Образование в империи гуннов

Не хотелось бы потерять и эту информации.
(причины - http://www.proza.ru/2010/05/23/349)

Отчасти представить это более предметно позволяет фильм
http://video.mail.ru/mail/stesha2409/210/1396.html


Нравы и обычаи гуннов
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Эта статья предлагается к удалению.
Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 мая 2010.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения.

Подводящим итоги: {{subst:sdd|2010-05-17}}
Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить.
Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.
В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты.
Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.
Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике.


Статья отражает основные нравы и обычаи (связанные с всеобъемлющим процессом образования, институционализации) населения позднеантичной и раннесредневековой Гуннии.

Империя гуннов – одно из ярких состояний полиэтничной государственности на землях России и её соседей примерно в 375 – 528 гг. н.э. Наибольших размеров достигала при короле Скифии и Германии Аттиле[1]. Имела полиэтничный характер, где в союзе с кочевниками выступали славяне, анты, часть готов и десятки других народов. Столица державы перемешалась от Поволжья (при царе Тедрехоне)и Приазовья (при «короле» Баламбере) почти в округу Паннонии (при короле Аттиле) и обратно (при короле Горде). Без высокого уровня экономики и образования, особенно ратного и дипломатического, возникновение и почти полуторавековое существование столь мощного государства было бы невозможно. В связи с чрезвычайной миграционной активностью в державе явно преобладало традиционное семейное образование (с учётом разных возможностей в селениях бедноты и знати), хотя вероятны элементы храмового и приходского образования на погостах - низовых админитстративных округах. Нравы и обычаи народов империи имели многотысячелетние корни, восходящие к ранним скифам эпических времен. В связи с выходом Гуннии почти на равный уровень отношений с Римом, Византией и другими странами соответственно менялись нравы и обычаи элиты и активной части населения.Содержание [убрать]
1 Государственность
1.1 Царское образование
1.2 Христианизация[5] царей гуннов
1.3 Дипломатическое образование в Гуннии
1.4 Речь Аттилы на Каталаунских полях
1.5 Столица Аттилы
1.6 Пиры у Аттилы
1.7 Первый пир
1.8 Второй пир
2 Наследники культурных традиций
2.1 Гуннские нравы славян
2.2 Прокопий о всей чистоте гуннских нравов славян
2.3 Маврикий Стратег о славянах и антах
3 Примечания
4 См. также

[править]
Государственность
[править]
Царское образование

Воспитанию и образованию царей на землях Скифии уделялось особое внимание со времён античности. Яркий примеры - воспитатель Ахилла (мифический Хирон), известный Геродоту реальный Тимн, учителя царей Боспора .

С древнейших времён северные цари обожествлялись, что влияло и на различные образовательные процессы - весь многообразный процесс воспитания освящался в северных народах величием царя-басилевса (титул указывался на монетах правителей Боспорскгого царства и Скифии, некоторых соседних государств). По своду К. М. Алиева[2], первым среди царей Гуннии был Тедрехон. Упоминается в начале IV в. в «Истории Тарона» Зеноба Глака под именем «царь Севера Тедрехон». Как и царские сарматы времён Птолемея, он мог контролировать значительную часть Поволжья. Возглавляемые им войска барсилов вторглись через Каспийские "ворота" на кавказскую Албанию. Допускают, имя царя тюрками обожествлено и известно как Тенгрихан (его особо почитали в Поволжье; есть и иные версии - многотысячелетних корней культа Тенгри и всего тенгрианства)). «История агван» (VII в.) указывает на иранская параллель — «Аспендиат», одна из форм иранского имени Исфендияр («святой, священнный, божественный»).

Основателем империи в 374 г. считается Баламир (Баламбер)[3], отомстивший на просторах Скифии королю Витимиру за разгром антов короляБожа. Существенный вклад в развитие Гуннии внес Ругила (Руас), дядя Аттилы, правивший с 410 по 434 гг. Аттила, сын Мунчука (брата Руаса), стал императором в 40-летнем возрасте после смерти дяди (того во время похода на Константинополь, по одной из версий,поразила молния), Под главенством Аттилы в империи было объединено до 45 — 50 различных народов. В 445—453 гг. под предводительством Аттилы гунны и их союзники завоевали Германию, Францию, Северную Италию, наложили дань на Римскую империю. По оценке А.Тьерри: «Имя Аттилы завоевало себе место в истории… рядом с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря». Уровень образованности, знания разных языков был при нём, как свидетельствовали образованные византийские авторы, достаточно высоким. На время имперскими становились нравы и обычаи части населения, особенно элиты.

После смерти Аттилы младшие сыновья (старший Илек был убит) Эрнак(Ирнек)и Денгизик отвели основные силы к низовьям Дуная, в Приазовье и Прикаспий. Территория державы стала сокращаться. Блюдо Денгизиха с тюркскими (?) надписями найдено в Поволжье. Число находок с ранними надписями, близкими тюркским, увеличивается [4]

Из царского рода был Амбазук (сарматский царь с таким именем ок. 57 г. воевал в Закавказье). По сведениям Прокопия, в 498—518 гг. он владел Каспийскими воротами, по другим — Дарьяльским ущельем. При нем гунны умело «торговали с Византией, и Ираном», как другие гунны ранее с Римом. Амбазук состоял в дружбе с византийским императором Анастасием I. "Приближаясь к смерти, предлагал Анастасию купить у него крепость", но тот отказался, не видя возможности содержать там гарнизон. Когда Амбазук умер, крепость захватил персидский царь Кавад, изгнав детей Амбазука, тяготевших к византийскому образованию.
[править]
Христианизация[5] царей гуннов

Посвящение элиты варваров в христианские учение и веру отчасти изменяло нравы и обычаи этой элиты. Правители Гуннии были готовы принимать христианство в Византии и даже распространять его. Царем (всех ?) гуннов в начале VI века был Болах (Валах, Волах; ононим как «волохи» известен для летописных угнетателей славян Подунавья; валахов). Женой царя была знаменитая Боа-рикс, (Берихос) — союзница Византии. Резиденцией царицы — по одной из версий — являлся город Варачан (ныне Уллу-Бойнак, Дагестан). Н. А. Баскаков дал этимологию от берик («дар, дарение, подарок») + греческое окончание. Если имя византийцы запомнили в готской передаче, то оно означало — королева Боя (Боя-рикс).

Царем гуннов Приазовья был Муагер, Муагер или Муагерис. Он стал царем после убийства своего брата Горды - христианина. Но и сам принял христианство. О Горде Феофан Исповедник сообщал: «В 527/528 г. пришел к императору царь гуннов, живущих поблизости от Босфора, по имени Горда, стал христианином и был просветлен. Император принял его и, дав ему много даров, отослал в его страну охранять ромейское государство и город Босфор» Затем при жестком внедрении христианства в Приазовье убит. Но тем лишь подтвердил активное участие видных гуннов в распространении христианских веры и учения.

Примерно со времён Горды в округе Приазовья усиливалась Великая Болгария, имевшая царей (начиная с Ирнека)Органу (617—630), Гостуна (630—632), Кубрата(632—665), Батбаяна (665—668), Аспаруха (Аспар-хрук;668—701). Некоторые из них получили частично византийское образование, были крещены.

