В Россию с любовью. Часть 2

О, глупый, черный королек,
Ты сам себя загнал.
И над тобою грозный рок
Уж крылья распластал.
Ударить, веришь или нет,
Готов в момент любой.
Уже занес он грозный меч
Над глупой головой.
Джи три аш два, джи шесть аш семь
И выходи в расход,
А хочешь, сделаем не так -
Чуть больше проживет!

"Curiouser and curiouser!", - воскликнула мисс Марпл (она была так удивлена, что даже забыла, как правильно говорить по-английски).
- Мне ведь это не мерещится, правда? - спросила она слабым голосом.
Ей никто не ответил. Нургалиев вчитывался в записку. Бортников внимательно разглядывал шахматную доску.
- Как вы думаете, мисс Марпл, что все это может значить?
- Я думаю, убийца подсказывает нам следующую жертву. Король...
- Президент? - с некоторым сомнением спросил Бортников.
- Да. Президент Преведев... ой, я хотела сказать Медведев, - смутилась мисс Марпл. - Думаю, да.
- Но это же бессмыслица, - вмешался Нургалиев, внимательно изучавший бумажку. - Джи три аш два, еще туда-сюда, но джи шесть аш семь - черный ферзь бьет собственную пешку. Это бред!
- Возможно, здесь указаны не все ходы. Возможно, часть ходов пропущена, - предположила мисс Марпл.
- Но что за глупость вообще использовать шахматы? Причем здесь шахматы? - продолжал капризничать Нургалиев.
- Это не глупость, - раздался сзади голос генерального прокурора. - Я думаю, - он выдержал небольшую паузу, - я думаю, это и есть большая игра Гарри Каспарова.

Глава 8
- Гарри Каспаров? - пробормотала мисс Марпл и взяла записку из рук Нургалиева. - Что-то знакомое...
- О, дорогая мисс Марпл, уверен, что даже вы слышали о нем! - торжественно начал генеральный прокурор. - Этот человек проявил свои недюжинные способности очень рано. В тринадцать лет он стал чемпионом СССР по шахматам среди юношей. В двадцать два года – чемпионом мира. Но этот его талант, соединившись с жаждой власти, сделал его очень опасным человеком. Ведя разные дела, я часто чувствовал, что действиями преступников руководит какая-то могущественная сила. Эта сила направляла их волю, но ни разу, ни разу не проявила себя открыто. Понимаете, он двигал их как фигурки, он разрабатывал гениальные планы, но сам всегда оставался в тени. Думаю, только одно могло погубить его, - тут генеральный прокурор замолчал, и мисс Марпл, не поднимая глаз от записки, в которой делала какие-то пометки, спросила:
- Да, и что же это?
- Это его невероятное честолюбие. Такому человеку сложно оставаться в тени. Эта игра... Он бросает нам вызов, он считает, что мы не сможем остановить его, - закончил прокурор твердо.
В этот момент из залы донеслось какое-то гнусавое бормотание, и дым клубами пошел в кабинет.
- Что это? - изумилась мисс Марпл, вскакивая с кресла. Она выбежала в залу, за ней нехотя двинулся Бортников.
- Только патриарха тут еще не хватало, - пробормотал Нургалиев и потянулся к пометкам, которые делала мисс Марпл. Рядом со стишком теперь значилось:
e4-g5
g3xh2 - Путин
h3xh7 - ?
g6xh7 - Лужков
g5хf7 - ? и мат!
- Так, - забормотал Нургалиев, - конь идет сюда. Слон берет белого ферзя, а ферзь это Путин. Ладья берет черную пешку, тут знак вопроса. Черный ферзь берет ладью, она думает, что ладья это Лужков, знать бы еще почему. Затем белый конь берет ладью и объявляет мат. И что, черт возьми, все это значит?
- Похоже, - сказал генеральный прокурор, - мисс Марпл считает, что будет еще два убийства. Непонятно, кто первая жертва, но вторая - точно президент. Тут нет никаких сомнений.
Тут слабый вскрик донесся из залы. Мужчины с тоской поглядели друг на друга.
- Проклятая служба, - с чувством сказал Нургалиев.

