Размышления над книгой К. Занусси Пора умирать

         

Хотите получить удовольствие от общения с интересным человеком, прочтите автобиографическую книгу К. Занусси «Пора умирать». Не пожалеете. Я решила просто  привести выдержки из книги, которые особенно созвучны мне, моему мировоззрению и состоянию души, и иногда высказывать по этому поводу своё мнение.

К.З. «На протяжении всей моей зрелой жизни я писал заметки и пишу их по сей день, которые я никогда не перечитывал – я оставляю это на время пенсии… Правда, раза два я нарушил принцип не перечитывать записанное, и оказалось, что и тридцать лет назад я очень часто писал то же самое, что пишу сегодня., - этакие терапевтические заметки для разгрузки внутреннего напряжения, излития обид, реакция на неудачи.»

М.  Я начала писать не потому, что почувствовала – хочу писать, а от отчаянья. Думаю, что у каждого наступает такой период в жизни, когда подходишь к некой черте и задаёшься вопросом: а что дальше? Кто-то подходит раньше, кто-то позже. И тогда каждый выбирает свой дальнейший путь. Большая часть людей открывает вдруг у себя маленькие или почти незаметные таланты: кто-то начинает рисовать, кто-то петь, кто-то писать, а кто-то вышивать крестиком… Открывается второе дыхание. У некоторых ненадолго, у некоторых на всю оставшуюся жизнь. Так вот, подойдя к такой черте, решила: буду писать каждый день хоть несколько предложений, хоть одно слово обо всём: увиденном, замеченном, приснившемся, прочитанном, услышанном.

К.З. « Почти каждый творческий человек в середине жизни переживает какой-то кризис. Мой кризис совпал с концом системы, в которой я функционировал, и хотя я был против неё, но функционировал в ней не худшим образом. В новый мир я вошёл с грузом многих неудач – отвергнутый отечественным зрителем после фильмов, которые в мире сочли удачными.»

М.  У меня тоже был жизненный кризис, который я думала не смогу преодолеть. И тем не менее, после этого очень печального для меня события прошло несколько лет, когда у меня созрело решение начать писать что-то вроде «заметок на полях», где мне хотелось сделать упор на мысли, желания, отношения к жизни, и, собственно, понимания самой жизни, с потерями в ней и приобретениями, радоваться этой самой жизни, когда не хотелось жить, и вдруг в какой-то момент ощутить любовь Всевышнего к себе, к той, которая на протяжении десятилетий была ярой атеисткой, потому что родилась в Советском Союзе.

К.З. « Творчество прекрасно, ибо в основе его – вечное открытие.
…С течением времени всё труднее верить в то, что делаешь, всё труднее верить, что ты делаешь это всё лучше, а в конце концов всё труднее верить, что вообще стоит это делать.»

М. Я начала писать два года назад и уже неоднократно задумывалась: а зачем я всё это пишу? Может, это никому не интересно? Но я пишу для себя. Ведь я начала писать только для того, чтобы хоть что-то изменить в своей жизни. И, если для меня это приносит хоть какое-то удовлетворение, то буду писать, хотя бы для одного человека: для себя.

К.З.  «…если водитель такси изучает философию, то кем он является – таксистом, который учится (это позволяет быть оптимистом), или студентом, который зарабатывает на жизнь извозом ( а это обычно свидетельствует об обидчивости и закомплексованности)? Но дилемма разрешается в самом субъекте. Только сознание определяет, кто ты такой. Не то, что ты делаешь, а скорее то, как ты это делаешь и для чего».

М. Мне понятна и близка философия К. З. , сказанная в этой фразе.

К.З. «Но абсолютно бесценный капитал, который я вынес из занятий физикой, - это несколько соображений, ставших частыми мотивами моих фильмов. Шанс-судьба-случай – это то, что непрестанно занимает мои мысли».

