Современные круги Ада
Пролог
Демоническое Нечто высунуло голову из своей норы. Оно проснулось, почувствовав наступление нового дня. "Пора прогуляться", - подумало Демоническое Нечто и, не спеша, вылезло наружу. Этот день несёт благословенный аромат мускатного ореха, новые ощущения и сомнамбулическую ясность, сменяющуюся туманностью контрастов. Демоническое Нечто отправилось к реке. Пробираясь сквозь заросли крапивы и конопли, оно спешило испить прохладу утра.
По просёлочной дороге проехал фургон знахарей травяной терапии. Они тоже стремятся преисполнить свою жизнь яркостью красок и сменить безобразную безобразность на образцовое восприятие простых вещей, путём самосозерцания и переосмысления сущего. Через несколько часов они отправятся в путешествие, а пока они трясутся в старом фургоне на пыльной просёлочной дороге.
Но Демоническое Нечто не обращает на них внимания. Подойдя к реке, оно огляделось и принялось пить прохладную воду, гася внутренний огонь. Скоро Демоническое Нечто соберёт плоды многодневных трудов и отправится вслед за знахарями в иное измерение реальности. Оно вернётся в свою нору, и будет наблюдать видения современных кругов Ада.
Круг 1. Разум в огне
"Разум, даже если его притесняют и пренебрегают им,
в конечном счете, всегда одерживает верх,
ибо жить без него невозможно"
А. Франс
Разум в огне. Вернись ко мне, моя беспечная вера в его бессмертие. Он ярко горит в сгущающихся сумерках. Редкий прохожий останавливается, чтобы полюбоваться искрами благоразумия и тлеющими головешками здравомыслия. Иной бросит туда окурок, а кто-то, чтобы не гасло пламя, свою совесть. Разум пылает. Вокруг появляется свежая зола, потрескивают угли доброжелательности.
Небо покрывается звёздами, и люди, всё реже останавливаясь, пробегают мимо. Они спешат. Спешат проглотить свой ужин и, не отягощаясь мыслями, заснуть. Эти люди стараются придать своей жизни форму. Стоя на переполненной остановке в ожидании транспорта, достаточно взглянуть на безмятежно движущиеся облака, чтобы понять, насколько бессмысленны эти попытки.
Пылающий разум раскрасил стены домов яркими отблесками. Он охвачен пламенем, но ещё жив. Как часто приходится видеть сгорающие идеалы, истины, постулаты. Но горящий разум это что-то невиданное. Это зрелище сопровождают картины, посланные нам подсознанием. Это картины гитлеровских чисток, "кровавого воскресенья" и сожжения книг Фрейда на главной площади Берлина.
Можно поспорить или опровергнуть это утверждение, но жизнь - это привычка. Большинство не видит в ней ничего хорошего, люди жалуются, но очень немногие способны расстаться с жизнью. Разве это не противоречие? Но люди живут противоречиями, это их заповедь. Жизнь похожа на марафонский бег, где рождение - старт, а смерть - финиш. Победит в этом забеге не тот, кто первым разорвёт финишную ленту, а тот, кто пройдёт дистанцию последним. Каждый надеется взять от жизни своё, поэтому все оправдывают жизнь ложными ценностями. Посадить дерево? Построить дом? Воспитать ребёнка? Так ли нуждается природа в том, чтобы мы размножались, строили дома и сажали деревья? Может быть проще не вырубать вековые леса и не сносить старые постройки, а восстанавливать их?
Без ложного человечество не представляет своё существование. Ложь - это инстинкт, который проявляется у человека в самом раннем возрасте. Подсознательно люди хотят обмана, они готовы к этому. Их бог - алчность. Они выбирают - быть роскошным надушенным зверем или притвориться новой вехой в истории человечества и цвести пышными цветами на гербах чужих империй? Лучше с беспечной верой махнуть рукой, плюнуть на доброе имя и ввергнуть в ад свою душу под процент. Но те немногие, кто разочаровался в своих идеалах, вырываются на волю и, преисполнившись чувств, ликуя, умирают жирными и лощеными. Они - еретики, отступники мира меркантильных ветеранов и добродушных козлов.
