Предисловие к роману

 Берлин. Май 2009 года.Слева от меня "декоративная стена." На "прозе ру" только 10 часть романа.                Дорогой Читатель!
      Когда мне бывает плохо, а в моем возрасте это случается нередко, я открываю «отсек» в «стенке» и достаю твои письма, которые лечат меня лучше всяких лекарств. Писем этих много и надо было бы сказать «Дорогие читатели».Но слово «Читатель» я написал с большой буквы и это тоже не случайно. Для меня как писателя нет высшей оценки, чем оценка и  интерес к моим книгам читателей. Критики, литературоведы-все это хорошо, но Читатель- это Высший суд.
      Роман «Такая долгая жизнь» в 2 книгах вышел в 1987 году и в редакцию журнала «Дон, где я тогда работал, стали приходить письма от читателей с просьбой  выслать им роман наложенным платежом. Несколько экземпляров я выслал, но когда «критическая масса» заказов превысила мои возможности, я взял несколько писем и поехал в магазин «Книга-почтой».
     Честно сказать, я был поражен, когда в магазине я увидел мешки с письмами из самых разных городов и сел большого тогда Советского Союза. По этим письмам можно было изучить географию всей страны. «
    Когда мои повести и роман о разведчиках «раскупались как горячие пирожки», как  вы-
азился один рецензент, то чем же мог вызвать такой интерес у широкого читателя «семей-
ный роман? Я стал искать этот ответ в письмах читателей. И в одном из писем я нашел как бы  обобщающий ответ на свой вопрос.
     Уважаемый Игорь Михайлович!
    Я от многих своих друзей слышал о Вашем объемном романе, но достать его не смог. Однако мне повезло. На  днях приходить ко мне сосед, кладет книгу на стол и говорит: «По-  читай, Николаич! Сильная вещь….Я читал роман до глубокой ночи, а потом в дневные часы.
И так было пока я не дочитал до последней страницы.
     В кратком предисловии Вы говорите, что в романе действуют реальные существовавшие люди и те, которые родились в Вашем воображении. Но сколько я не вчитывался в произведения, я не мог отличить одних от других. Все они живые. Каждый персонаж романа самобытен, естественен .Вы даете широкую панораму событий бурного XX века и делаете это с беспощадной правдивостью (а ведь были  тяжелые, ох какие тяжелые времена.) И вам как автору приходилось  быть даже жестким, чтобы не допустить фальши.
     Все о чем Вы пишете было именно так! Я имею право на такое заявление. Я работал трактористов на «Путиловце» , позже- слесарем, потом институт, а  с первых же дней войны  командовал стрелковым батальоном на фронте…»Это письмо ростовчанина Петра Николаевича Гуммеля, которого ,к сожалению, уже нет в живых..
     Я мог бы и дальше цитировать это письмо до конца и не писать никакого предисловия.
Но все же я должен кое-что прояснить. Действительно, прототипами моих героев послужили  многие таганрожцы. Фотографии некоторых их них  Вы найдете на форзацах этой книги.
    В романе показана жизнь большой таганрогской семьи на протяжении почти всего XX
века. Но члены этой семьи жили ведь не в «безвоздушном пространстве», и потому круг пер-
сонажей романа очень широк.
    Немецкие критики делали упор на то, что это «роман-воспоминание». и он во многом документален.. Отчасти я с этим согласен. Действительно, когда в романе приводится записка И.Сталина командиру 81 авиадивизии М.Водопьянову о необходимости в АВГУСТЕ 1941 года произвести налет на Берлин, то это записка- подлинная.  Слова, которые произносит Черчилль- тоже не плод моего воображения, как и отрывки писем Евы Браун к  Гитлеру и его- к Еве Браун…
     У читателя может возникнуть законный вопрос: какая связь может существовать между членами таганрогской семьи, персонажами романа, и ,к примеру, с Гитлером и Евой Браун? Я прожил жизнь и убежден, что все в мире взаимосвязано. Так же, как пятна на солнце имеют влияние на  миллионы людей, так и «пятна» в человеческих душах, особенно если речь идет об исторических  персонажах, оказывают на судьбы людей огромное воздействие. И чтобы понять это, надо прочитать роман.
     В одном из своих писем совсем недавно замечательный русский советский писатель Юрий Васильевич Бондарев мне написал: «Биография Ваша- это не один, а несколько романов. То есть- это история нашего современника, история военного поколения, которое  невозвратно» Это точное определение-«история военного поколения.»
     Наше, военное поколение уходит. Это естественный процесс. Что же  оставляем  мы  своим потомкам, молодому поколению?
     Мы оставляем Вам ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ, которую мы одержали в  невиданной по своей жестокости и самоотверженности борьбе с злейшим врагом человечества НАЦИЗМОМ .
      Этой весной, встречаясь в музее металлургического завода  со студентами метал-
лугического колледжа, с ребятами подшефного заводу детского сада и с учащимися из
10 школы поисковой группы имени Героя Советского Союза Ломакина, я им сказал об
 этом. А  на вечере выпускников родной мне чеховской гимназии я напомнил им слова Симонида  Кеосского, жившего в пятом веке до н. э.: «Каждому человеку для полного
 счастья необходимо имеет славное Отечество.» Мне очень близки эти слова. Обратите   внимание, не ВЕЛИКОЕ, а СЛАВНОЕ. Это значит не стяжавшее СЛАВУ, а это слово стоит  в одном ряду с таким сочетанием, как славное дело,  славный человек, славное ОТЕЧЕСТВО.
Каким оно будет, во многом зависит от молодых.
                ИГОРЬ БОНДАРЕНКО.


Рецензии