Что предшествовало Французской революции

 

XVII век и первая половина XVIII были эпохой беспрерывного усиления ордена иезуитов. Доктрины и практика братьев во Христе пользовались всеобщим признанием в Европе, как среди католического духовенства, так и среди светского общества.

В момент смерти своего основателя Игнатия Лойолы  (1556) орден иезуитов насчитывал свыше 1000 членов (в том числе только 35 профессов), 100 домов и 14 провинций, из которых 7 приходилось на Пиренейский полуостров и на богатейшие испано-португальские колонии. Еще в конце XVI в. начался спор иезуитов с доминиканцами (основатели Инквизиции) по вопросу о благодати, о которой впоследствии возникла полемика и с августинцами и янсенистами (к которым, кстати, принадлежали и Верховники России князья Долгорукие).  По существу, укрепление иезуитов была смена власти в Европе в среде, так сегодня любимого среднего класса - буржуа.

Только в наполовину протестантской Германии, укоренившись на трех китах: Ингольштадт, Вена и Кельн, при содействии баварских герцогов Вильгельма IV и Альбрехта V, иезуиты создали университеты и подчинили себе все дело народного образования в Баварии. В Вене основанная в 1551 г. Коллегия иезуитов быстро достигла цветущего состояния и распространили свою деятельность на Прагу (1556), Ольмюц, Брюнн (1561), Тирнау в Венгрии (1561), Грац, Инсбрук и Галль. Из Кельна, где в ведение братьев во Христе поступила сначала Академическая коллегия трех корон (1556), а вскоре за тем и весь Университет, разветвления иезуитских учреждений перешли в Трир (1561), Майнц (1561), Шпейер, Ашаффенбург и Вюрцбург, а затем в Антверпен, Лувен, Сент-Омер, Камбрэ и Турнэ. Думаю, не стоит говорить, какое значение имели эти, с позволения сказать, светские учебные заведения на умы просвещения и сколько из их стен вышло вольнодумцев.  Во Франции это вылилось в вольтерьянство, а при нужде отцов основателей разных идеологий в среднем классе и в якобинство. 

Итак, век XVIII. Янсенисты подверглись со стороны иезуитов спору о булле Unigenitus, против которой высказалась большая часть французского духовенства. Еще более сильные порицания вызывала мораль иезуитов Казуистика. Папа Иннокентий XI в 1687 г. провел в генералы ордена испанца Тирса Гонзалеса, поручив ему подавить уже господствовавшие в ордене доктрины распущенной морали, но попытки, сделанные в этом направлении Гонзалесом, встретили упорное противодействие со стороны виднейших членов ордена и не имели успеха. Более того отношение к Морали  (Д. Дидро) вышла за рамки священнослужителей, многие иезуиты профессы  были «короткополые» т.е. не носили ряс и не были монахами.

Начиная с 1743 г. казуистическая мораль иезуитов подвергалась резким нападкам со стороны некоторых доминиканцев (Конкина, Паттуци), безнравственные приемы, которые они пускали в ход в своей миссионерской деятельности, неприязненные выходки их против миссионеров других орденов, явное неповиновение, которое они в Америке, Индии и Китае оказывали папскому престолу, дух спекуляции и беззастенчивого обогащения, который они вносили в свои торговые предприятия, отчасти их образ жизни — все это вместе взятое вызвало сильное движение против ордена Игнатия Лойолы. Первыми их изгнали итальянские города за непозволительное обращение с женщинами.

Вследствие договора, заключенного между Испанией и Португалией в 1750 г., некоторые округи Парагвая должны были перейти во владение последней, но местное население, под предводительством  иезуитов, оказало португальским властям вооруженное сопротивление. Началось следствие. Оно еще не было закончено, как в 1758 г. произведено было покушение на португальского короля Иосифа I. Иезуитов обвинили в участии в этом преступлении и в 1759 г. состоялся королевский эдикт, которым орден изгнан был из пределов Португалии. Братья во Христе были посажены на суда и высажены на берег Папской области.

В то время орден насчитывал 22589 членов всех степеней, из которых половина посвящены были в священнический сан, 24 обители профессов, 669 коллегий, 176 семинарий, 61 новициат, 335 резиденций и 273 миссии.

