, это не укладывается в голове. Её дочь разговаривает со столбом. Она пообещала себе, что как только муж вернётся домой, она обязательно поговорит с ним. Надо отвести её к детскому психологу.
   Пока её дочь была возле светофора, она искала телефонный номер знакомого психолога. Тут она подняла глаза, чтобы убедится, что с дочкой всё в порядке и выронила записную книжку на асфальт. Её дочь обнимала столб! Взяв себя в руки, она подбежала к ней, схватила её за руку, усадила в машину и поехала домой. Без слов. Потому что слов она выдавить из себя не могла. Только шок. Лёгкий культурный шок.
   Через пару минут её дочь нарушила тишину первой:
 - Мам, не злись. Он сказал мне «спасибо». Простое спасибо. Которое мы обычно говорим друг друга, когда что-нибудь получаем от друзей. А он сказал мне за то, что я помогла ему…
 - Что ты несёшь?! Как ты можешь помочь простому бетонному столбу?! У тебя температура, вечером мы поедем к врачу, - её мать трясло от злости. Она не понимала, откуда она взялась, но ничего подделать с собой не могла. Это была необъяснимая злоба и ненависть ко всем светофорам сразу. Есть и всё тут.

   Вечером того же дня они вместе с отцом отправились к их знакомому детскому психологу. Она согласилась принять их дочь дома, так как отношения с этой семьёй ей были дороги не только в плане социальном, так в плане и материальном. Оставив их ждать в гостиной, она вместе с их дочкой отправилась в свой кабинет.
 - Итак, ты хочешь сказать, что помогла светофору? Чем? – доктор говорила очень хорошо поставленным голосом, работать с детьми – это тяжёлое испытание. Для каждого нужен свой подход. С взрослым проще.
 - Да, помогла! И он сказал мне «спасибо»! Доктор, вы хоть верите мне? – её счастливые глаза так и сияли. Психолог сразу же сдалась. Она не могла больше играть в больного и доктора.
 - Неужели? А за что? – голос поменялся, на улице больше не было угрюмой гримасы.
 - Я помогла ему сократить ещё один скучный и серый день в его жизни. Они у него похожи один на другой. Ничем не отличаются. Толпы людей и машин повинуются его решениям: стоят или едут, идут или стоят. Как он решит, так они и делают. Иногда случаются страшные вещи – на перекрёстке люди попадают в аварии. Иногда они умирают, чаще остаются в живых. Но, когда люди умирают, ему становится очень страшно за себя. Вдруг его ждёт такая же судьба? И он скоро просто выключится и всё? Что останется после него? Кто будет регулировать движение после него? По ночам, когда никто не видит, он плачет. Плачет от безысходности. Потому что каждый его день похож на предыдущий и следующий. Они ничем не отличаются. Это его больше всего печалит. Поэтому он и плачет. Жалко, что не все люди это понимают.
   Доктор не нашла что сказать, встала и вышла. Взяв за руку маленькую девочку, она повела её к родителям. Они сидели в гостиной и ждали их. Ждали того, что скажет доктор.
 - У вас очень мудрая дочь. Мудрая не по годам. Поэтому вам следует слушать её чаще, чем своё сердце. Этот день из её жизни, вы должны запомнить надолго. И грех вам цена, если вы считаете её ненормальной или больной, раз привели её ко мне. Жизнь – страшная вещь, но ваша дочь говорит умные и правильные вещи. Так что вам следует научиться её понимать.
   После её выступления у родителей не нашлось и слова. Они просто сидели и кивали, а доктор ехидно подмигнула виновнице сего происходящего и удалилась в свой кабинет.

   Как только чёрный форд удалился за поворотом, светофор прекратил свою работу. Просто взял и выключился. Обычно, когда светофор приходит в неисправное положение, он начинает мигать жёлтым огоньком, а тут взял и потух. Никаких признаков жизни он не подавал. Один день из жизни светофора стал последним. Это был не такой же серый и убогий день, как и другие, это был самый счастливый день в его жизни. Одна маленькая девочка из тысячи тысяч людей, которые проходили мимо него каждый день, поблагодарила его за то, что он помогает людям. Просто вязла и поблагодарила. Нет, это был самый счастливый день в его жизни. Последний день в его жизни.

   Когда бригада электриков приехала на осмотр этого светофора, люди обнаружили небольшую лужицу у основания столба, там, где проходит проводка. Проводка накрылась, подумали они. Но мы-то с вами знаем, что это были слёзы светофора. Растроганный, он не смог себя сдержать и заплакал. Это был самый счастливый день в его жизни. Последний день в его жизни.


Рецензии