Урок Олега Басилашвили
В мае 1984 года актер ленинградского БДТ Олег Басилашвили снимался в Ялте в фильме о советской милиции по сценарию Юлиана Семенова. Я этого не знал и сильно удивился, когда за него просил милицейский начальник. Оказалось, Басилашвили – вовсе не гаер и Хлестаков, каким он обыкновенно представляется на сцене и в кино. Видно, уж так сложился у него стереотип поведения. Говорят, и Эльдар Рязанов в жизни вовсе не похож на говорливого шустряка, который ведет «Кинопанораму». Это не амплуа, а сознательная (или бессознательная) художническая реализация той части собственного «я», которая обычно спрятана под спудом.
Басилашвили повыше меня; удлиненное лицо белое и чистое, глаза спокойные, взгляд доброжелательный. Мы ходили по цветущему саду, сидели на «горьковской» скамейке, откуда открывался вид на зеленый сад, белый дом и сизый отвес яйлы; я читал стихотворение Бунина «Художник», в котором прекрасно переданы реалии сада и в котором Иван Алексеевич попытался определить отношение Чехова к смерти…
Он, улыбаясь, думает о том,
Как будут выносить его. Как сизы
Под жарким солнцем траурные ризы,
Как желт огонь, как бел на синем дом.
С крыльца с кадилом сходит толстый поп.
Выводит хор. Журавль, пугаясь хора,
Защелкает, забьется у забора
И ну плясать и щелкать клювом в гроб.
В груди першит, с шоссе несется пыль
Горячая, особенно сухая.
Он снял пенсне и думает, перхая:
«Да-с, водевиль. Все прочее есть гиль…»
Мысль моя заключалась в том, что Чехов преодолевал смерть именно как художник. Он отстранялся от нее, представляя смерть как театральное действо…
Басилашвили задумался, и уже на подходе к дому вдруг заговорил, что какая-то частица Чехова сокрыта в дяде Ване Войницком, которого он, кстати, играет в спектакле Г.Товстоногова.
- Главное в Войницком – это стремление назад, к тому психологическому комфорту, в котором он жил в прошлые годы. Работал и не ведал…
Басилашвили говорил о кругообразности развития его судьбы и внутрен-него мира. Главное – вернуться туда, к исходной точке, от которой он мог бы начать снова – уже Шопенгауэром или Достоевским…
Идея круга…Мне вспомнились начальные и конечная сцены пьесы: Войницкий и Соня - после всех драматических перипетий - сидят со счетами, погруженные в бесконечную прозу провинциальной жизни… В сущности, вся русская жизнь представляет собой бесконечное повторение кругов… По кругу ходили современники Лермонтова – не об этом ли его безнадежная «Дума»? Каждое новое поколение, начиная жизнь с мечтаний и надежд, приходит к примирению с пустотой и бестолочью русской жизни… «Печально я гляжу на наше поколение. Его грядущее иль пусто или темно…».
- Но для Чехова, - восклицает Басилашвили, - характерно бытие в огромном времени – от времен Христа и будущего – на 200-300 лет вперед!
- Да, похоже, что Чехов жил в очень широком историческом круге… Может, в рамках такого круга судьба отдельного человека, частная жизнь и частная смерть не кажутся такой уж трагичной. «Он, улыбаясь, думает о том, как будут выносить его…».
Басилашвили не захотел ходить по святыне чеховского дома в обуви. Снял туфли на веранде второго этажа и ходил в носках… В спальне я снял со шкафа античный килик, который подарила мужу Ольга Леонардовна. Подлинный древнегреческий сосуд для вина она приобрела в Севастополе. На его подножии выцарапана надпись «Па» - значит, «парфенос», дева. Наверное, две тысячи лет назад сосуд был преподнесен в дар храму богини Девы. А потом Ольга преподнесла его своему божеству…
Я рассказал, что недавно в гробнице этрусков под Римом нашли фреску, по которой можно судить об использовании киликов на пиру. Юноши, возлежащие на пиршественном ложе, перебрасывали струю вина из одного килика в другой…
- Была еще одна игра! – оживился гость. – Мы ставили античный спектакль («Эдип») и входили в эпоху: привыкали к одежде, к манерам… Тогда свободным гражданам за столом прислуживали рабы. Вот я говорю приятелю: мне нравится твоя рабыня, отдай ее мне! Приятель рисует на стене точку: если попадешь струей вина – рабыня твоя!
Басилашвили осторожно взял в руки килик и показал, как надо сгибать пальцы для такой прицельной «стрельбы»… Лицо его неожиданно обрело черты пресыщенного патриция… Я не ожидал, что экскурсия закончится таким неожиданным образом. Настоящим уроком актерского перево-площения…
В книге почетных посетителей Басилашвили написал:
«Не могу описать чувство, охватившее мня в этом доме. Прикоснуться, увидеть – счастье! Спасибо, Антон Павлович! Ваш О.Басилашвили. 14 мая 1984».
Потом прошел по коридору к дверям кабинета и молча постоял, сохраняя в памяти образ чеховской обители. «Когда еще удастся прийти…»
Свидетельство о публикации №210052100770