Люди суетятся. Суета - удел мирян. Если вы хотите увидеть мудрого, ищите в толпе самого неторопливого.
Ветер разжигает огонь с новой силой. Какой-то прохожий сказал что-то о смысле жизни. Смысл жизни? Его нет. Мы рождаемся и умираем, размножаемся и убиваем друг друга... Это законы природы, не более того. Мы живём, руководствуясь инстинктами, к которым цивилизация прибавила ложные ценности и догму о том, что жизнь следует прожить хотя бы не хуже других. Это основной принцип, который фактически является смыслом жизни большинства. Меньшинство же старается не быть похожим на это большинство, но они живут по тем же принципам. Их смысл жизни в самовыражении, отстранении от остальных. Они даже не задумываются о том, что они тоже часть природы и по определению не могут противоречить ей, тем более отстраняться. Вся беда этого мира в догмах, поэтому, когда мы освободимся от них, мы обретём истинный смысл жизни свободного человека. И не надо рассказывать сказки о свободе и демократии, потому что настоящая демократия настанет тогда, когда я смогу беспрепятственно плюнуть президенту в лицо, не опасаясь последствий.
А разум горит, и вскоре в домах погаснет последний прямоугольник окна, и на рассвете весёлый ветер разметает золу. Ранний дворник сметёт обгоревшие останки разума жестокой метлой в канаву и помянет его пресной водкой безразличия.
Разум мёртв. Он освобождён.
Круг 2. Несбережённый рубль,
или неуловимая копеечка
"Бедняку не хватает многого, алчному - решительно всего"
Публилий Сир
Лишь сумасшедшие диспетчеры трамвайных депо, играющие каждую среду и пятницу в настольный теннис, не задумываются о завтрашнем дне и о том, как максимально обеспечить себя в его преддверии. Одно из основных заблуждений - заблуждение о важности материальных ценностей и общественного статуса. Пожалуй, это самое древнее заблуждение, но оно характерно и в современном мире. Жадность - черта, наиболее присущая диким животным, но для них она оправдана древними инстинктами. Если зверь не схватит добычу, то её схватит кто-нибудь ещё. В этом случае зверь останется голодным, а если он сыт, то он не станет охотиться. Люди же превращают свою жизнь в бесконечную охоту за деньгами, не задумываясь о том, что бессмертие им не грозит.
Не мало сказано и написано по этому животрепещущему поводу, но, как правило, об этом писали и говорили люди алчные и малодушные. На этих человеческих слабостях и основываются все лотереи, привокзальные лохотроны, казино и прочие игорные заведения. Особенно алчность в людях развивает телевидение. Когда человек смотрит передачу, где разыгрывают крупные суммы, в нём невольно просыпается зависть к победителю. Пропаганда алчности преследует нас повсюду, но никто не желает с этим бороться, так как это выгодно нашему режиму. Государство ставит своей целью превратить население в такое же меркантильное чудовище, как и оно. Однако и сами люди провоцируют к этому, они хотят стать такими же, как их вожди. Идеи также свободно покупаются и продаются, как и их сподвижники. А мы то думали, что всех торговцев правдой перебили ещё в 1991-ом году. Теперь все понимают, что тогда они только появились и начали своё победное шествие по нашей наивной стране. К тому времени в капиталистических странах всё уже было продано и перепродано, поэтому алчность отправилась в поход по третьим странам, к которым Россия до сих пор и относится.
В случае революции первым делом падут правительство и банкиры. Что касается правительства и его заступников, то с ними и так всё ясно, а с банкирами разделаются, так как они являются современными ростовщиками, поэтому и расправятся с ними, как в своё время расправлялись с ростовщиками. Это правильно и заслуживает похвалы.
Трудно сказать к чему это приведёт, но понятно, что алчность будет править умами до тех пор, пока одни из нас не перестанут оплакивать свой несбережённый рубль, а другие гоняться за неуловимой копеечкой.