Гунния с середины VI века как единая держава сменяется восточнее Дона Тюркским каганатом, западнее - Аварским, противоборствующими северным архонствам, где заметную роль стали играть наряду с гуннами славяне, анты, авары и другие народы. Участники походов на Византию в VI веке нередко выступают в союзе - как гунны, славяне, анты[6]. Традиции Гуннии во многом способствовали созданию и развитию северных архонств, Великой Болгарии, родословие властителей которой вели от рода Аттилы, Хазарского каганата , Русского каганата и Средневековой Руси.
[править]
Дипломатическое образование в Гуннии

Обычаи и нравы элиты Гуннии, по традициям знати Скифии, проявлялись в сфере дипломатии. Ещё времен Анахарсиса известна торговая активность народов Скифии в округе Дуная. Гунния имела немало образованных людей, чтобы дипломатическим путем обеспечивать свои интересы. Первый договор Аттилы с Константинополем содержал требования безопасной торговли, равные для обеих сторон правах (Prisc. 277.19). Посол гуннов Эдикон привёз в Константинополь письма от Аттилы, который заявлял о переносе границы с берега Дуная вглубь римской территории (Prisc. 287.3–8). При этом торговля, всегда происходившая на границе, переносилась в город Наисс (Ниш, родину Константина Великого). Аттила в 450 г., замышляя поход на Галлию, временно отказался от этих требований и «обязался уступить римлянам землю, которая граничит с Истром» (Prisc. 327.30–32). Для гуннов торговые отношения и далее были важны. Когда к императору Льву I Макеллу (император в 457—474 г.)прибыло посольство от сыновей Аттилы, единственным условием восстановления мира было возобновление торговли по Истру: «они хотели снова съезжаться с римлянами на берегу Истра, в одном и том же месте, продавать там свои товары и взаимно получать от них те, в которых имели нужду».

Известны ежегодные выплаты гуннам, компенсации за пленных и императорские дары, которыми сопровождалось каждое посольство. По свидетельствам Приска, размер общих выплат был велик и только крайнее положение заставляло империю принимать эти условия. Казна была опустошена, даже люди, принадлежавшие к сенаторскому сословию ,вынуждены были вносить золото для выплат варварам. Многие из римлян покончили с собой, не выдержав разорения (Prisc. 283).

Приск подчеркивал особое значение для гуннов даров. Именно ради даров Аттила отправлял в империю одного за другим своих приближенных (Prisc. 285–286).Когда император Маркиан, отказавшийся выплачивать дань, отправил послом Аполлония, Аттила не принял его, но «между тем прибавил, чтобы он выдал ему подарки, везенные от царя, грозя убить его, если их не выдаст» (Prisc. 331.3–7). По сведениям Олимпиодора, императорские дары смягчили и успокоили ранее гнев Харатона. (Olymp. 18). По словам Приска, восточноримские посланникаи в 450 г. укротитли гнев Аттилы, после неудачного на него покушения, «множеством даров и ласковыми словами» (Prisc. 327.28).

По условиям мира с Византией 448—450 гг. кроме дани и долгов империя была должна за каждого римского военнопленного, бежавшего [от гуннов] и перешедшего в свою землю без выкупа - платить 12 золотых монет; если принимающие его не будут платить этой цены, то обязаны выдать гуннам беглеца. Римлянам обязывались не принимать к себе никакого варвара, прибегающего к ним.

В июле 450 года, упав с лошади, скончался император Феодосий. 25 августа сестра императора Пульхерия возвела на престол Византии нового императора, военачальника Маркиана, который отказался выплачивать прежнюю дань гуннам. Отсутствие точных сведений древние хронисты заменяли легендами, которые обычно рождались в Константинополе. Так, хронист VI века Иоанн Малала сообщил, что Аттила через послов приказал Маркиану и Валентиниану держать для него готовыми их дворцы.Ранней весной 451 года гунны и другие подвластные Аттиле народы вторглись в Галлию.
[править]
Речь Аттилы на Каталаунских полях

"Битва народов" на на Каталаунских полях (после 20 июня 451 года ) стала одной из вершин славы империи гуннов. Приведенная Иорданом (первая половина 6 века н.э.) в кратком изложении речь Аттилы перед своими воинами отчасти отражает и уровень воспитания и образования в полиэтничной державе, свидетельствует об их нравах и обычаях. В решающий момент битвы Аттила, увидев, что войско пришло в смятение, решил – как считает Иордан, укрепить дух войска речью. Вдохновленные этими словами войска Гуннии устремились в бой.

Здесь отчасти вероятна фантазия Иордана или его информаторов. Но Иордан и информаторы объективно допускали, что властитель огромной Гуннии - вероятнее всего, - именно это и сказал. Ведь слышали его слова и передавали из уст в уста десятки тысяч человек. Издевательства над римскими «черепахами» («testudo») были привычны в войсках противников империи. «Черепахи» – известный прием защиты пешего римского войска при атаке или же штурме неприятелей. Солдаты первой шеренги держали перед собой щиты вертикально; а солдаты следующих шеренг держали их над головой; получалась как бы броня, покрывавшая много рядов солдат. Но солдаты вне первой шеренги мало что видели, а последняя шеренга оказывалась очень лакомой для атаки с тыла. Боковые шеренги – с фланга.

Слова Аттилы (по Иордану) о «пути на Мэотиду» («iter Meotidarum») важны в речи гуннского короля, как еще одно напоминание о пути гуннов в Европу, который много столетий оставался закрытым. После того как гунны прорвались к западу от Мэотиды, в Европе и ощутили их могущество. Аммиан Марцеллин отмечал о раннем их обитании: «Gens (народ, племя) гуннов, слабо известное в древних памятниках, живет по ту сторону Мэотийских болот, примыкая к Ледовитому океану» («Hunorum gens monumentis veteribus leviter nota, ultra paludes Maeoticas Glacialem oceanum accolens...», – Amm. Marc., XXXI, 2, 1). Это еще раз подчеркивало происхождение влиятельных гуннов времён Тедрехона из округи гор Рип.

Речь Аттилы отражает не только важные составляющие нравов и обычаев гуннов, но включает и мировозренческо-философские обороты типа: 1) я считаю бесполезным побуждать вас словами как не смыслящих; 2) не подобает мне говорить об общеизвестном, а вам нет нужды слушать; 3) насыщать дух мщением – это великий дар природы; 4) презрите эти собравшиеся здесь разноязычные племена: признак страха – защищаться союзными силами; 5) нам надлежит искать быстрой победы там, где сосредоточена битва; 6) идущих к победе не достигают никакие стрелы, а идущих к смерти рок повергает и во время мира; 7) к чему фортуна утвердила гуннов победителями стольких племен, если не для того, чтобы приготовить их к ликованию после этого боя? ; 8) кто же, наконец, открыл предкам нашим путь к Мэотидам , столько веков пребывавший замкнутым и сокровенным (и т.п.)[7]

Аттила поддерживал культ поклонения скифскому мечу (культ отражен Геродотом) и в целом следовал традициям ментальности народов Великой Скифии.
[править]
Столица Аттилы

Геродот почти 25 веков назад отметил на севере Скифии большой деревянный город Гелон. Подобных археологи выявили уже достаточно много[8]. Столицей Гуннии тоже был деревянный город, где и жил Аттила со своими ближайшими сподвижниками. Здесь шли разнообразные образовательные процессы, связанные с многообразием реальной жизни народов великой державы.

