Кирилл и Мефодий. Пришлите нам таких учителей

“Язык – это душа народа”, – Владимир Иванович Даль.

Талантливый человек, великий знаток русского языка и создатель уникального “Толкового словаря великорусского языка” подчеркивал свойство языка структурировать внутреннее пространство человека и народа.

История Кирилла и Мефодия, двух братьев – просветителей, это история просвещения славянской души.

Несмотря на множество написанных книг и статей, их заслугу и подвиг в деле становления славянской цивилизации нам ещё предстоит оценить. Церковь это уже сделала: братья канонизированы и почитаются, как святые и на Востоке, и на Западе. Между тем нужно заметить, что именно, в славянском православии они справедливо почитаются, как святые равноапостольные “учи;тели слове;нские”.

Как известно, апостол, греч. ;;;;;;;;; — “посол, посланник”.

Самым маленьким, но не самым безвестным апостолом Иисуса был Павел.

Есть точка зрения, согласно которой без Павла христианство не состоялось бы, как мировая религия. Оставим без комментариев. Точно можно утверждать лишь одно: без Павла христианство было бы другим, впрочем, как без братьев Кирилла и Мефодия Православие.

Эта общая черта высшей предопределенности судьбы, принадлежности миссии, роднит братьев с самым деятельным из апостолов Христа.

Именно взгляд сквозь “апостольский”, учительский аспект служения Кирилла и Мефодия может помочь понять нам – славянам иной эпохи значение их миссии для нашей цивилизации.

Кратко остановлюсь на нескольких эпизодах богатого жизненного пути родоначальников славянской письменности.

В 862 году в Константинополь к Византийскому императору, где на тот момент пребывали братья, явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: “Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей”.

Всего две строчки! Но, как много в них сказано!

Душа народа исповедует веру и жаждет слова, чтобы выразить свои чувства!

Как юная красавица, впервые оказавшись во власти незнакомого чувства, душа томится в ожидании, зная, что нужен ей только один - тот юноша, в присутствии которого она преобразится и всё поймет!

Как тут не вспомнить Павла: “Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне“ (Рим. 8:19-22)

Император и патриарх, откликнувшись на призыв Ростислава, призвали святых солунских братьев и предложили им идти к моравам.

Придя в Моравию, Кирилл и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками в Рим к папе римскому.

Здесь нужно хотя бы двумя штрихами описать исторический ландшафт, на фоне которого происходило зарождение славянской письменности.

Уже несколько веков Юг христианской Европы испытывает на себе мощное воздействие молодой Исламской цивилизации. Испания, Франция, Греция и Италия подвергаются постоянной военной экспансии мусульман.

Вот краткая хроника мусульманских завоеваний случившихся на веку солунских братьев:

815 - Заключение договора между кордовским эмиром и французским королем.

822 - Завоевание кордовским халифом Абдуррахманом II Барселоны.

825 - Завоевание Корсики.

830 - Завоевание Мамуном Анкары и окрестных областей.

831 - Завоевание мусульманами Палермо. (Начиная с 825-го года, мусульмане приступили к захвату Сицилии и, захватив Таормино в 902-м году, завершили выполнение этого плана).

837-842 - Нападение византийцев на мусульман и их поражение.

842 - Завоевание мусульманами итальянских городов Месина и Торонто.

845 - Ввиду опасности мусульманских походов, объединение южных городов Италии.

846 - Продвижение мусульман по Италии, вплоть до ворот Рима.

849-850 - Нападение мусульман на Прованс, юг Франции.

869 - Завоевание мусульманами, расположившимися на Сицилии, острова Мальта.

Ислам насаждает свою волю не только силой меча. Происходит интенсивная религиозно-культурная исламизация юга Европейского континента. По приказу второго Кордовского императора из династии Омейидов Хушама I в 795 году арабский язык получает статус государственного в Испании.