М. Мне кажется, что всё в руках Творца, который подбрасывает шансы и случаи, чтобы, в конце концов, человек на протяжении всей своей жизни понял: а для чего эта жизнь была ему дана? Жизнь дана, чтобы познать любовь к Творцу и ощутить Его любовь к себе. А независимость в материальном плане одним даётся, как испытание, а другим, чтобы заботы о материальной независимости не мешали работе над душой.

К.З. «Просто мир без Бога абсурден.
…Не бывает лёгкого отпущения грехов и лёгких ответов. Человек – это неизвестное.
Но именно ей (милости Божьей) я должен быть благодарен за то, что жизнь меня ещё не ставила перед выбором, который был бы выше моих сил».

М. У каждого свои испытания, и каждому кажется, что именно у него было самое трудное и не преодолимое испытание в жизни. Вот и я была убеждена, что то испытание, которое было предназначено мне Творцом, не преодолею.

К.З. «Сможет ли человечество заставить себя действовать, если сотрутся имущественные различия? …Фарисейство бедных столь же омерзительно, как и фарисейство богатых».

М. Если я правильно понимаю предназначение жизни человека, то имущественные различия никогда не сотрутся. Это одно из многочисленных испытаний и искушений дьявола, которое человек должен испытать в жизни, чтобы познать Истину.

К.З. «Я верю, что культуры можно между собой сравнивать и что одни из них богаче, а другие более примитивны, что одним свойственна изысканность, а другие бывают вульгарны, но всё это основывается на отношении к другим людям, к жизни, к идеалам. Простой человек в Африке зачастую стоит выше американского технократа именно в этом, духовном, измерении.
Человек, который в состоянии отказаться от денег, славы или секса, свободен – он не подвержен контролю.
Никто не обладает монополией на честность, а отсюда следует, что надо принять априори, что как левые, так и правые добиваются блага для человечества, причём речь идёт об одном и том же благе, только с разной очерёдностью приоритетов».

М. Очень интересная мысль. И вообще, в книге много интересных мыслей и жизненных выводов.

К.З. «Главной ценностью в жизни является гармония, что деньги добывать стоит, но с какой целью?
… А кроме успеха в бизнесе, для внутренней гармонии нужно ещё обладать чувствами, интеллектом, здоровьем (ибо, что человеку в деньгах, если у него что-то болит). Одним словом, не отказываясь от ценностей подлинных, мы должны их соединять с другими ценностями, значительно менее зависящими от денег».

М. Маленькая ремарка: Господь болезнями корректирует духовное развитие человека.

К.З. «Однако, в православной морали разрыв между реальностью и духовностью столь радикален, что если человек не достигает до святости, то он вынужден защищаться лицемерием.
Не хочу присоединяться к тем, кто сетует, что ради денег люди теряют душу. Я знаю, что можно потерять душу и пренебрегая деньгами.
Давайте учится у Скотта Уилсона тому, что всё возможно, что хотеть – это значит мочь, а у Мицкевича будем учиться соизмерять силы с намерениями».

М. Хочу учиться! Из книги я также узнала, что режиссёр 10-ти серийного фильма «Декалог» - Кисьлевский. (Я почему-то считала, что это фильм К. Занусси). Этот фильм лет двадцать назад показывали по центральному телевидению, который меня потряс. К сожалению, я не смогла посмотреть все десять серий, но те несколько сюжетов, которые удалось посмотреть, даже двадцать лет не стёрли из моей памяти. И сегодня я понимаю, что это – шедевр! Десять серий по десяти Библейским заповедям: не убий, не укради, и т. д. Просто берётся сюжет из современной жизни, где красной линией проходит суть одной из заповедей.
Чуть позже по телевидению, когда распался Советский Союз, прошёл также 10-ти серийный фильм гениального режиссёра Фасбиндера «Александрплац». Тогда многие оказались безработными. И психологическая драма безработных людей, показанная в этом фильме, была мне близка в тот сложный период в стране.