Глава 9
Клубы ладана еще не рассеялись, и зала была видна не очень хорошо, но что-то в обстановке или, возможно, в лицах окружающих, говорило о том, что секунду назад здесь случилось что-то из ряда вон выходящее. Да, пожалуй, потрясенные лица были главной причиной для такого вывода, но лежащее на полу кадило и распахнутое настежь окно тоже не ускользнули от наблюдательного взгляда Нургалиева.
- Что произошло? - спросил он громко.
Толпа священнослужителей, стоявших тесной группкой, оживилась, словно листья на ветерке, и слово "Патриарх" прошелестело в их золотистой куще.
Осторожно наклонившись, Нургалиев выглянул в окно. Далеко внизу на земле он увидел распластавшуюся фигурку, клобук откатился в сторону, и сверху казалось, что Патриарх просто заснул, устав бежать по изумрудной молоденькой травке.
- Господи, - сказал Нургалиев тихонько. - Как это произошло?
- При виде невинноубиенногорабабожьего Его Святейшество, - загудело было в свите, но Бортников перебил:
- Патриарху стало дурно от крови, - он показал на носилки с Лужковым, из-под которых натекла приличная лужа, - открыли окно, чтобы подышал воздухом, а он вдруг потерял равновесие и вывалился из окна. И мне бы тоже очень хотелось знать, - тут он впился взглядом в мисс Марпл, - как же это произошло?
- На все воля Божья, - вздохнула мисс Марпл.
Свита понимающе перекрестилась.
- У меня есть одна версия, - начала мисс Марпл неуверенно, - но мне бы не хотелось обсуждать ее здесь. Может быть, вернемся в кабинет?
- Нет, - коротко сказал Бортников, не сводя с мисс Марпл напряженно взгляда. - Не в кабинет. Прошу следовать за мной.
Бортников направился к неприметной двери в дальнем конце залы, за ними последовали недоуменная мисс Марпл, Нургалиев и генеральный прокурор.
- Мы будем разговаривать здесь, - объявил генерал, никак не реагируя на вопросительные взгляды. - Что вы хотели сообщить, мисс Марпл?
- Похоже, я ошибалась, - мужественно призналась старушка. - Я полагала, что шахматная партия - ключ ко всему, что убийца раскрывает перед нами свой план, я даже успела сделать пару наметок...
- Да, да, - сказал Нургалиев, вытаскивая записку из кармана и показывая ее Бортникову, - мы их прочитали. Единственное, я хотел узнать, почему вы решили, что ладья это Лужков?
- Но это же очевидно! - воскликнули хором мисс Марпл и Бортников, и изумленный Нургалиев умолк.
- Но вот его Святейшество сюда совсем не подходит! - воскликнула мисс Марпл.
- И, однако, его убили, - сказал Бортников, с интересом вглядываясь в мисс Марпл.
- Да, убили. И тогда я подумала, что эта задачка может иметь еще одно решение.
- Нет, неважно, уже неважно. Последний заслон пал. Светлый хранитель уничтожен, - все в изумлении обернулись к генеральному прокурору, который, уставившись куда-то в окно, бормотал себе под нос. - Он набирается сил. Его шпионы проникли всюду, черные вороны на Кремлевских башнях. Грядет его час, и некому встать на его пути.
- Юрий Яковлевич… - начал было Нургалиев, но генеральный прокурор не обратил на него никакого внимания.
- Чешется, и как чешется, - бормотал он, потирая грудь. - Он призывает меня к себе. Пауки прядут свои сети, тенета в темных чертогах, где вечная тьма, где холод и мрак...
Тут только догадались глянуть ему в глаза, и увидели, что они совершенно пусты.
Генеральный прокурор сошел с ума.

Глава 10
Санитары унесли примотанного к носилкам прокурора. Исчезли неизвестно откуда появившиеся люди в штатском. Стало тихо в маленькой комнатке.
Бортников стоял, повернувшись к окну. Нургалиев понуро сидел на стуле. Мисс Марпл достала вязание.
- По-моему, я тоже должна знать, - сказала она негромко. - Расскажите, что вам известно.
Бортников печально поглядел на нее. За эти десять минут что-то случилось с генералом, он как будто постарел, плечи опустились под непомерным грузом забот, под глазами залегли глубокие тени.
- Мисс Марпл, - вздохнул он, - мое ведомство часто упрекают в том, что оно использует неделикатные методы. Возможно, это так. Но наша задача противостоять любым силам, покушающимся на безопасность этой страны. Эти силы, - тут он уставился прямо в лицо мисс Марпл, - гораздо могущественнее, чем считают обычные недалекие люди. Взрывы в метро, авиакатастрофы, заказные убийства и даже локальные войны, все это с точки зрения обывателя - разрозненные события, конечно, пугающие, но отнюдь не способные поколебать существующее мироустройство. И лишь несколько десятков человек знают, что это проявление древней и могущественной силы. Сосредоточием этой силы является, - тут Бортников наклонился к уху мисс Марпл и что-то еле слышно шепнул.
В тот же момент потемнело за окнами, где-то вдалеке прогремело, и свежестью потянуло из приоткрытой форточки.
- Он? - изумилась мисс Марпл. - Но ведь господин...
- Тсс! - с ужасом воскликнули Бортников с Нургалиевым. - Никогда, слышите, никогда не называйте его имя!
- Но ведь он в тюрьме, - растерянно повторила мисс Марпл, - почему же вы его так боитесь?
- Да, - глухо сказал Бортников. - Он в тюрьме. В самой страшной тюрьме. Мы заточили его в Сибири, в самом темном и далеком углу России. Его физическая оболочка брошена в камеру, которая представляет собой колодец, уходящий вниз на триста метров. Адвокатам приходится кричать, чтобы он их услышал. Казалось бы, что еще? Но дело в том, что хотя мы рассекли монстра надвое, мы отнюдь не убили его. Оглянитесь вокруг. Вы увидите банки, заводы, небоскребы, нефтяные скважины, автозаправки и во всем, во всем есть частица его силы. Он воплощен в каждом здании, в каждой банковской операции, у него есть множество слуг, готовых исполнить его темную волю. Генеральный прокурор не смог противиться этой сокрушительной воле, и был раздавлен. Представляете, что будет, если он вырвется на свободу? Скажу без лишнего пафоса - миру, который мы знаем, придет конец.
Словно в подтверждении этих слов окна озарились, и громовой удар потряс комнату. Стало настолько темно, что пришлось включить свет.
- Эх, и облака-то разогнать больше некому, - сказал неизвестно к чему Нургалиев.
Тут распахнулась дверь, и в комнату заглянул Чубайс.
- Я повсюду вас ищу, - сказал он быстро. - Президент собирается через десять минут выступить в прямом эфире и рассказать, как продвигается расследование. Есть у вас хоть какие-нибудь наметки?
Все глядели на мисс Марпл, и она, сбиваясь, заговорила:
- Мне надо проверить одну версию. Эта шахматная задача, она имеет еще одно решение.
- Еще одно? - переспросил Чубайс.
- Да, - Нургалиев протянул ему листочек с пометками мисс Марпл, - вот первое, но оно оказалось неверным. Мисс Марпл считает, что Путин ферзь, а Лужков...
- Ладья, это понятно, - пробормотал Чубайс. - Ладно, если ничего не придумаете, мы используем эту версию в качестве запасного плана, но настоятельно вам советую не ошибиться в этот раз, мисс Марпл. Десять минут, - сказал он уже с порога.
Всполохи озаряли небо. Ни Бортникова, ни Чубайса не было в комнате. Усталый Нургалиев дремал на стуле. Мисс Марпл что-то торопливо писала и перечеркивала. Отведенные ей десять минут стремительно истекали.