На пути к столице Аттилы Прииск отметил , что в здешних деревнях используют для переправ челноки-однодеревки и плоты, вместо пшеницы потребляют просо, а вместо вина — «мед»  ; и напиток из ячмени «камос» (kamon) (кумыс - не квас)[9] Квас-пиво. Поминки назывались славянским "страва". Всё это признаётся индикаторами обычаев славянских общин.

Вместе с Прииском к Аттиле направлялись комит Ромул (тесть Ореста, посланный Аэцием к Аттиле в 448 г.), правитель Норика Промут (Примут) и предводитель воинского отряда Роман; с ними был Констанций, которого Аэций послал к Аттиле в качестве секретаря» и Татул (прибывший для совершения бракосочетания своего сына с дочерью Ромула ). Это всё важные персоны. Сын Ореста Ромул Августул затем был последним римским императором.

Переправившись через реки, послы приехали в огромное селение, где находились хоромы Атгилы (а не походные шатры). Здания были построены из бревен и хорошо выстроганных досок , окружены деревянной оградой (не для безопасности, а для красоты). За царскими хоромами стояли хоромы «боярина» Онегесия, но ограда вокруг них не была украшена башнями подобно тому, как у Атгилы. Неподалеку от ограды была баня Онегесия, соратника Атгилы. Камни для бани привозили издалека. Строитель бани был родом из Сирмия [город Нижней Паннонии], этот пленник служил и банщиком.

Аттилу при въезде в столицу встречали девушки, шедшие рядами под тонкими белыми и очень длинными покрывалами; под каждым покрывалом, поддерживаемым руками шедших с обеих сторон женщин, находилось семь и более девиц, певших скифские (не гуннские или готские) песни; таких рядов под покрывалами было очень много. Когда Аттила приблизился к дому Онегесия по дорога к дворцу навстречу вышла жена Онегесия с толпой слуг - одни несли кушанья, другие — вино ( величайшая почесть у скифов). Женщина приветствовала его и просила отведать благожелательно принесенного ею угощения.

Желая доставить удовольствие Онегесию, Аттила поел , сидя на коне - следовавшие за ним варвары приподняли блюдо (оно было серебряное). Пригубив поднесенную чашу, он отправился во дворец, отличавшийся от других строений высотой и стоявший на возвышении. Послы остановились в доме Онегесия, а затем рядом разбили палатки.

В столице Аттилы была немало людей, знавших разные языки. Прииск констатировал: «Представляя разноплеменную смесь, скифы, кроме своего варварского языка, легко изучают и гунский или готский, а также и авсонский (чаще трактовка - латинский ), если у кого из них есть сношения с римлянами, но мало кто из них говорит по-эллински, кроме пленников, уведенных из Фракии и иллирийского побережья». Население округи Боспорского царства веками тяготело к греческому языку, письменность которого и стала основой кириллицы.

Еще Геродот отмечал, что с народами Сибири и Урала скифы находили общий язык с помощью опытных переводчиков (толмачей), способных говорить даже на семи языках.

Онегесия послы пытались склонить к предательству, дезинформации гуннов. Онегесий ответил, что " он скажет императору и окружающим его только то, чего желает Аттила; или римляне думают, продолжал он, настолько ублаготворить его, чтобы он изменил своему владыке, пренебрег полученным в Скифии воспитанием, женами и детьми и не считал рабство у Аттилы выше богатства у римлян».

Внутри ограды резиденции Аттилы было множество построек, из которых одни были из красиво прилаженных досок, докрытых резьбой, а другие — из тесаных и выскобленных до прямизны бревен, вставленных в деревянные круги; эти круги, начинаясь от земли, поднимались до умеренной высоты»

Атилла решал вопросы, стоя перед своим дворцом. Каждый мог оброатиться с жалобой и получал царское решение. Таким устным правом пользовались затем и князья Руси. Затем Атилла принимал послов, тем показывая, что дела его подданных для него важнее.
[править]
Пиры у Аттилы

Пиры у Аттилы - многообразные отражения нравов и обычаев полиэтничных гуннов, что отчасти продолжила и средневековая Русь.
[править]
Первый пир

В назначенное время соратники Приска явились на обед вместе с послами от западных римлян и остановились на пороге против Аттилы. Виночерпии подали им по обычаю кубок, чтобы послы и помолились, прежде чем садиться. Это указывает на приверженность Аттилы и его окружения не слишком формализированному христианству (в форме ариантства его почитали народы, выходившие из Скифии).

Помолившись и отведав вина, послы подошли к своим местам. У стен зала с обеих сторон стояли стулья. Посредине на ложе[10] сидел Аттила, а сзади было ложе, за которым несколько ступеней вело к постели царя, закрытой простынями и пестрыми занавесями для украшения, как это делают эллины и римляне для новобрачных (подобные ложа отмечали арабы у русских князей-царей). Первым рядом пирующих считались сидевшие направо от Аттилы, а вторым — налево, в котором оказались и послы, но выше послов сидел знатный скиф Берих. Онегесий сидел вправо от царского ложа. Против Онегесия - два сына Аттилы, а старший присел на ложе, но не близко к отцу, а на краю, смотря в землю из уважения к властителю. Когда все было приведено в порядок, пришел виночерпий и подал Аттиле кубок вина. Приняв его, царь приветствовал первого по порядку. Удостоенный чести встал с места; садиться следовало лишь после того как, пригубив кубок или выпив, Аттила отдавал его виночерпию. Так поступали и другие участники приёма. У каждого был свой виночерпий, который должен был входить по порядку после выхода виночерпия Аттилы.

Аттила почтил послов последними - так же по порядку мест. Когда все были удостоены этого, виночерпии вышли, и были поставлены столы после стола Аттилы. Для каждых трех или четырех гостей - каждый имел возможность брать себе положенные на блюда кушания. Первым вошел слуга Аттилы с блюдом, наполненным мясом. Прислуга гостям тоже поставили на столы хлеб и закуски. Всем были приготовлены роскошные кушанья, сервированные на круглых серебряных блюдах (эти блюда выявлены во многих раскопках, особенно в Поволжье). Аттиле не подавалось ничего кроме мяса на деревянной тарелке. Он во всем выказывал умеренность: гостям подавались кубки золотые и серебряные, а его кубок был деревянный.

Одежда царя также была скромна и ничем не отличалась от других, кроме чистоты[11]; ни висевший у него сбоку меч, ни перевязи варварской обуви, ни узда его коня не были украшены, как у других скифов, золотом, каменьями или чем-либо другим ценным. Когда были съедены кушанья, наложенные на первых блюдах, все встали, и вставший не возвращался к своему креслу прежде, чем каждый гость из первого ряда не выпил поданный ему полный кубок вина, пожелав доброго здоровья Аттиле. Почтив его таким образом, все сели, и на каждый стол было поставлено второе блюдо с другим кушаньем. Когда все взяли и этого кушанья, то снова встали таким же образом, выпили и опять сели. При наступлении вечера были зажжены факелы, и два варвара, выступив на средину против Аттилы. запели песни, в которых воспевали его победы и военные доблести[12]. Участники пира смотрели на них, и одни восхищались песнями, другие, вспоминая о войнах, ободрялись духом, иные, у которых телесная сила ослабела от времени и дух вынуждался к спокойствию, пролил вали слезы.