Круг 3. Саморазрушение
"Для того чтобы жить, нужны более веские основания,
чем для того, чтобы умереть"
А. Ривароль
Невероятных размеров задница уставилась на меня из зеркала. Да это же я! Как я изменился за последние двадцать лет! Удивительные метаморфозы происходят с людьми, которые редко посещают ванную комнату и злоупотребляют высококалорийными продуктами. Однако, я лишь один из многих, кто не желает прожить до ста лет.
Наша жизнь похожа на дешёвую новогоднюю открытку, она красочна, но смыслом не преисполнена. Стоит ли продлять бесполезное существование диетами, физическими упражнениями и косметическими операциями? Самая достойная цель в жизни - максимально сократить её, получив при этом от жизни максимальное удовольствие. Большинство людей, не осознанно, руководствуется этим принципом. У каждого свои методы, но все они ведут к одной цели, ведь инстинкт самосохранения с каждым новым поколением становится всё слабее. Зато инстинкт саморазрушения укрепляется в ДНК с той же скоростью. В качестве примера достаточно привести популяризацию экстремальных видов спорта.
Только в минуты учащённого сердцебиения и спазмов понимаешь, как дорого обходятся порой плотские удовольствия.
Значительным шагом на пути к сокращению численности населения можно считать принятие в ряде стран закона об эвтаназии, фактически легализующего самоубийство. Что ж, лучше самоубийство через укол врача - быстро и безболезненно, чем через неумело завязанную петлю, отчаянный прыжок с крыши, болезненное вскрытие вен или ненадёжное поедание снотворного, ликвидируемое обычным промыванием желудка.
- Мы сознательно избавляем природу от своего присутствия, губя себя алкоголем, никотином и наркотиками, с упрямством, достойным лучшего применения, - говорит мне мой внутренний оппонент.
- Ты не прав, мы всё делаем правильно, - отвечаю я, наливая себе водки и добавляя туда седуксен.
- Разве всю свою историю человечество и наука развивались для того, чтобы в XXI-ом веке люди спились и скололись, а потом погибли от цирроза печени и передозировок героина?
- Человечество в основной своей массе на протяжении многих веков только и делало, что искало способы для отстранения от обыденности. Шаманы и жрецы пытались найти всё новые наркотические растения, а виноделы всё более крепкие сорта вин. О науке же и речи быть не может. Разве разработка сверхновых подводных лодок, самолётов, авианосцев и ядерного оружия не есть шаг к саморазрушению?
Я нередко веду сам с собой подобные споры и порой прихожу к самым противоречивым выводам. Но всё, к чему я пришёл, анализируя свои выводы, является конечной целью нашего мира, которую можно сформулировать одним словом: "Саморазрушение".
Круг 4. Исповедь
"Признавшись в своей слабости, человек становится сильным"
О. Бальзак
Многое, иной раз, хочется высказать себе, но честно признаться себе в своей слабости без посредника могут, наверное, очень немного людей. Как правило, таким посредником является бумага, ведь редкий человек поведает другому о том, что его тревожит. Потом эту бумагу можно уничтожить или надёжно спрятать, если ты запечатлел свои мысли на жёстком диске компьютера, можно стереть их с него или поставить пароль, но поставить пароль на свои волнения или спрятать от себя свои же комплексы невозможно.
Сейчас очень распространено заблуждение о том, что все свои страхи и сомнения следует держать при себе. Опровергнуть его не в силах даже психиатры. Полностью избавиться от навящевых мыслей может и не удаётся, но я убедился на собственном опыте, что возможно проще смотреть на собственные недостатки. Для этого следует применить испытанный метод исповеди, но проблема обычно состоит всё в том же нежелании доверять свои тревоги постороннему. Для достижения раскрепощённости достаточно напиться. Тогда лучше всего обратиться к человеку хорошо знакомому, с которым общаешься, как правило, по телефону и не часто встречаешься, а если и встретишься, то, как правило, с целью выпить. Желательно, чтобы человек этот был противоположного пола, тогда что бы ты ни сказал, всё будет выслушано и максимально близко принято. Вероятно, некоторое время сожаление о рассказанном будут посещать, но вскоре оно исчезнет, и тебя поглотят обычные для каждого заботы: работа, проблемы с транспортом, долги, выпить или не выпить на последние деньги пива, а также результаты футбольного матча между "Спартаком" и ЦСКА.
