Он может все
К 65-летию со дня рождения Юлия Гусмана
17.08.08
Он всегда полон идей и планов. Занимался и занимается только тем, что ему нравится, и никогда тем, что неинтересно. Как-то заметил, что не учил японский язык только потому, что уже не успеет его выучить. Как у Жванецкого: «И никогда уже не буду женщиной». У него такой необъятный диапазон интересов, что порой кажется: он может все. Но то, что многое – абсолютно точно. Вся его жизнь – подтверждение тому. Уверен, что человек умирает не тогда, когда перестает существовать физически, а «когда у него пропадает интерес к жизни, к возможности любоваться восходами и закатами, цветением луга или женской красотой. К возможности себя реализовать».
Ему очень повезло в жизни: он родился в уникальном городе, в известнейшей медицинской семье. Такая вот ему выпала судьба, легла карта, выпала карма… Скорее всего везение в жизни – это то, что закономерно, а не случайно. Так было предначертано, как и всем. Только у всех по-разному. И главное различие – характер, благодаря которому и реализуются предначертания, судьба, будущее. Конструируется личность.
То, как сложилась судьба Юлия Гусмана, никогда ни у кого не вызывало удивления. Блестящее будущее ему было предопределено. Большую часть жизни он прожил в стране, которой ныне нет, в непростое для всех нас время. Однако надо отдать должное Юлию Соломоновичу – он остался в числе тех, немногих, кто не хаял страну, в которой жил, а сумел сохранить и продолжить на поле культуры то ценное, что было наработано в ней за семь десятков лет.
Рассказывать о Юлии Гусмане можно очень долго и много. Но не рассказать о нем как о Бакинце – значит не сказать о нем самого главного. Он – один из самых преданных сыновей земли, на которой родился и вырос, земли, которая своим неповторимым микроклиматом, уникальной аурой взрастила поколения людей, ныне разбросанных по всему миру, но несущих в своем сердце, в своем мироощущении, высокой пробы толерантности – нерасторжимую «пупочную», как выразился другой известный бакинец, связь с Азербайджаном, с Баку. Не на словах, а на деле. В любой форме деятельности, в которой, так или иначе, участвовал. Юлий Гусман всегда вносил в свое творчество азербайджанскую нотку, азербайджанский элемент, неизменно и последовательно подчеркивая свою причастность к этой земле и к этому народу. Он всегда в первых рядах, когда затронуты честь и достоинство Азербайджана или азербайджанцев. Он верен и предан земле, где сделал свои первые шаги. Как были преданы и верны ей его родители, память которых ныне увековечена мемориальной доской, установленной на доме, в котором они жили, на старой Бакинской улице. Юлий Соломонович Гусман делами и любовью вписал свое имя в летопись истории Баку – как верный его сын и гражданин.
Для бакинцев он так и остался Юликом. И это проявление наивысшего признания его «своим», признание его неистощимой молодости, вулканической энергетики, блестящего остроумия, широты творческого диапазона. Он никуда из Баку не уезжал, хотя давно живет в Москве. Поэтому мы говорим «Баку», подразумеваем «Юлик». И – наоборот.
Свидетельство о публикации №210052100875