После пения выступил какой-то скифский шут [дословно — поврежденный рассудком скиф] и начал молоть всевозможный вздор, которым всех рассмешил[13]. После него вошел маврусиец Зеркон . Эдекон убедил его приехать к Аттиле, чтобы при его посредстве получить обратно свою жену, которую он взял в варварской земле, будучи в тесной дружбе с Бледой; он покинул ее в Скифии, когда был послан Аттилой к Аэцию в виде дара. Но oн обманулся в этой надежде, так как Аттила рассердился за то, что он возвратился в его землю. На этот раз он пришел во время пира и своим видом, одеянием и странной смесью произносимых им слов (он смешивал с авсонским языком унский и готский) всех развлек и во всех возбудил неугасимый смех кроме Аттилы. Последний оставался неподвижным не менялся лице и никаким словом или поступком не обнаруживал своего веселого настроения. Только когда самый младший из сыновей, по имени Эрнак, вошел и встал около него, он потрепал его по щеке, смотря на него нежными глазами. Когда Приск выразил удивление тому, что он не обращает внимания на других детей, а к этому относится ласково, сидевший рядом варвар, понимавший по-авсонски и предупредивший, чтобы Приск никому не передавал его слов, объяснил, что кудесники предсказали Аттиле, что его род падет, но будет восстановлен этим сыном. Пока гости проводили ночь в пире, послы потихоньку вышли, не желая слишком долго засиживаться за попойкой.
[править]
Второй пир

На следующий день Аттила снова пригласил послов на пир, и они по-прежнему вынуждены были пировать. На ложе вместе с Аттилой сидел уже не старший сын, а Оэбарсий, дядя его по отцу. В течение всего пира ласково разговаривая с послами, Оэбарсий просил передать императору, чтобы он дал Констанцию (который был послан к нему Аэцием в качестве секретаря) жену, которую обещал. Констанций, прибыв к императору Феодосию вместе с отправленными от Аттилы послами, обещал устроить нерушимый мир римлян со скифами на долгое время, если император даст ему богатую жену. Император согласился на это и обещал выдать за него дочь Саторнила, известного богатством и знатностью рода. Но этого Саторнила приказала убить Афинаида, или Евдокия (она называлась обоими этими именами; супруга Феодосия II ; убийство Саторнила, по Chron Marcell., относят к 444 г.). Привести в исполнение обещание императора не допустил (будущий император) Зенон, бывший консул, имевший под своей властью большую рать исавров (потомков пиратов; с юга нынешней Турции), с которой он во время войны охранял даже Константинополь. Тогда, начальствуя над военными силами на Востоке, он вывел эту девушку из-под стражи и обручил ее с одним из своих приближенных, неким Руфом. После ее отнятия Констанций просил варвара не оставить без возмездия нанесенного ему оскорбления и дать ему в жены или отнятую девушку, или другую, которая принесла бы приданое. Поэтому-то во время пира варвар и поручил Максимину передать императору, что Констанций не должен быть обманут в поданной ему надежде, так как царю не приличествует лгать... Такое поручение дал Аттила, потому что Констанций обещал дать ему денег, если за него будет сговорена жена из очень богатых у римлян домов.

Выйдя с пира, по прошествии трех дней после этой ночи послы были отпущены с приличными дарами. Вместе с ними Аттила послал и Бериха, начальника многих селений в Скифии, в качестве посла к императору, очевидно желая чтобы и он, как посол, получил дары от римлян.

Детали свидетельств Приска указывают на богатый образ жизни знати державы гуннов и уровень её образованности. Традиции этого образа жизни, включая и образование (изучение языков, ремёсел, ритуалов и т.п.), неизбежно перешли средневековой Руси.
[править]
Наследники культурных традиций
[править]
Гуннские нравы славян
[править]
Прокопий о всей чистоте гуннских нравов славян

Ныне доказано активное участие славян в развитии империи гуннов хотя бы со времён короля антов Божа. Прокопий Кесарийский ( «Война с готами», в переводе С. П. К о н д р а т ь е в а)указывал, что славяне и после распада державы Аттилы в середине 6 века во всей чистоте сохраняют гуннские нравы.

"...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном - можно сказать, - у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды (Перун и Тенгри здесь близки)". Конечно, это говорит об устойчивости многотысячелетнего языческого образования в пользу почитания "творцов молний". "Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства (речь о приграничных славянах) Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные (рыжие или русые)".

"Высокий рост и огромная сила" - это как бы образ "верзил" (барсилов) времен Тедрехона.

"Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и актов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе".

Образная вечная грязь, что невозможна при селении славян у рек и озер (известными у них банями со времен Аттилы), явно оттенялась всей чистотой сохранения гуннских нравов. Славяне Прокопия - это не славяне времён Аттилы и далеко не все славяне, известные в начале средневековья. Больше подробностей о славянах Нижнего Подунавья в другом источнике.
[править]
Маврикий Стратег о славянах и антах

Византийский автор в конце VI в. уточнял: "Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране (хорошо бы это помнили Наполеон, Гитлер и иные завоеватели). Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде.

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника [14]

Высокий уровень ратного образования даже для тыловых общин славян (авангардные уже осваивали земли Византии и Рима) в этих свидетельствах очевиден.Большое количество разнообразного скота и плодов земных указывает на достаточный уровень сельского хозяйства. Устойчива в среде славян была и толерантность - доброе и ответственное отношение к прибывающим к ним иноземцам. Это отмечали и византийские авторы, проходя славянские деревни на пути к столице Аттилы. Принципиально учитывать, что находящихся в плену славяне не держали в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени. Ограничивая срок определенным периодом, предлагали на выбор: желают ли пленные за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей. Денежные отношения были раннесредневековому славянству не чужды, что уже относится к устойчивому экономическому образованию (на славянских землях немало кладов римских монет[15]).
[править]
Примечания

; Показывать компактно
; по этой версии империю сводят к королевству Приазовья около 500 г.
; Алиев Камиль. Именник гуннских царей ; Оздек Р. Тюркюн гызыл китабы. Бакы. 1992. 1 китаб. С. 69
; Азгар МУХАМАДИЕВ. ТУРАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ //Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань, 1995. с.36-83. http://www.russika.ru/t.php?t=2528 http://ru.wikipedia.org/wiki/Гунния http://www.lenpravda.ru/blog/1506 http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/frametext.htm http://forum.boinaslava.net/showthread.php?t=11289&page=12 http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_5_4b.html Ныне в Эрмитаже. Сасанидский Иран Известно как Блюдо "Варахран на охоте" Конец IV - начало Vв. ; http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1083226
; Вернадский Г.В. Древняя Русь. Гунно-антский период (370 - 558 гг. н.э.) http://avorhist.narod.ru/publish/vgv4.htm Егоров К.Л. Образование Киевской Руси //http://www.bibliotekar.ru/rusKiev/8.htm Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. - М., 1995. -416 c. http://lib.crimea.ua/avt.lan/student/book5/
; Речь Аттилы на Каталаунских полях 451 г. ; Гелон – символ высот градостроения Великой Скифии http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111097.htm
; употреблялся в этих местах еще во время Диоклетиана, что доказывает эдикт ценах; см. CIL, III, suppl., fasc. 3, стр. 1931).
; Ибн-Фадлан А. «Записка» о путешествии на Волгу. С царём славян сидят на этом ложе сорок девушек для его ; Г.В. Вернадский. Великое приключение: Святослав Скромность одеяния князя http://www.kirsoft.com.ru/mir/KSNews_220.htm
; Продолжение обычая: Братчина-пир в языческой традиции Древней Руси http://druidgor.narod.ru/slavtrad/slavtrad10.html
; СКОМОРОХИ, ; http://www.anzob.info/index.php?a=1&b=5&c=narod&module=articles и др.
; Римские монеты округи Северной Руси http://www.proza.ru/2010/03/30/362
[править]
См. также