Глава 11
Сквозь грохочущий по подоконнику дождь, Нургалиеву вдруг послышалось, что кто-то постукивает в окно. Холодея, он обернулся и обмер. Прямо сквозь заливаемое дождем стекло на него глядели холодные глаза молодого красивого человека с тонкими чертами лица. Несмотря на ливень, его очки без оправы почему-то оставались сухими, и этот факт невероятно поразил Нургалиева, хотя поразить-то должно было другое - что делает этот чудовищный арестант здесь, за окном, на высоте четвертого этажа? Нургалиев попытался подняться, но ноги не слушались его. "Чего тебе надо?!" - хотел выкрикнуть он, но выкрикнуть не смог. Арестант вдруг улыбнулся и, указав на Нургалиева, шепнул:
- Ты следующий.
И тут Нургалиев увидел, что на бритом его лбу накручен то ли терновый венец, то ли шипастая, как у статуи Свободы, корона, а из-под короны сочится черная, будто маслянистая жидкость.
- Ты следующий, - повторил призрак.
Нургалиев вздрогнул и проснулся.
"Батюшки, ну и приснится же", - подумал он с облегчением. Сон уже разваливался в памяти, терял свою убедительность, оставив по себе только тяжелое и неприятное чувство какой-то неясной опасности. Нургалиев огляделся и понял, что в комнатке он один. На столе лежал блокнот, в котором писала мисс Марпл. Нургалиев пододвинул его к себе и начал вчитываться в путаные записи. Он увидел нарисованную рукой мисс Марпл шахматную доску и подивился памяти старушки.

продолжение следует


Рецензии
Наверно,надо съесть черного офицера королевой.Раз есть белый офицер,значит есть смысл какой-то.

Алиса Кэрроловна   22.05.2010 18:00     Заявить о нарушении
Кто их, политиков, разберет? Может, и надо.

Максим Шишов   23.05.2010 05:24   Заявить о нарушении
Ни мышки, ни клавиатуры к нему не прилагалось, монитор отсутствовал.

Алиса Кэрроловна   23.05.2010 17:14   Заявить о нарушении
Перебрать варианты,смысловая конструкция,темный(скупой) рыцарь.
Успехов Вам!!

Алиса Кэрроловна   23.05.2010 18:22   Заявить о нарушении
Думую нужно произведение,предлагаю "Часовщик из Эвертона" Жоржа Сименона.Хорошее название.Кроме последнего абзаца:
Кто знает,быть может,теперь заклятье будет снято и начнется другой цикл?Дома,в мастерской и даже на улице Дейв часто говорил впоголоса то со своим отцом,то с Беном - оба они были всегда рядом с ним.Недалек уже тот день,когда он будет говорить с внуком и откроет ему тайну взрослых мужчин.
Перевод Ел.Баевской.

Алиса Кэрроловна   23.05.2010 22:03   Заявить о нарушении
Король и Пешка
РАвны 2 ладьям
И ветер дует ровно пополам
Хрома лошадка не совсем
А наш король доволен в семь!
(типа йорикк)извините.

Алиса Кэрроловна   25.05.2010 00:31   Заявить о нарушении