Педагогика-3

Честная педагогика – прекрасная вещь! Как и честная наука, честная жизнь. «Раньше была какая-то свобода выбора, и частично можно было реализовать свои идеи», - написал Владимир М. Это когда «раньше», при Советах? Прямая неправда. Там все было основано на высоких процентах! И производство, и учеба в школе. Процентомания, очковтирательство порождены той властью. И прожила она семьдесят четыре года только потому, что хорошо умела врать. На детях отыгрывались все – и государство, отнимавшее целую четверть для уборки урожая, и учителя, стегавшие отстающих двойками и единицами.

Для честной педагогики программа должна быть достаточно дифференцирована: теоретикам – один вариант, практикам – другой, художникам – третий, спортсменам четвертый. С обязательным общеобразовательным минимумом для всех. Дети различаются по способностям. Все  это надо учитывать, и не следует учение превращать в пытку. Учение для каждого должно быть в меру победным и в меру трудным, а пока что наша школа напоминает лагерь для принудработ. Для половины ребят основная оценка знаний – «тройка». О чем она говорит? Она говорит: ты – серый: в вуз тебе не поступить, работы высокооплачиваемой не получить; приличная девушка не согласится стать твоей женой.

Для честной педагогики нужна более совершенная методология обучения. Более совершенная. А не такая: сегодня – опрос у доски, объяснение, задание на дом; завтра – опрос у доски, объяснение, задание на дом; послезавтра – то же самое; раз в четверть – контрольная; не решил задачу – два, еще раз не решил задачу – еще два. Все – как в прошлом и позапрошлом веке. И более совершенная методология воспитания, а не выставление в дневник двоек за поведение, вызов родителей в школу, головомойка на ковре в учительской.

 Хороший учитель много читает по педагогике, много думает о детях. Дидактику В. Шаталова у нас по существу не приняли. Почему? Потому что для ее использования требуется большой труд души. А на это надо иметь время и желание, чего у среднего учителя не хватает. Для воспитания детей существуют труды мировых и российских классиков. Чтобы их читать опять же нужны время и желание.
А чиновник давит, недалекий и плохообразованный, потому что в чиновники чаще всего идут несостоявшиеся учителя. 22 августа 2008 г.


«Я хочу честно оценивать знания ученика», – говорит учитель директору. «Пожалуйста,  позвольте тогда и мне честно оценивать Ваши педагогические старания», – отвечает ему директор. Следует немая сцена. Ситуацию я выдумал, но она реальна там, где руководитель школы – настоящий учитель учителей, а не завхоз, не примитивный надзиратель. Учителя стонут от нечестности, о которой говорит Владимир М. И их следует понять. Однако учиться дидактической технике мало кто питает желаний. А резерв здесь немалый. Это доказал математик В.Ф. Шаталов, эффективный опыт которого не признали ни советская школа, ни нынешняя российская. Дифференцированный подход к обучению детей в школе, полагаю я, должен разумно сочетаться с более высокими требованиями к самообразованию учителя. Нужен метод, господа, метод! Он, – конечно же не панацея, но чрезвычайно важный рычаг в обучении школьников. Воспитание – более глубокая и обширная тема, об этом в другой раз. 1 октября 2008 г.
 

 Человек входит в мир с набором определенных потребностей и задатков, которые по мере его развития оформляются в набор стремлений с постепенным ростом их осознанности. Он начинает понимать, что ему нравится и на что  способен. Потребности – это то, что я хочу, задатки – на что я способен, чтобы удовлетворить данные мне потребности В первейших потребностях и задатках уже заложено то, что мы называем стремлениями; на определенном этапе эти стремления превращаются в жизненные цели и идеалы. Цели и идеалы корректируются до гробовой доски.

Обучение развивает, «вытаскивает» на свет божий то, что дала человеку природа. Воспитание делает то же самое, оно дает дорогу полезному и приглушает ненужное, вредоносное. С точки зрения запросов общества. (Так садовник формирует крону яблони:  оставляет ветки перспективные и отрезает лишние.) В садике, семье, школе, училище задатки оформляются в способности. Способность – развитой задаток. Мы получаем то, что называют «способный ученик», «способный студент» и т.д.