Битва на Каталаунских полях
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нравы_и_обычаи_гуннов


Обсуждение статьи
Образование в империи гуннов

По ВП:ЧНЯВ данная статья в настоящем ее виде подпадает под ВП:НЕСВАЛКА, следует удалить или полностью переписать.Дворкин Баримэн 09:28, 17 мая 2010 (UTC)

...общий объём статей не ограничены никакими практическими соображениями, кроме критерия проверяемости фактов и других принципов, изложенных на этой странице. И т.д. Господа, дайте статьям существовать хотя бы месяц. Всё основное исправят и сократят. А у Вас горит план по удалениям ?! Это же не командная экономика... --178.130.5.100 14:38, 17 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
просто отпишитесь, что спасете статью в течении месяца, приведете в порядок, поделите наконец на разделы и т.п. Чтобы она не подпадала под этот критерий. Хотя я могу еще один добавить, но так как уважаю ВАК, то не буду. Дворкин Баримэн 16:08, 17 мая 2010 (UTC)
Дык, стараюсь. Надеюсь и на конструктивную помощь со стороны. Но некоторые спешно не понимают. Про ВАК любопытно (примерно, зря таким как этот степени и профессоров дают) ?!--178.130.5.100 20:43, 17 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
Просто поставьте шаблон {{Сделаю}} без tl| и укажите срок. И желательно, чтобы все-таки переименовали статьи. И не сильно ссылайтесь на себя, иначе вашу статью подведут под пункт ВП:НТЗ. В довершении, милое эссе описывающее суть вашего конфликта с сообществом вики Википедия:Академик против вахтёра и если возникнут вопросы по правилам, можете обращаться ко мне на странице Обсуждение участника:Princenoire. Дворкин Баримэн 21:06, 17 мая 2010 (UTC)
И заведите учетную запись, а то вас и дальше будут обвинят в подлогах, что даже при всех ваших благих намерениях приведет к обострению ситуации и в худшем случае блокировке ИП. Дворкин Баримэн 21:10, 17 мая 2010 (UTC)
Автор на странице обсуждений Обсуждение:Образование в империи гуннов, указал, что постарается исправить и привести к нормам ВИКИПЕДИИ статью к 7 июня. Дворкин Баримэн 22:16, 17 мая 2010 (UTC)
Тактичность и продуманность Вашей позиции симпатична. Википедии не хватает таких людей, а нередко бегают по статьям шаловливые спесивые недоумки (их и в стране , да и мире, хватает). Вы правы о правилах. Но - к сожалению, - они всё более противоречивы. В них немало можно найти в пользу создания, сохранения и совершенствования любых статей. И это в немалой степени правильно. Но другая часть правил те же статьи гнобит. И это не есть хорошо (устранять конкретные недостатки продуктивнее).Заведите учетную запись... Но несколько лет назад это было вовсе не обязательно, нет такой строгости вроде и ныне. Это не запись ?!--178.130.5.100 22:15, 17 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
Такого требования и поныне нет, хотя у меня на этот счет и протеворичивое мнение, однако учетная запись(зарегестрированный участник имеет свои преимущества) подробноститут.

С уважением --178.130.5.100 22:15, 17 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
В текст на основе исторических данных вплетен махровый орисс. Одно сопоставление верзил с барсилами чего стоит :) Явно творчество какого-то любителя истории, типа история должна быть занимательной, а не правдивой.--Vissarion 03:16, 18 мая 2010 (UTC)

Вот эти "вплетения", которые надо долго малосведующим людям объяснять (их надо месяцами к пониманию подтягивать), и буду тщательно устранять. Многое висит в Википедии годами, но до этого руки некоторых активистов чего-то не доходят (появился Золин - сразу за пистолет).  Я спасу статью! (обещаю успеть до 15.06.2010)--178.130.5.100 05:15, 18 мая 2010 (UTC)П.М.Золин И просьба мне не мешать. А если есть желания совершенствовыать текст, заранее признателен.
Вам следует поторопиться. Обсуждения здесь длятся неделю, после чего недоработанная статья может быть удалена. INSAR о-в 08:57, 18 мая 2010 (UTC)
 Удалить безжалостно, как и всё творчество автора, ибо переработке не поддаётся. 90 % текста рассказывает не об образовании, а собственно о гуннах, а оставшееся суммируется так: собственно об образовании ничего по источникам не известно, но постулируется, что «несомненно уровень был высоким». --Chronicler 10:22, 18 мая 2010 (UTC)
То есть политическое, военное, профессиональное (по разным направлениям, включая градостроительство) , дипломатическое, лингвистическое (знание нескольких языков)и иные виды образования для Вас великая тайна есть ?!

Не столь много времени на переработку для летнего периода и прошу.  Я спасу статью! (обещаю успеть до 15.06.2010)--178.130.5.100 05:15, 18 мая 2010 (UTC)П.М.Золин И просьба мне не мешать. А если есть желания совершенствовыать текст, заранее признателен. А вот это недостойная Википедии провокация - безжалостно (удалить), как и всё творчество автора, ибо переработке не поддаётся... Десятки моих статей стоят в Википедии, конечно, направленные с разных компьютеров. И вполне достойно доработаны и переработаны. Понятно, не Вашими усилиями. Повторяю  Я спасу статью! (обещаю успеть до 15.06.2010)--178.130.5.100 11:41, 18 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
Ну почему, всё это любопытно, и у античных авторов встречаются и упоминания об образовании в различных этнографических описаниях, хотя не так часто. Однако когда большая часть текста содержит повествование типа «гунны хорошо воевали, значит, у них было военное образование», это может и верно, но не составляет энциклопедической статьи. Пока там есть только известный абзац из Прокопия про военное искусство славян и ровно ничего про образование. Кстати, не дадите ли вы перечень написанных вами статей, которые были «вполне достойно доработаны и переработаны» - в случае обсуждения вопроса о вашей бессрочной блокировке это, надеюсь, примут во внимание. --Chronicler 12:04, 18 мая 2010 (UTC)
Пока я вижу только одну, в которой вы вроде бы нашли в себе силы удержаться от заведомых ориссов: Киммерийский язык. Да и то, боюсь, это ненадолго. --Chronicler 12:37, 18 мая 2010 (UTC)
Вот поэтому и скрываю те статьи, которые дают объективную информацию по истории, но узнав об авторстве П.М.Золина, --Chronicler с сотоварищами тут же уничтожит их. Они ведь годами обсуждениют вопросы о бессрочной блокировке неугодного автора. Одну, правда, вычислили. Киммерийский язык. "Да и то, боюсь, это ненадолго". Судьба языка или судьба статьи ?!