В это неспокойное время среди христианских богословов Западной Церкви доминировала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх “священных” языках: еврейском, греческом и латинском. Три величайших цивилизации Древнего Мира, стоя на пороге Новой эпохи, сливались в христианстве в одну: Западную – Европейскую. В ней они пытаются сохранить свое историческое наследие и получить продолжение в новой Традиции.

В этом новом “священном союзе” цивилизаций не было места священнодействию на языке варваров. Потому братья подвижники “Кирилл и Мефодий проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты, как еретики и вызваны в Рим (здесь и далее цитирую краткий курс Интернет-бойца – Википедию). Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке. После того, как Кирилл передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположен в епископский сан.

В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, и через 50 дней (14 февраля) скончался. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента. Перед смертью он сказал Мефодию: “Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь”. Папа рукоположил его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся в Паннонию, а позже в Моравию.

К этому времени обстановка в Моравии резко изменилась. После того, как Ростислав потерпел поражение от Людовика Немецкого и в 870 году умер в баварской тюрьме, моравским князем стал его племянник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. Им даже удалось на три года заключить его в один из швабских монастырей — Райхенау.

Узнав об этом, папа Иоанн VIII запретил немецким епископам совершать литургию, пока Мефодий не будет освобождён. Правда, он же запретил богослужение на славянском языке, разрешив только проповеди.

Будучи в 874 году восстановленным в правах архиепископа, Мефодий, несмотря на запрещение, продолжал богослужение на славянском языке, крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу.

В 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме блестяще оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке.

В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь. Там он провёл три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. С помощью трёх учеников он перевёл на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги.

В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником назначил ученика Горазда. 19 апреля, в Вербное воскресенье он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь. В тот же день он и скончался.”

Показательно, что отпевание Мефодия происходило на трёх языках — славянском, греческом и латинском. До дня Крещения Руси оставалось чуть более столетия.

Перед нами подвиг двух людей, благодаря которому состоялась наша цивилизация.

В жизни часто бывает, мужчина и женщина живут вместе “душа в душу”, не оформляя свои отношения. Но наступает день и пара закрепляет родство своих душ по закону перед Богом.

Так случилось и со славянами. Свидетелями на этом “венчании” наших народов перед Богом были два брата из греческого города Салоники Кирилл и Мефодий. Именно они закрепили навеки родство народов, дав славянам одну письменность.

Научили близкие души понимать друг друга и свободно изъясняться, скрепляя это родство в единой вере.

Научив души народов начаткам христианства, Кирилл и Мефодий, заложили основание будущей славянской цивилизации.

...

Тот, кто не ценит то, что имеет, в конце концов, теряет его. "Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет". Мар. 4, 25.

У каждого времени есть свои приметы. Вот одна из примет нашего времени:

17.05.2010 20:04 : Совет по делам социальной защиты финского города Кокемяки запретил семилетнему сыну россиянки Риммы Салонен Антону разговаривать на русском языке.

Как сообщил "Интерфакс", Антону запретили молиться на русском языке, креститься, носить православный нательный крестик, "и вообще все, что связано с православной верой".

Кем вырастет мальчик Антон? Догадаться не сложно.

...

Тот, кто не ценит подвиг предков, рискует растерять их наследие, а вслед за этим утратить и себя самого.

У каждого поколения есть своя война и свой подвиг. Есть они и у нашего поколения.

Опубликовано 22.05.2010


БРАТЬЯ СЛАВЯНЕ


http://bratiya-slavyane.com/articles/view/4770/


Рецензии
Спасибо за очерк. Да только что-то далеко не все братья-славяне это понимают. Да и с кириллицы на латиницу некоторые переходят - взять хотя бы мою любимую Черногорию.
Я где-то читал, что во времена шведского господства финским школьникам запрещали говорить на родном языке. Так может, это от комплексов, а не из-за ху... (простите, чуть на испанский не перешел) ювенальной юстиции?

Александр Эзерин   22.01.2018 16:56     Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.