Ни в коем случае не следует искать оправдания своим недостаткам и забывать о своих достоинствах. Это не приумножает объективности выводов о себе.
Если в закипающую воду подбросить соли, вода взрывается миллионами пузырьков. То же самое происходит и с нашими разгорячёнными фантазиями, если подбросить малейший повод для беспокойства. Но вода через несколько секунд успокоится, а наше воображение разгорается с новой силой и горит до тех пор, пока не испепелит наш разум, и мы полностью не отдадимся власти паники. Признаваясь в своих страхах, мы заливаем пожар своей фантазии водой рациональности из брандспойта разума.
Можно исписать немало страниц, рассуждая о том, как вредно раздувать свои проблемы, бесконечно анализируя и препарируя их, но это не решит и сотой их части. Лишь одно не вызывает ни малейшего сомнения - тем быстрее мы загоним себя в могилу, чем дольше будем задумываться о мнимом. Так что, лучшее решение, в случае неразрешимости больного вопроса - просто отвлечься.
Круг 5. О вреде прогресса
"То, что мы называем прогрессом, является заменой
одной неприятности на другую"
Г. Эллис
Представьте себе гроздь винограда, где вместо спелых виноградин висят клавиши компьютера, или кота, у которого вместо хвоста провод со штепселем на конце. Именно такой виноград и такого кота я вижу как итог НТП. Ночами мне снится прикованный к постели инвалид с подключёнными к нему искусственными почками, печенью, лёгкими и сердцем. Вокруг тихо работают аппараты. Больной окутан паутиной проводов и капельниц. В углу сидит врач, лицо которого освещено голубоватым светом монитора. Человек с искусственными органами и рад бы умереть, но его родные, выплачивая огромные суммы, обрекают его на неполноценную жизнь, зависящую от бесперебойной подачи электричества. Они кажутся себе благодетелями своего больного родственника, но он их ненавидит. Никто не обращает внимания на его безмолвный протест. Родные больного оплачивают не его лечение, а своё место в раю.
НТП несёт с собой не только "чудеса" медицины, но и новые вооружения. Биологическое оружие, столь гневно осуждаемое всем миром, является плодом прогресса, которым этот же мир и восхищается. Например, академик Сахаров сначала разрабатывал ядерное оружие, а затем выступал против оружия массового поражения и в защиту прав человека (очевидно, того, которого сам Сахаров сперва собирался уничтожить). Благодаря таким учёным, копья и топоры сменились на боеголовки, что привело к более кровопролитным конфликтам.
Прогресс противоречит уставу природы. Изначально в нём не было указано ни о запусках искусственных спутников Земли, ни об осушении болот, ни о добыче горных пород. Природой заложено лишь собирательство, рыболовство и охота (в разумных пределах). Разве естественно, что лесные тропы уступили место асфальтированным дорогам, а избы вытеснены девятиэтажными домами, походящими скорее на тюрьмы, чем на жилища обычных людей.
Почему-то считается, что лень - это двигатель прогресса. Нет, все самые страшные преобразования совершаются трудолюбивыми и талантливыми людьми, и от этого НТП становится ещё более пугающим, ведь эти энтузиасты выполняют свою работу старательно и целеустремлённо. Ни один дурак не сможет наделать столько бед, сколько способен совершить квалифицированный учёный.
Прогресс - это механизм, перед которым не устоит ни одна догма, поскольку ничто не сможет остановить шестерёнки этого механизма, перемалывающего любой разумный аргумент, обращённый против него.
Круг 6. Лицемерие
"Лицемер - всегда раб"
Р. Роллан
Люди лицемерны, почти независимо от общественного статуса. Бедные лицемерят, чтобы разбогатеть, подчинённые, чтобы добиться расположения начальника, а начальники, чтобы не потерять свой вес в глазах других начальников. Повсюду все только этим и занимаются, а, приходя домой, в пятницу вечером, и, напиваясь, муж жалуется своей жене, что такая-то - стерва, другой - идиот, хотя этим же людям он рассказывает в рабочее время как, например, он хорош в постели. Для нас кажется странным, что человека можно просто ценить, а не оценивать. Люди, не скрывающие правду о себе и о других, чаще других оказываются в сумасшедшем доме или подвергаются насмешкам, заключающихся во фразе: "Он - лох!" или "Не наш человек".