А если попробовать с другой стороны. П.М.Золин ничем не хуже (и не лучше) --Chronicler с сотоварищами. Иногда знает поболе, так этими знаниями и делится. Есть разумные возражения - принимает. Есть агрессивная тупость мелкого чиновника Википедии - бог ему судья. А если о Вас, то происхождение барсилов не так однозначно, как - вероятно - Вы представляете. Тюркской версии мало уступает индоиранская. А если утвердится связь с именьковцами, то обнаружит в полиэтносе и славянские элементы. "Верзилы" или нет жители "Версилии" - это вопрос десятый. Этимология барсилов неоднозначна. Если корень "барс", то недалеко "пардус" Святослав. Но этого сюжета в окончательной редакции данной статьи уже не будет. Успехов --178.130.5.100 13:08, 18 мая 2010 (UTC)П.М.Золин

У Вас хватает умных мыслей. В частности

Часто статьи пишутся далеко не самыми компетентными участниками. Одна из причин, затрудняющих доступ для новичков — огромное количество правил проекта. Существует три основных группы причин конфликтов: связанные с общежизненными позициями участников; связанные с позициями по научным вопросам и другому содержанию источников; специфически внутривикипедийные. При этом, хотя в идеале каждый отдельный спор о содержании статьи должен рассматриваться невзирая на лица, тем не менее естественным образом неизбежна и оценка википедической личности исходя из прошлых действий участника.

Хорошо бы при нападках на П.М.Золина подобное вспоминать. --178.130.5.100 13:14, 18 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
 Быстро удалить Раз уж зашла речь о барсилах, которые к гуннам никакого отношения не имеют, я должен присоединиться к мнению, что статьи, написанные Золиным, исправить невозможно, 90% материала в них составляют спам и научная фантастика. --Fred 13:25, 18 мая 2010 (UTC)

Тоже давнишний поклонник и оппонент П.М.Золина ?! Цитирую только Википедию барсилы "Относительно этнической принадлежности барсил в историографии существуют две точки зрения. В пользу обеих есть весомые аргументы, но в силу недостатка исторических и отсутствия лингвистических материалов окончательно предпочесть одну другой невозможно. Одни исследователи (А. П. Новосельцев, А. В. Гадло[11]) считают барсил частью местного иранского населения, в пользу чего свидетельствуют их ранние упоминания, а также прямое указание Михаила Сирийского на страну алан как их родину. Другие учёные рассматривают барсил как пришлую тюркскую группу, а упоминания о них в догуннское время считают анахроничными. Сторонники данной версии (М. И. Артамонов, С. Г. Кляшторный) исходят из указания на близкую связь барсил с хазарами, а также из данных ряда средневековых генеалогий, где барсилы помещаются в круге тюркских этносов[12]. Веским дополнительным свидетельством в пользу данной версии являются обнаруженные недавно эпитафии на Тесинской и Терхинской стелах (Сев. Монголия, VIII век), где барсилы упоминаются как огузское (тюркское) племя и фигурирует их вождь Беди Берсил, живший в сер. VI века, в эпоху тюркского кагана Бумына [13]". Так как М. И. Артамонов, С. Г. Кляшторный и некоторые другие авторы не разделили точку зрения уважаемого --Fredа, то их взгляды и соответствующую статью Википедии признать на 90% спамом и научной фантастикой. Так как примеров неразделения позиций --Fredа в Википедии хватает, саму уё тоже можно прикрыть - исправить невозможно... Исправить можно всё, но не хотелось бы переходить на личности.  Я спасу статью! (обещаю успеть до 15.06.2010)--178.130.5.100 14:07, 18 мая 2010 (UTC)П.М.Золин. Русским языком сказано. Господа, не мешайте доработке. До Вашего удовольствия уничтожить очередное творение профессора и доктора наук осталось всего-то меньше месяца. Что-то из громадного противоречия правил ВИКИ всегда против любого автора можно найти (был бы автор). Ну, подождите чуток.
Забавно, что Вы цитируете мне мою собственную статью… Там нет ни слова о гуннах, но это не мешает Вам постить громадную цитату с бессмысленным выводом. И вот так во всех статьях. --Fred 15:37, 18 мая 2010 (UTC)
"И вот так во всех статьях..." В реальной науке подобное никогда не проходит. Надо всё до мелочей указывать конкретно. Для Вашего уровня, вероятно - "громадные цитаты с бессмысленным выводом" (до смысла, понятно, надо дорастать), для множества образованных людей - пища для ума, основа для дальнейших уточнений, рассуждений и осмыслений.--178.130.5.100 18:04, 18 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
Да и чего не забавно-то ?! За своим А иное Б не видите ?! Согласно гипотезе Жозефа де Гиня (Joseph de Guignes), гунны могут быть по происхождению тюрками или прототюрками[5]. Эту версию поддержал О. Менхен-Хельфен (O. Maenchen-Helfen) в своих лингвистических исследованиях[6][7]. Английский ученый Питер Хизер (Peter Heather) считает гуннов т. н. «первой группой тюрков», которая вторглась в Европу[8]. Турецкий исследователь Кемаль Джемаль подтверждает эту версию фактами сходства названий и имен в тюркских и гуннских языках, это также подтверждается схожестью гуннской и тюркской системы управления племенами. Эту версию поддерживает также венгерский исследователь Дьюла Немет (Gyula Nemeth)[9]. Вероятно, это тоже Ваше ?!--178.130.5.100 17:57, 18 мая 2010 (UTC)П.М.Золин

Представляется, некоторые Ваши упражнения (понятно, далеко не все) в обсуждениях моих статей - жажда помешать Золину доделать материал, отвлекать его на всякие придирки и пустяки. О барсилах когда-нибудь поговорим отдельно. Профессионального историка --Fred не знаю, не встречал. Но чиновник Википедии под этим ником иногда произносит вдумчивые тезисы. "Считаю, что от бумажных энциклопедий википедию должны отличать три ключевых качества: полнота, достоверность и современность. Пишу о том, о чём располагаю специальными познаниями или просто любимых вещах. Особенно приятно создавать статьи, которых нет в традиционных энциклопедиях. Не всегда на 100 % доволен получившимся результатом, уверен что идеальной статья выйдет только тогда, когда её обсудят несколько компетентных авторов". Извините, вот профессионально специальными познаниями преимущественно располагаю. Но как и в любой науке, в истории состязаются немало версий, где нередко за неимением аргументов группы оппонентов (гипертрофируя обычные в любой работе "блохи") зомбируют общественное мнение против тех или иных неугодных авторов (Г.В.Вернадский, Б.А.Рыбаков, В.В.Седов, Л.Н.Гумилев и много подобных примеров). Не стоит поддаваться на сие зомбирование (давайте дружить против этого...) С пожеланием успехов --178.130.5.100 18:17, 18 мая 2010 (UTC)П.М.Золин

Для начала статью надо переименовать в Нравы и обычаи гуннов, на настоящий момент тема статьи не соответсвует содержанию.Дворкин Баримэн 18:57, 18 мая 2010 (UTC)

Попробую. Но сразу же статью защищаю прежним - спасу...--178.130.5.100 04:42, 19 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
Да это же ОРИСС чистой воды... --Ерден Карсыбеков 16:18, 20 мая 2010 (UTC)
Почти везде использованы статьи самой Википедии или работы специалистов. Про ОРИСС поконкретнее бы.
четко и конкретно: ВП:ОИ Дворкин Баримэн 13:38, 21 мая 2010 (UTC)

А то НЛО, НЛО... --178.130.5.100 12:00, 21 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
четко и конкретно

Что является оригинальным исследованием Статья в Википедии считается оригинальным исследованием, если вводится новая теория или способ решения какой-либо проблемы;(как здесь приладить нравы и обычаи гуннов) вводятся новые идеи; (этим идеям по три века) вводятся новые определения терминов; (какие ?) вводится неологизм (новый или необычный термин).(какой ?)

