Истина в конечной инстанции

29.02.08


    Шесть веков между Иисусом и Мохаммедом были сложным драматическим периодом мировой истории, отмеченным засильем ереси, расколами христианства на враждующие секты. Чем дальше уходило человечество от живого общения с самим источником веры, тем больше «человеческий фактор» подчинял своим интересам, устоям этноисторическим особенностям вероуставов.

   Сегодня абсолютно очевидно и человеку, не подкованному в вопросах религии, что богословские проблемы всегда отражали те жизненные проблемы, с которыми сталкиваются Церковь и люди ее составляющие. При этом не всегда осознается очевидное: в практическом смысле мы зачастую имеем дело с этнорелигией, преломленной в местных этноисторических, социальных и политических условиях. Итак, свершается еще одно из предсказаний Ветхого и Нового Заветов и самого Иисуса о приходе следующего Пророка. Иисус во время прощания со своими учениками-апостолами говорит: «…Я умолю Отца, и он даст вам другого pararletos (греч. «другой, следующий» гл. 14, ст. 15–16); «…Он будет свидетельствовать обо мне… И если я не уйду, parakletos не придет к вам (гл. 15, ст. 26). «…Он будет говорить не от себя, а то что он слышит… Он будет славить меня…» (гл. 16, ст. 13–14). «И когда он придет, он будет говорить о добре и зле и о Дне Суда (гл. 16, ст. 7–8). Мохаммед (отметим, что все три великих пророка происходят из одного рода, восходящего к Аврааму) появляется так же, как и Моисей и Иисус, там и тогда, когда назревает необходимость наставить людей на праведный путь. И для этого даются заповеди.
Коран однозначно подтверждает истинность всех Писаний, ниспосланных до него, особо останавливаясь на каждом отдельном искажении, привнесенном в них. Все время повторяющиеся подтверждения в преемственности Посланий можно привести как из многочисленных айятов Корана, так и высказываний пророка Мохаммеда: «Каждый человек рождается муслимом ( мусульманин – «предавшийся Богу» – араб.), и только родители делают его иудеем, христианином или идолопоклонником» (Комментарии и перевод смыслов Корана В.Пороховой).

Во всех странах, исповедующих ислам, в мире и согласии соседствовали молебные дома всех конфессий. Коран четко формулирует единство религиозного Закона, уважая при этом выбор иудеев и христиан придерживаться заповедей своей религии, и неоднократно подтверждает исключительную последовательность ислама как истинной религии Бога в вопросах веры и соблюдения заветов. Неприязнь, исторически сложившаяся у мусульман к иудеям и христианам – как можно убедиться из самого текста Корана, не от непринятия ими ислама, а от их враждебности, переходящей в откровенную агрессию и категорическое неприятие ислама как религии. Теология, в том числе и европейская наука, в особенности за последние полтора столетия, прошла большой путь от взглядов на Мохаммеда как лжеучителя и плагиата до полного признания ислама религией равной и стоящей в одном ряду с христианством и иудаизмом. Более того, Коран признан единственным Писанием, которого не коснулось ни время, ни какие-либо теологические изыски человека. Следуя строго рассматриваемой проблеме, не будем вдаваться в сравнительный анализ трех религий. Это уже сделано на научном уровне. Скажем только, что во всех трех вероуставах существуют разночтения и несовпадения в описании и трактовке тех или иных событий и знаковых фактов в текстах Писания. Однако куда более важнее тот факт, что сравнительный анализ ветхо- и новозаветных текстов для детализации событий в Коране (как бы ни был силен человеческий фактор в Торе и Библии) – обнаруживает единый Источник – Истину.      

 Более того, в Коране, сосредотачивается внимание не столько на описании этих событий, сколько на их причинно-следственной связи. Человек удивительно консервативен вообще, в вопросах религии в частности. Люди не только стремятся сохранить статус-кво предыдущего Писания, но и зачастую подвергают остракизму просто непривычное или необычное. И что особенно характерно – это делается без всяких попыток изучить, постичь, узнать и т.д. Самое парадоксальное, что первыми пробили брешь в этом категорическом неприятии ислама известные ученые, среди которых – лауреаты Нобелевских премий. На различных конференциях и симпозиумах они провозгласили поразительное соответствие историко-познавательных и научных сведений Корана новейшим открытиям современной науки. При этом в своем большинстве это ученые христианского вероисповедания. (Keith Moor, Marshall Johnson, Maurice Bucaille и мн. др.)

    Коран не отменял, а утверждал Закон Моисея и Евангелие Христа как религиозный закон для получивших его иудеев и христиан и предусматривающий как исполнение ими заповедей своей религии, так и в перспективе суда своим Пророком и по своей Книге. Однако Коран – единственное Писание, записанное при жизни Пророка, непосредственно с его слов, и не претерпевшее за тысячу триста лет своего существования ни малейшего изменения. В Коране практически отсутствует сама мысль о почитании Святого Писания. Вся предыдущая история грешит не только вмешательством и активным участием человеческого фактора в воспроизведении текстов Священных писаний и их переводов, но и достаточно четким разделением или дихотомией между светским и священным, сакральным и профаническим. Религии отводилась особая сфера, отдельная от повседневной жизни. Ислам не требует почитать Книгу, а лишь пользоваться ею. По исламу Коран – это «программа», по которой жизнь и деятельность людей должна вливаться в мировой порядок. И поэтому осознанное и сознательное участие человека в осуществлении этого порядка в рамках личной ответственности, познание Истины как необходимости – блестяще подтверждена одним и постулатов ислама: один только день занятий Наукой (или познанием) равносилен сорока годам свершения молитв. Итак, миссия пророков, как видим, заключалась прежде всего в восстановлении монотеизма как основы убеждения каждого отдельного человека, так и общества в целом. Однако всякий раз после того, как пророки выполняли эту функцию, человеческие общины вновь впадали в неверие, и к людям вновь «присылался» новый пророк. Напомним, что все пророки посылались к конкретным народам. А понятия «иудаизм» или «христианство» возникли лишь после миссии Моисея и Иисуса и связаны либо с именами, либо с народами, к которым были посланы. Ни Моисей, ни Иисус никогда не предлагали своим последователям подобным образом определять свою религиозную ориентацию. В то время как понятие «ислам» («покорность Богу») в тексте Корана не связано ни с конкретной личностью, ни с народом. Мохаммед, согласно Корану, послан ко всему человечеству и даже к мирам (Коран 7:158 и 23, с. 148).Таким образом, исламская концепция монотеизма преодолела национальную сущность религии (как в иудаизме) и вывела ее на вселенский уровень.

     Итак, миссия пророков, осуществляемая от первого человека Адама до Мохаммеда, имела целью восстановление монотеизма, от которого напрямую зависит весь морально-этический комплекс интернациональных человеческих ценностей. Ибо если предположить, что богов много или даже только три в мировых религиях, то и поведение людей не может быть одинаковым и праведным, ибо у каждого бога предполагалось бы особое отношения к себе, а это обязательно должно и будет отражаться на убеждениях и поведении людей.
В Коране четко определен факт существования ислама (букв. – «покорность Богу») во все времена как единственно верного учения о Боге и утверждается, что в этом смысле все пророки проповедовали именно покорность Богу – ислам, в том числе и Иисус и Моисей (Коран, 83–84–85; 23, с. 63), что Мохаммед является последним пророком, принесшим в мир последнее – на все времена – откровение Бога – Коран. Именно Коран как последнее и окончательное откровение восстановил принципы монотеизма и проистекающих из него законов общества, морали и этики, и потому он сохраниться до конца существования человечества в первоначальном виде.
 


Рецензии