Поводом к изгнанию иезуитов из Франции были их торговые операции, Патер Лавалетт, под видом миссии, основал в 1743 г. на Мартинике торговый дом, который вскоре сосредоточил в своих руках всю торговлю вест-индских островов. Два судна, отправленные им с товаром, в виде платежа одному торговому дому в Марселе, были в дороге захвачены англичанами. Лавалетт объявил себя банкротом, а орден, во избежание платежа значительной суммы (свыше 2 млн. ливров), отрекся от него — прием, который и раньше пускался в ход, когда торговые дома иезуитов объявляли себя несостоятельными. Начался процесс, раскрывший массу всякого рода злоупотреблений со стороны иезуитов Парижский парламент присудил орден к платежу долга и в то же время учредил комиссию для расследования статутов ордена. Комиссия обнародовала в 1762 г. "Extraits des assertions pernicieuses et dangereuses que les J;suites ont dans tous les temps soutenues".

Людовик XV предложил генералу Риччи внести некоторые изменения в статуты ордена, но получил в ответ: "Sint ut sunt, aut non Bint"! (да пребудут, каковы есть, или да не будут). В 1764 г. братья во Христе королевским декретом изгнаны были из Франции. В 1767 г. Карл III, под влиянием министра Аранда, изгнал их из Испании: 5000 братьев ордена Игнатия Лойолы, в одну ночь, были арестованы  и отвезены в Папскую область. Изгнанию иезуитов из Неаполя содействовал министр Тануччи. В 1768 г. они были изгнаны из Пармы. Папа Климент XIII, по неотступным ходатайствам иезуитов пытался еще раз торжественно утвердить их орден буллой Apostolicum от 7 янв. 1765 г., но папа Климент XIV должен был уступить общему чувству негодования и настойчивым представлениям католических дворов. Бреве Dominus ас Redemptor noster от 21 июля 1773 г. объявил орден Игнатия Лойолы уничтоженным повсеместно и навсегда. После этого орден был упразднен и в Австрии, и в католической Германии.

Но нашлись местности, где запрещение ордена не воспоследовало: у Фридриха II в Пруссии, и у Екатерины II в Белоруссии. Иезуиты сохранили свои коллегии в Силезии и Фридрихом II, под именем "Priester des K;nigl. Schulinstituts", даже сделаны были преподавателями королевского института. Вскоре, однако, прусский король разочаровался в их педагогической системе и уже в 1776 г. почти уничтожил иезуитский орден в своем государстве, издав приказ, чтобы прусские иезуиты не назывались более этим именем, не носили своего орденского платья и переходили в какой-нибудь другой орден. В 1781 г. королевский институт был упразднен, а вслед за тем все братья во Христе удалены из пределов Пруссии.

Единственной страной, где орден сохранил свое существование, была Россия. Екатерина слыла отъявленной вольтерьянкой и даже готовила войска на помощь Соединенным Штатам Америке, но казнь французской королевской четы охладила ее демократический пыл. А вскоре все страны Европы, которые отвергли иезуитов подверглись амбициям Наполеона. Подверглась и Россия, но на то время троне был Александр I приверженец дружбы с Англией. А вот с Павлом у Наполеона были прекрасные отношения.

Так что революции не творятся народом, и они не зависят от общего благосостояния граждан. Революции творят сильные мира сего, создавая тому или иному народу невыносимые условия жизни, а потом используя его в своих целях для разрушения неугодного правления. Насчет мировых революций советую почитать трактат иезуита Марианны (Падре Хуан de Mariana, 1536-1623) "De rege et regis nistitutione" (Толедо, 1599), «О тираноубийстве». Причины свержения королей царей, диктаторов или генсеков могут быть разные, но суть одна ; развал мощного государства изнутри…

Или трактат Томмазо Кампанеллы "Civitas solis" где он в форме романа изображает идеальную страну — город Солнца. Население этого города-государства ведет "философскую жизнь в коммунизме", т. е. имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трех подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором "дети рождались бы самые лучшие".

Можно по-разному называть силы ведущие мир к той или иной революции: иезуиты, масоны, коммунисты или сионисты, но суть одна и она заложена иезуитами в эти двух трактатах.


Рецензии
Сергей! Мне ваша статья тоже понравилась. Я не историк, но пишу примерно о том же: что именно Сильные Мира сего заказывают "революции". И, потом, творят над тем или иным народом - зверства. Всегда грабя завоеванные народы и оставляя их в дикости, в невежестве и в нищете. С уважением,

Владимир Блеклов   02.07.2011 23:05     Заявить о нарушении
Противостояние России и Запада - это противостояние менталитетов, противостояние, в котором нет компромисса и быть не может по определению, поскольку русский менталитет основная составляющая нашего народа. Ни нация, ни раса - менталитет.

С уважением.

Сергей Вершинин   03.07.2011 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.