Если предмет статьи отвечает вышеперечисленным условиям, то статья должна быть отнесена к оригинальным исследованиям и в общем случае не может быть опубликована в Википедии. У этого правила есть исключение: статья может быть опубликована в Википедии, если предмет статьи является частью общепринятых представлений, то есть: эти идеи были приняты к публикации в рецензируемых журналах; или эти идеи начинают завоёвывать существенный интерес публики (неоднократное появление в новостных передачах, в разных изданиях и т. д. — как история с холодным термоядерным синтезом).

О нравах и обычаях гуннов говорят со врмён поздней античности.

Факт появления каких-либо идей в общей, неспециализированной прессе не является фактом признания научности и/или истинности этих идей. Он только даёт право для публикации статьи об этом явлении, идеях и т. д. в Википедии. Если вы считаете, что Википедия выиграет от публикации вашей замечательной идеи, то лучший способ достигнуть этого — это опубликовать статью в хорошем рецензируемом журнале и после этого написать статью для Википедии. (Тьма всяких публикаций)

Как выявить оригинальные исследования

Оригинальные исследования (орисс) могут быть хитро замаскированы под общеизвестную научную теорию или же нестандартную, но всё же существующую гипотезу. При выявлении ориссов помогают данные правила: Проверьте поисковики (Яндекс, Google и др.) Если найдено мало соответствий или не найдено вообще, велика вероятность, что перед вами орисс; Обращайте внимание на нестандартные или подозрительные идеи;(конкретно ?) Если приведены ссылки либо литература, это не говорит о существовании понятия. Источники могут быть неавторитетными или же вообще подложными; (конкретно) Если участник вступает в «войны правок» с тем, кто откатывает его сомнительные правки и сам при этом ничего не объясняет и не доказывает, есть подозрение на оригинальные исследования; (всё всем доказываю кокретно) Авторитетность и компетентность участника не говорят о том, что он не пишет ориссы. Даже наоборот, хорошее знание предмета может провоцировать создавать собственные идеи и публиковать их; (конкретно ) Присмотритесь к используемым в статье незнакомым наименованиям и терминам (если они там есть) и проверьте, не являются ли они завуалированными оскорблениями (подробнее см. Википедия:Статьи-нападки).(конкретно) Классификация точек зрения и источников информации Если описанной в статье точки зрения придерживается большинство, то не составит труда привести ссылки на публикации, излагающие эту общепринятую точку зрения. (указаны) Если этой точки зрения придерживается существенное меньшинство, то будет несложно перечислить наиболее известных её сторонников (статья, тем не менее, должна быть нейтральной). Если у этой точки зрения крайне мало сторонников, то эта точка зрения не может быть представлена в Википедии (за редким исключением, когда это касается второстепенных, подчинённых статей), независимо от того, истинное это утверждение или ложное, можете вы доказать ваше утверждение или нет. (При этом допускается вежливая, уважительная дискуссия на соответствующей странице обсуждения, с предоставлением слова сторонникам разных точек зрения). Как писать статьи о теориях

Краткая схема изложения:изложить ключевые понятия и концепции; изложить известные и популярные идеи, подчеркнуть согласованность между ними, а также разногласия; неподтверждённые идеи или неологизмы должны быть удалены (так как они не проходят проверку на «подтверждённость», а не потому что они «неправильные»).

Примечание: удаление может производиться и на основании результата голосования. Что не следует удалять

Если предмет статьи не является оригинальным исследованием, то следующие соображения не могут служить причиной для удаления статьи: статья содержит утверждения, не имеющие достаточных подтверждений; статья содержит утверждения, противоречащие оговорённым условиям, объяснениям или решениям; статья включает исследования, неспособные предоставить воспроизводимые результаты; статья ссылается на точки зрения, противоречащие принципу Оккама (Бритва Оккама — выбор простейшего из возможных правдоподобных объяснений); нет существенного общественного интереса к теме статьи.

Понятно, что в этих противоречивых подходах обилие возможностей для произвола. Но конкретных выявлений ОРИССа пока не вижу.

Altheim F. Geschichte der Hunnen. Тт. I-V. Berlin: de Gruyter, 1959-1962. Stickler T. Die Hunnen. M;nchen: Beck, 2007. Алиев К. Цари гуннов и их наследники Алиев Камиль Именник гуннских царей Бувье-Ажан М. Аттила. Бич Божий. М.: Мол. гвардия, 2003. Г. С. Г. С. Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук Гунны - из цикла Времена и войны (Ancient Warriers - The Huns) на сайте Тюркпортал.Ру Д.Н.Козак ГУННЫ Иловайский Д. ГУННСКИЙ ВОПРОС Крадин Н. Н. Империя Хунну. Владивосток: Дальнаука, 1996. 164 с 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 2001/2002. 312 с. Маенхен-Гельфен Дж. Мир гуннов. Исследования их истории и культуры. Перевод В.С. Мирзаянова. Нашествие гуннов (на сервере Ростовского государственного университета) Николаев В. В., «Чуваши. Этническая история и традиционная культура.», Москва, 2000. Отто Дж. Маенхен-Гельфен. Мир гуннов. Исследования их истории и культуры Пересмотр вопроса о гуннах1 Томпсон Э. А. ГУННЫ Грозные воины степей Гумилев Л.Н.«Древняя Русь и Великая степь», Астрель, АСТ, 2004 г., ISBN: 5-17-026279-5, 5-271-09769-2 Гумилев Л.Н. «История народа хунну», АСТ, Люкс, 2004 г., ISBN: 5-17-026629-4, 5-9660-0501-X Гумилев Л.Н. «Тысячелетие вокруг Каспия», АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2008 г., ISBN: 978-5-17-051463-2, 978-5-9713-9145-6, 978-985-16-6196-7 и т.д.

С уважением--178.130.5.100 15:20, 21 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
На факт орисса указывает постоянное употребление оборотов «очевидно», «неизбежно», «не могли». Ориссными являются как сами термины «Гунния», «империя гуннов», в научной литературе не используемые, так и все основные тезисы статьи: о происхождение гуннов от скифов, о тождественности гуннов с другими кочевыми народами, о тесной связи гуннов и славян с аргументацией в виде самостоятельной трактовки источников. --Fred 16:14, 21 мая 2010 (UTC)
На факт орисса указывает постоянное употребление оборотов «очевидно», «неизбежно», «не могли»

Уберите немало подобного во всей Википедии (обильно у одного из авторов)

По мнению современных историков, эти данные, скорее всего, указывают на область Северного Дагестана — либо же... Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа... Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племен, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков[1] и, как можно судить по косвенным данным, по-видимому, принадлежали к племенам огузской группы... А не по-видимому ?! И т.д.
Ориссными являются как сами термины «Гунния», «империя гуннов», в научной литературе не используемые, так и все основные тезисы статьи: о происхождение гуннов от скифов, о тождественности гуннов с другими кочевыми народами, о тесной связи гуннов и славян с аргументацией в виде самостоятельной трактовки источников.
Вы знаете всю литературу о гуннах ?! Да вот и Википедия Империя гуннов.
Она же о тождестве с кочевниками гунныПостепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья.
(там же) Гунны и древние славяне

Вы хотя бы заглядывали в свои же святцы. --178.130.5.100 17:56, 21 мая 2010 (UTC)П.М.Золин
Пётр Михайлович, Вы сами двумя постами выше привели список книг по теме. Легко увидеть, что в их заглавии нет такого термина как «Гунния». Утверждений, что гунны происходят от скифов там тоже нет. Если я не прав, укажите пожалуйста точную страницу, желательно с цитатой. --Fred 05:38, 22 мая 2010 (UTC)

Уважаемый Fred, можете из указанных источников извлечь необходимое, или - к примеру - из этих. Не гнушайтесь поисковиков Интернета.

