Смена поколений
- Вы не читали ничего из перечня, предусмотренного программой, - аргументировал свою позицию Осип Макарыч. – Назовите мне хоть что-нибудь из этого списка?
- Чего вы хотите? – последовал вопрос.
- Знаний! Все остальное у меня есть, - старик закрыл журнал, - Две недели на пересдачу!
- Значит, мы не договоримся?
- Только знания!
Колобродин покинул аудиторию, оставив преподавателя наедине со своими идиотскими принципами. Он желал мстить.
А ночью старику снился сон:
Тридцать монет, каждая достоинством в рубль, лежали перед ним на столе в аудитории.
- Продался ты, Макарыч, продал государственную систему образования, и нет тебе за это прощения! - укорял его голос неведомого судьи, - Мало того, ты еще и мировую литературу продал. Совсем не так давно ты был лучшим методистом кафедры, а в самом ближайшем будущем мог стать и лучшим методистом всего университета!
А потом вдруг все изменилось. И аудитория исчезла, и тридцать рублей мелочью тоже. Бежал теперь пожилой преподаватель по университетской лестнице, а за ним бежал страшный Колобродин. Осип Макарыч мчался вниз с несвойственной для его возраста прытью (сон, как ни крути!), перепрыгивал в конце каждого пролета через две ступеньки, а лестница все не кончалась. И этот кошмар длился до самого пробуждения его.
Проснувшись, старик явственно чувствовал боль в спине. Казалось, что боль эта была от падения на широкой университетской лестнице, но так как объяснение это не удовлетворяло прагматичного преподавателя, он был склонен ругать свой радикулит.
И Колобродину снилась та же лестница, и бежал он по ней вниз очевидно за старым козлом, Макарычем. Даже догнал почти и за шиворот схватил, но тот в последний момент извернулся и упал, а за падением его последовало пробуждение самого студента. Досада взяла его.
«Вот бы и в самом деле изловить Макарыча да стукнуть того седой головой об стенку!»
Так думал Колобродин прежде чем открыть глаза, но открыв их подумал совсем другое.
Утро Осип Макарыч любил начинать с какой-нибудь цитаты, но этим утром в голову почему-то ни одной мудрой фразы не приходило. Он сосредоточился. Ни названий книг, ни их авторов старик вспомнить не мог. На ум приходили лишь сюжеты сказок, рассказанных ему бабушкой в глубоком детстве.
- Быть того не может… - проворчал преподаватель, и принялся вылезать из-под одеяла, с целью освежить старческую память у книжных полок. На корешках не было ни единого знакомого названия.
- Чудовищно! – изумился Осип Макарыч и схватил с полки первый же попавшийся под руку том. Название гласило:
«Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия».
На первой странице он прочитал:
«Идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство прочих философов: представить только, что когда-нибудь повторится все пережитое нами и что само повторение станет повторяться до бесконечности! Что хочет поведать нам этот безумный миф?»
Этого старик не знал, по той простой причине, что никогда и не читал этой книги. Он стоял с распахнутой в руках книгой посреди комнаты, а радиоприемник тихо исполнял «Эль кондора паса». Когда-то эта вещь была любимейшим музыкальным произведением Осипа Макарыча, но он об этом уже не помнил. В голове почему-то крутились странные слова совсем другого музыкального произведения:
«На моем районе все ребята загрустили, когда барыгу убили…»
- Homo homini lupus est, - неожиданно для самого себя заявил Колобродин, открыв глаза. И тут же подумал:
«Из какой же это песни?»
Еще больше удивило студента не преодолимое влечение к книге, лежавшей в зале на журнальном столике. Что могло бы привлечь его в этом невзрачном переплете? Колобродин взял его в руки и сразу же вспомнил сюжет. На переплете значилось:
«Марсель Пруст. Обретенное время».
«Я никогда не читал книг отца. Откуда же знакома мне эта книга?» - вспоминал студент.