Мы - рабы лицемерия, хотя больше всего боимся признать себя рабами. Каждый уверен, что в той или иной ситуации сказал бы правду, если бы... Это "если бы" может быть очень веским, но оно всё равно присутствует. Примеров тому слишком много - это и родители, лгущие детям, и дети, лгущие родителям, и джентльмены, клеящие своих дам, и дамы, желающие поведать всем о том, как её избранник стоял перед ней на коленях, это и профессора и студенты, барыги и наркоманы, телохранители и опекаемые. Но для меня лицемерие редко может быть оправдано, возможно, лишь доктор, скрывающий близкую смерть своего пациента, достоин оправданий.
Закрылись двери, рассказ лицемера о лицемерии получился пафосным и скучным. Простите меня.
Круг 7. Войны
"Убить человека ради того, чтобы его съесть,
даже естественнее и разумнее, чем убить его на войне"
А. Эйнзидель
Этой ночью началась война против Ирака. До рассвета продолжались авиационные удары по Багдаду. Сирены воздушной тревоги, залпы ПВО и зенитных установок перемежались периодами затишья. Во многих странах прошли антивоенные митинги, имели место беспорядки в Германии, Франции, Испании, а также в США и Великобритании. Американцы и англичане спохватились только тогда, когда стали погибать их сограждане. О чём они думали до этого? Они были уверены, что Ирак сдастся без боя? Они забыли Вьетнам? Вероятно, на общественное мнение повлияло красноречие вождей. Америке нужна иракская нефть, но что нужно Великобритании? Её правительство рассчитывает урвать куш, не задаваясь вопросом о том, что думает по этому поводу Буш. Он не станет делиться со своим союзником. Впрочем, это не столь важно, так как войну нельзя оправдать ни чем. Она не бывает праведной или бесчестной, необходимой или бессмысленной. Война - это война.
Обыватель ждёт войны, как футбольный болельщик ждёт увлекательного матча. Каждый мещанин переживает за свою любимую "команду", но только до тех пор, пока война не коснётся его самого или его близких. Так любой локальный конфликт может легко перерасти в мировую войну. Обыватель и не заметит, как его мобилизуют, и он окажется в окопе. Теперь он перестанет следить за "игрой" с трибун, а примет в ней непосредственное участие. Тогда он поймёт, насколько не привлекательна война и станет с нетерпением ждать её завершения. Но война, как и эпидемия, никуда не торопится, их задача унести как можно больше жизней и причинить как можно больше разрушений и бед. Поэтому ни одной войне нет оправдания, также как не может быть оправдание разуму, парализованному догмами, иногда даже смертельными, алчности и зависти, лицемерию и ложным ценностям, за которые гибнут люди.
Эпилог
Демоническое Нечто досмотрело видения современных кругов Ада и вновь готовится впасть в спячку. Оно не сделало выводов из увиденного, да это и ни к чему, так как Демоническое Нечто не имеет никакого отношения к современным заблуждениям, а для тех, кто может что-либо изменить, иные измерения реальности не доступны. Эти люди заняты своими мирскими делишками: они любуются сгорающим разумом, оплакивают свои несбережённые рубли, гоняются за неуловимыми копеечками, занимаются саморазрушением, исповедуются, прославляют НТП, лгут и разжигают военные конфликты. Им некогда задумываться над содеянным, в их умах уже фонтанируют новые идеи, переливаясь в горящих глазах неукротимых умов всеми цветами равнодушия к последствиям их бурной деятельности.
От себя я могу добавить лишь своё искреннее недоумение и сожаление подобной недальновидностью этих граждан, жаждущих славы любыми доступными им средствами. Мне пора, ведь меня тоже не ждут дела. Я должен критиковать и клеймить, так как ничего более полезного делать не умею и не хочу.
2001-2002 год, Тула
Свидетельство о публикации №210052400809