Именник гуннских царей (Кавказская Гунния) Автор: Камиль Алиев Источник:Cайт Кумыкский мир – 2006 Григорий ТОМСКИЙ Размышления на Каталаунских полях Эллях правил восточной Гуннией и привел войска из Сибири, Средней Азии, Кавказа и Северного Ирана. http://ilin-yakutsk.narod.ru/2000-1/76.htm британцы во время Первой мировой войны использовали словечко "гунны" в традиционном пренебрежительном значении, тогда как у меня на родине, в Венгрии, школьников учили патриотическому почтению к "славным предкам-гуннам". Элитный гребной клуб в Будапеште назывался "Гунния", а Аттила - по-прежнему популярное имя. http://bibliotekar.ru/hazary/4.htm

Гунны Это тоже Википедия Посол к гуннскому царю Аттиле Приск Панийский так описывает гуннов: « Поскольку дружина у них состоит из различных варварских народов, то и дружинники, кроме своего варварского языка, перенимают друг от друга и гуннскую, и готскую, и италийскую речь. Италийскую — от частого общения с Римом…» «Преодолев определённый путь вместе с варварами, мы, по приказу скифов, приставленных к нам, выехали на другой путь, а тем временем Аттила остановился в каком-то городе, чтобы вступить в брак с дочкой Эски, хотя уже и имел многих жён: скифский закон разрешает многожёнство.»[1]

Но при всей их разности, они относились к одной группе индоевропейских языков, которую лингвисты называют группой «сатем», а в нее входят и албанский, и фракийский, и славянские, и балтийские, и индоиранские языки. http://gorod.tomsk.ru/index-1239343345.php

Гунны - потомки скифов
ГЛАВА V ГУННО-БОЛГАРСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ http://karachays.narod.ru/istoria/miziyev/gl5.html В письменных источниках гунны отождествляются со скифами и киммерийцами, особенно их сопоставляют с так называемыми царскими скифами. Такое отождествление подкрепляется и тем фактом, что этноним скифов Ас-киши, или его основа ас сохраняется в письменных источниках, особенно в древнегрузинских документах, в названии гуннов, как овс, ос. Так именуются гунны в V веке при набегах на Грузию при царе Вахтанге. Термин овс грузинских источников - это и есть несколько видоизмененное тюркское название племени ас.

Понятие "скифы" в приложении к варварам во времена поздней империи (по фрагментам сочинения Приска Панийского) Прежде всего, Приск гораздо чаще пользуется термином "скифы", чем гунны, и территория, которую занимает держава Аттилы, как правило, именуется Скифией (Skuqikav). При Аттиле Скифия включает в себя и районы Среднего Подунавья, а не только причерноморские области - историческое ядро Скифии - получившие особое название Понтийской Скифии (8.310.31)2. Вероятно, вся Скифия делилась на такие "административные" округа, соответствовавшие расселению мелких подвластных Аттиле племен. Так в Понтийской Скифии обитают акатиры (или акатицзыры, которых Приск называет "скифским народом") "и другие народы", которыми правит старший сын Аттилы (8.298.25 - 28; 310.30).

Для самих римлян нет особой разницы между варварами, в разное время населявшими эти земли. Так, посол Феодосия II Максимин, в ответ на требования Аттилы прислать для переговоров людей "высшего достоинства", должен был ответить, что это невозможно потому, что "такого не было ни при предках Аттилы, ни при других властвовавших над Скифией" (8.289.29-31). Т.е. аргументом являются именно традиции этой земли, а не выдающийся статус Аттилы.

Для Приска "скифы" (Skuvqai) - термин собирательный, означающий смешение нескольких народов. Встретив при дворе Аттилы пленного жителя Мезии и приняв его за варвара, Приск, был удивлен тем, что "скифский муж (Skuvqh" ajnhvr) говорит по-гречески, ибо, будучи смешанными (xuvgklude"), кроме своего собственного варварского языка, охотно употребляют или язык гуннов, или готов, или же авсониев, на котором они общаются с римлянами" (8. 305.16-20). К этой же теме Приск возвращается и рассказывая о пире, устроенном Аттилой, замечает, что Зеркон развеселил всех, "примешивая к языку авсониев язык гуннов и готов" (8. 318.2-4). Важно, что Приск ни разу не упоминает о "скифском" языке и не называет так язык готов или гуннов. Не менее характерно употребление терминов и в другом фрагменте, описывающем сражение между гуннами и готами, с одной стороны, и восточными римлянами - с другой. Говоря и о тех, и о других варварах вместе, Приск обозначает их как "скифов". Однако когда Приск сообщает о том, как римским полководцам хитростью удалось расколоть войско противника, "скифов" мы больше не встречаем в тексте, напротив, говорится о столкновении готов и гуннов: "Готы, смущенные этими словами, и полагая, что Хелхал говорит из расположения к ним, соединившись, перебили бывших среди них гуннов" (39.348.18-21). Вскоре варвары, вновь объединяются против римлян и, соответственно, опять именуются "скифами" (39.348. 26).

Итак, мы можем говорить о том, что слово "скифы" для Приска не является абсолютным синонимом слов "гунны" или "готы". "Скифы", скорее, обозначают некую реальную общность, полиэтничное объединение, в которое входили гунны, готы, возможно, какие-то еще варвары.

Во фрагментах, касающихся событий до смерти Аттилы, слова типа "скифы", "Скифия", "скифский" встречаются, в среднем, в три раза чаще, чем "гунны" или "гуннский". Однако ровно обратную пропорцию употребления терминов мы видим в изложении происходившего после его гибели, а понятие "Скифия" исчезает совсем (см. таблицу). Конечно, нельзя забывать о том, что мы не располагаем полным текстом сочинения Приска, и, следовательно, некоторые эксцерпты могут быть более поздними краткими пересказами изначального текста. Но это, в основном, касается очень небольших по объему фрагментов, а также первых и последних фраз отрывков.

На наш взгляд, такое словоупотребление также можно объяснить вышеуказанным собирательным значением термина "скифы" для Приска, обозначающем одновременно все народы, входившие в "империю" Аттилы. После распада созданного им союза и, прежде всего, после откола готских племен, определение "скифы" перестает быть уместным. Кроме того, в тексте появляется множество упоминаний о готах, которых мы почти не встречали ранее. С другой стороны, проанализированный выше фрагмент, посвященный битве римлян со "скифами", происходившей в 467 г. Т.е. гуннов и готов, действовавших совместно, вполне могли продолжать так называть. http://www.romana.su/publ/53-1-0-389.htm Не лишним будет вспомнить и то, что в IV в. при отце Аттилы, царе Мундиухе, на этом месте была ставка, главный центр Великой Гуннии. http://www.pantagruel.com.ua/ru/essays/e4302.html Алиев Камиль Именник гуннских царей М. Каганкатваци прямо указывает, что Алп-Илитвер "прославлен в пределах трех стран" (Гунния, Иран и Византия).
Успехов Вам в полномасштабном освоении истории (и привет Вашим наставникам) --178.130.5.100 10:06, 22 мая 2010 (UTC)П.М.Золин


Рецензии