Завтрак готовил он под совершенно не знакомую мелодию в голове. Где он мог ее слышать? По дороге в университет Колобродин ее уже насвистывал. Она ему понравилась. Это был «Эль кондора паса».
- Вы уже готовы к пересдаче?
- Разумеется!
- Вы прочитали за одну ночь весь, материал, предусмотренный учебной программой на семестр?
Колобродин промолчал, но весь его вид говорил сам за себя. Он был спокоен и уверен в своих знаниях, в то время как Осип Макарыч не помнил ни одного экзаменационного вопроса. К счастью в его столе всегда лежал сборник литературных кроссвордов, и преподаватель совершенно не заметно сунул эту брошюрку в журнал учебных занятий.
- Хорошо, молодой человек. В таком случае назовите мне какого-нибудь персонажа из пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад».
- Лопахин устроит? – последовал моментальный ответ.
«А был ли там этот самый Лопахин? – заволновался Осип Макарыч, - По-моему, не было там никакого Лопахина. Колобродин просто врет, пользуясь тем, что я все позабыл. Впрочем, откуда ему это может быть известным?»
Безуспешно пытаясь скрыть свое волнение, преподаватель вновь обратился к кроссворду:
- Назовите мне в таком случае автора поэмы «Мцыри».
- Лермонтов.
- Восточный аристотелианец.
- Авиценна.
Спустя полчаса Колобродин ответил на все шестьдесят четыре вопроса кроссворда. Осип Макарыч был близок к истерике, полагая, что заболел какой-то странной формой амнезии, которая медицинской наукой еще не изучена. Понимая свою несостоятельность в качестве экзаменатора, он решил завершить опрос.
- Удовлетворительно, - подытожил старик.
Студент, еще вчера вечером готовый немало заплатить и за эту оценку, теперь даже обиделся:
- С таким уровнем знаний я согласен только на высшую оценку!
- На пересдаче я не имею право оценивать ответ так высоко.
- Но я могу подтвердить свои знания перед любой комиссией!
Это был решающий аргумент, и преподаватель сдался.
Ровно в полдень директор педагогического университета отправил в мусорную корзину заявление Осипа Макарыча об увольнении, аргументированным резким ухудшением здоровья.
- Я хочу заняться репетиторством, - пояснял старик.
- Рано! Я не могу отпускать преподавателя с таким колоссальным опытом работы. Вы и ваш педагогический талант нам сейчас совершенно необходимы. Сами поймите, новых достойных кадров нет. Поработайте еще годик-другой, а там видно будет. Вы, в конце концов, и сами можете подготовить себе достойную замену.
- А она у меня уже есть! Я подготовил на свое место нашего самого способного студента-второкурсника Колобродина.
- Он же двоечник! – изумился директор.
- Ничего подобного! Я предлагаю созвать аттестационную комиссию для освидетельствования этого студента. Все экзамены он сдаст экстерном. Поверьте, я его достаточно хорошо подготовил.
И Колобродин не подвел. Он ответил на все вопросы аттестационной комиссии, сдал все итоговые экзамены и защитил дипломную работу, после чего с всеобщего одобрения занял место своего преподавателя. А Макарыч отошел от дел, стал выпивать, так как больше его уже ничто не интересовало. Читать он не мог, и, разумеется, ни о какой репетиторской деятельности речи не шло. Вскоре он окончательно спился и умер, замерзнув зимой в сугробе.
В отличие от своего предшественника Колобродин, сея доброе, разумное и вечное, не скупился на высокие оценки, за что не стеснялся брать вознаграждения. От мужской половины студентов – деньги и ценные подарки, а от женской, в силу своей молодости, - интим.
Это было становление нового поколения педагогов, которому на вступительной лекции уже не напоминали, что учение – это свет.
18-19 августа 2004 года, Краснодар
Свидетельство о публикации №210052400608