Потребности и задатки могут глубоко сидеть в природе, могут лежать на поверхности. То, что находится глубоко, отыскать и вытащить труднее. Родители пытались убедить учителя, что у их сына нет способностей к математике, однако учитель их отыскал.  Но тут, конечно, нужен учитель уровня В.Ф. Шаталова. «Глубокое» крепче в человеке держится, чем поверхностное. Потребности и задатки могут быть сильными, а могут быть и слабыми (сильная пружина, слабая пружина). Один ученик «все схватывает на лету», другому надо долго вбивать в голову.  Один скептичен – его непросто в чем-то убедить, другой простодушен – всему легко верит.

Воспитание – переплетенный с обучением процесс, но он имеет свой вектор. Здесь не просто накапливаются знания, но формируются цели и идеалы. Цели – к чему надо стремиться. Идеалы – как надо правильно жить, правильно поступать. Правильно поступать – как?  Так, чтобы твой поступок мог стать образцом поступка для всех (Кант). Воспитывают родители, школа. Воспитывают поведению с помощью слов. Порой алкоголик отец учит сына не пить, курящая мать учит детей не курить. Слово – самый дешевый, но и самый эффективный воспитатель. И здесь очень важно, чтобы извергатель слов сам поступал в соответствии с тем, что он внушает детям.

Если обучение опирается на природу ученика и мастерство учителя, то воспитание опирается на природу ученика и мастерство воспитателя. Много говорят о любви к ребенку. Его лучше любить как человека (максимум уважения и максимум требования  к нему, как учил А.С. Макаренко) и не испортить поблажками. После умения работать словом, после умения воздействовать личным примером идет дисциплина – постоянный рабочий режим. Более жесткий или менее жесткий. Без дисциплины слово и пример бессильны, комичны, бесполезны. А.С. Макаренко хорошо это понимал.

 Дети любят дисциплину, но дисциплину без самодурства, – установленную грамотными и компетентными педагогами. Обучение дает знания и формирует способность мыслить, а воспитание формирует «способность» поведения. Обучающийся сидит в аудитории, а воспитывающийся «плывет» по жизни. Слишком много факторов влияют на личность ребенка – отсюда и непредсказуемость воспитания. Скажем помягче: незначительная предсказуемость.

В воспитании важно не зайти слишком далеко, не переусердствовать. Не подавить разумную активность ребенка, идущую от самой природы. Не воспитать раба, который однажды может взбунтоваться. 26 июня 2008 года
 

Педагогика  - наука об управлении? Думаю, что это упрощение. Команды, окрики, наказания, поощрения, иерархия? Макаренко использовал этот элемент для воспитания малолетних преступников, детей запущенных. Нечто похожее наблюдалось и у Януша Корчака в детдоме в Варшаве. Например, проведение всевозможных собраний, голосований, плебисцитов. Но для нормальных ситуаций это не подходит.

Учеба в современной школе – тяжелейший и сложнейший труд, и ребенок должен быть готов к нему. Здесь у учителя выступает на первый план психология,  психология познания. Настройка души. Я уже указывал на В.Ф. Шаталова с его филигранной техникой, который всех детей учил не только без двоек, но и без  троек. А в воспитании у нас дальше В.А. Сухомлинского никто не пошел. (Рад буду получить интересную информацию.) Надо читать его книгу «Мудрая власть коллектива». Воспитание детского коллектива, конечно, не обходится без применения искусства управления (дисциплина везде нужна). Но главным здесь является воздействие педагога  словом, образом, примером на каждого отдельного ребенка. Менее всего устрашением, скорее - воздействием авторитета, умственным и нравственным. Неуважаемый педагог может обкричаться – положительного результата от этого не будет. 2 5 августа 2008 г.
 


Рецензии