Слепые

По дороге медленно шли слепые. Первый нащупывал путь длинной палкой, остальные двигались, положив руку на плечо впередиидущего. Они молчали. Головы их были высоко подняты, словно слепые вглядывались остекленевшими глазами вдаль.
Встречные путники иногда опускали в карман одного из них монету или яблоко, получая взамен благодарности и добрые пожелания. Никто не спрашивал о направлении, в котором двигалась эта колонна. Лишь один крестьянин предупредил, что уже смеркается и неплохо бы слепым остановиться где-нибудь на ночлег. Слепой, ведущий за собой остальных, остановился и, повернув голову в сторону крестьянина, сказал в ответ:
- Но зачем? И день, и ночь для нас едины. Ночь не приостановит нашего пути, ведь мы вечно во мраке.
Его поддержали голоса остальных. Путь был возобновлён.
Дорога шла через поля и никуда не сворачивала. Ведущий колонну слепой знал об этом. Вскоре они должны были выйти к реке. Почему-то никто из встретившихся слепым людей не предупредил их о том, что мост через реку был недавно разобран, и переправа осуществлялась теперь немного выше по течению.
Слепые не слышали шума воды. Течение было в этом месте очень слабым. Река была не глубока, и из воды тут и там выглядывали подводные камни.
Тот, что шёл впереди, не успел закричать. Он не понял происходящего. Однако даже крик идущего вслед за ним человека не остановил остальных. Идущие позади слышали крики падающих в реку, но, повинуясь привычке, смиренно шли вперёд и падали с обрыва вниз. Лишь замыкающий колонну остановился в нескольких шагах от обрыва, вовремя убрав руку с плеча впередиидущего.
Он слышал, как звали на помощь падающие и тонущие, как разбивались тела попавших на камни. Слепой стоял, по-прежнему вглядываясь вдаль на противоположный берег, и слушал воду. Криков уже не было. Что делать? У него не было даже палки, чтобы ощупать пространство перед собой и хоть как-то сориентироваться.
Он сделал ещё пару шагов. Ещё шаг и он упадёт. Ему это было известно. Но что это, в сущности, меняло? Слепой знал, что без посторонней помощи ему нет пути, и мрак останется всё столь же непроницаемым. Какая разница? Делая последний шаг, он ничего не терял.

17 февраля 2005 года, Орёл


Рецензии