К.З. «Мудрость начинается именно там, где заканчивается разум, и ни одну мудрость не удаётся выразить иначе, чем набором утверждений, внешне противоречивых, но внутренне очень взаимосвязанных.
О гордости (или о гордыне). Моя гордость основывается на том, что я не должен работать ради заработка, чтобы выжить, что я делаю фильмы не потому, что должен, а только потому, что хочу, что мне это важно, что у меня есть какая-то причина, заставляющая обратиться к зрителю.
О принципах. Они похожи на ту женщину, которая гордится, что сохранила невинность – что , несомненно, похвально, - однако следовало бы спросить, а покушался ли кто-либо на эту невинность? Для того, чтобы продаться – и в жизни, и в искусстве, - необходимо две стороны: та, которая продаётся, и та, которая хотела бы купить».

К. З. « …должен начать с литературы, к которой испытываю благоговейное уважение как к матери всех искусств.
«…Интерес к Богу, Абсолюту или Великой Тайне только сейчас начинает возрастать…»
«То, что из вышеназванных религий отражается в моём искусстве, - это прежде всего отношение к судьбе, в которой я ищу смысл, несмотря на то, что мир давит нас абсурдом.»
«Я верю, что духовность рождается из мечты, из желания, туманного предчувствия гармонии, добра, красоты.»
«Неужели мы так уверовали в безопасность существования в наших тёпленьких квартирках, что перестали чувствовать угрозу, которой было насыщено средневековье? Угрозу смерти, голода, мора, эпидемии, СПИДа, и Чернобыля или хотя бы обычного рака, который выбирает нас, не щадя и тех, кто живёт соблюдая правила гигиены, будучи при этом добродетельными и предусмотрительными».

М. Бог любит всех. Он посылает болезни и испытания по жизни, потому что любит нас, грешных, чтобы через эти болезни и испытания придти к Истине. Тяжело жить, когда Он забирает у тебя самое дорогое. Не у всех получается понять, почему Он это делает? Только познав истинную любовь в душе к Богу, тогда Он даёт нам земную любовь.
О страхе. Страх потерять того, кого любим, страх длительной болезни и т. д. , вообще, страх – это один из грехов, которым искушает дьявол.

К.З. «Во многих фильмах я говорил о смерти, хотя отдаю себе отчёт в том, что это – запретная тема. Можно говорить обо всём, только не о ней».

М. Почему? Только о ней и надо говорить. Когда-то давно в каком-то научно-популярном журнале я прочла статью, в которой говорилось о понятии смерти, после которой я перестала бояться смерти, как таковой. В ней писалось, что на протяжении многих десятков лет нас, рождённых  в СССР учили, что человек рождается, чтобы жить, а оказывается, в древние века учёные писали целые трактаты о смерти, главным смыслом которых было то, что человек рождается, чтобы с самого своего появления на свет и на протяжении всей жизни готовиться к смерти, постигнув истинную любовь к Творцу.
Уверена, что каждый, читая  книгу Занусси, обратит внимание на то, что сегодня его волнует более всего. Сколько людей, столько мнений. Может, мои рассуждения получились несколько сумбурными, но по крайней мере я пыталась искренно поделиться своими мыслями, с которыми можно согласиться или нет.
Закончить свои размышления хочу словами, которыми К. Зануси закончил книгу «Пора умирать»:

«Всё, что мы понимаем, - это не Бог».






 


 
 


Рецензии
Религиозная фантастика. Не нова.

Алекс Савин   08.02.2016 17:09     Заявить о нарушении
Саша, вы читали эту книгу?
Когда прочтёте, вступлю с вами в диалог.

Михай   08.02.2016 17:46   Заявить о нарушении
Там где Бог, религия - я пропускаю. Это для зомбированных.

Алекс Савин   08.02.2016 17:58   Заявить о нарушении
Значит, вы пока молодой парень и жизнь ещё не била кувалдой по голове.
Вернёмся к этому разговору лет через 30 лет. ))))))))))))

Михай   08.02.2016 18:04   Заявить о нарушении
А Бог от кувалды спасает?

Алекс Савин   08.02.2016 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.