Вопрос 30 - Что есть сострадание?

- Мастер, - спросил ученик, - Что есть сострадание? Я был на казни и видел, как человеку сначала  сломали ноги, разрезали шкуру, выпустили кишки, проломали череп, а он всё ещё был жив. И слёзы заливали моё лицо. Он никто для меня, у меня нет привязанности к нему. Я его видел первый раз в жизни. Он много зла сделал, поэтому так издевались над ним. И суд был справедлив. И жаль мне было всех, кто пострадал от него. Но когда я слышал хруст костей, мне стало больно в ногах, когда ему резали живот, я чувствовал, как будто режут мне. Что это?
- Величие сострадания
- Что в этом величии?
- То, что ты страдаешь, не будучи в уроке. Ты рядом.
- Как это?
- Твой урок не быть в уроке, твой урок быть рядом и это прекрасно, это высшее, чего может человек заслужить на земле. Быть в уроках, пережить ощущения урока, но не быть участником урока, только наблюдателем, но наблюдателем не сухим, не без эмоций, а со всей радугой эмоций.
- В смысле быть на уроке, но не быть при этом прямым учеником?
- Верно, иметь возможность обучатся, но не быть окружённым декорациями для тебя. Декорации не для тебя. Это высшая возможность обучения. Ты сможешь познать жизнь, но проживая несколько жизней одновременно. Ты впитываешь в себя несколько жизней и всё это за одну жизнь.
- Если бы все сострадали друг другу, то не понадобилось бы несколько раз повторять тот же урок?
- Если бы все сострадали друг другу, то мир стал бы раем намного быстрей, но сострадать могут пока немногие, хотя дар сострадания имеют все.
- А что сложного в этом?
- Много ли ты сострадал до сегодня?
- В общем, мне было жаль многих
- Жалость – от слова жало, ты жалишь других тем, что их урок тебя обошел. Ничего общего с состраданием в жалости нет. Сострадать, значит быть в уроке вместе со страдальцем. Жалость, это избежать участи страдальца.
- Сострадание – это только когда переживаешь то, что переживает тот, что в уроке?
- Только так, когда режут его, ты чувствуешь как режут тебя. Когда ему больно, тебе больно, когда ему радостно, то тебе радостно. Да-да, сострадать, это переживать всю гамму эмоций, от эйфории до отчаянья, от боли до радости. Весь спектр, абсолютно весь, если сможешь впитывать в себя всё, ты станеш всем. Вселенной со всем, что происходит вокруг тебя, и ты проживёш не одну жизнь, а сотни и это есть дар. Сострадание. Зная секрет, многие это смогли бы.
- Как-то мне казалось, сострадание, это что-то возвышенное, доступное только избранным. Кстати бросить хлеб под храмом нищим – это сострадание?
- Сядь завтра возле нищего у храма, попроси его быть рядом, пообещай, что всё что тебе бросят, отдашь ему…


… Вечером  следующего дня ученик долго молчал, а потом спросил учителя:
- Неужто они не заметили, что нищий счастливее их?
- Нет, это гордыня. Либо жалость. Это не сострадание.
- Я осознал. Сострадание, это пережить всю боль унижения, заставившее сесть просящего у храма. Горе потери всего, отчаянье непринятия, боль неблагодарности, верх недоверия окружающих, страх непрощения, неизвестность любви. Страх и боль. Прожив всё это, я понял, что на самом деле нужно одному из нищих. Для второго нищего – это рутина его повседневной жизни, и то, что больно другим, для него просто театр, где он с удовольствием играет роль, давно уже не страдая. Третий нищий никогда не страдал, и я ощутил радость от того, что старшие доверили ему место, где для того, что бы давали деньги, не нужно ничего делать, только соответственно одеваться и делать грустное лицо. Проходящие мимо слишком заняты своими проблемами, и нищие лишь доказательство того, что в жизни проходящих не всё так плохо и за это, и только за это, проходящие готовы вознаградить и с презрением или жалостью бросить награду.
- Ты верно всё понял и сострадал. Прости проходящих, им это очень нужно. Твоё принятие для тех, кто пройдёт мимо тебя так и не осознав, зачем он шёл мимо тебя.
- Но важно ли мне это?
- Нет, только если ты не посчитаешь это важным
- Оценка?
- Оценка. Отсутствие оценок – отсутствие страданий. И тогда только сострадание проведёт тебя по дорогам жизни, наполнив её уроками. Ты получишь уроков гораздо больше, чем получил бы, сам будучи в страданиях.
- То есть отсутствие оценок и привязанностей делает жизнь пустой? Нужен кто-то, что бы жизнь чем-то наполнилась за его счёт?
- Отсутствие оценок делает жизнь полной. Отсутствие привязанностей  делает жизнь счастливой. Сострадая, ты не живешь за счёт страдающего, ты забираешь часть его страданий себе, облегчая его страдания. Ты становишься светом для окружающих, желанным гостем в их жизни. С тобой всё значительно легче в жизни страдающего.
- Сострадание облегчает страдания других? Но тогда они не получат урок в полной мере
- Урок будет получен в той мере, в которой необходим и твой следующий шаг после принятия чужого страдания, как своего, это что?
- Благодарность за эту возможность, доверие, отпускание и любовь.
- Любовь, это вершина сострадания. Все дороги ведут к любви, но сострадание – это наиболее короткий путь, но сначала необходимо пройти длинный путь оценок и привязанностей. И не отпустив оценки и привязанности, так и не сможешь познать сострадания и любви.
- Сострадание – это короткий путь к любви?
- Именно так, ну а сейчас, мне бы хотелось попросить тебя о сострадании ко мне и разрешить заснуть под пение этих ночных птиц, спокойных снов!...


Рецензии
Выглядит так, что как будто Мастер советует ему делать примерно следующим образом: выбрать себе самых замороченных рыдальцев, побыть рядом с ними по-очереди, всласть порыдать, потом поблагодарить за предоставленную возможность "пострадать" и вежливо попрощаться. Конечно, любой рыдалец просто офонареет от такого обращения (возможно, даже засияет!)
Андрей, концепция "сострадания" имеет в виду эмоции только в их прикладном аспекте, а Вы ставите акцент, как на основном.

Галия Байкан   26.05.2010 15:17     Заявить о нарушении
Андрей, я действительно с наслаждением читаю Ваши "стенографические" записи бесед. И знаете ЧТО, обычно, является ПРИЧИНОЙ возникновения такого наслаждения у читателя любого текста? Та самая "правильность", которую ещё зовут "точностью, логикой, красотой, гармонией, истиной, эталоном, идеалом" и т.п., которая проявляется через многие составляющие элементы текста.
Если бы подобные выкладки концепции страдания шли, к примеру, от лица героя эмоционального жанра, то можно было б спокойно посмеяться и пропустить. Но Ваш герой, представленный как Мастер обнаружения именно этих "тонких вещей", во многом очень точен. И именно поэтому, даже тончайшее смещение логики и интерпретации понятий расценивается (мной, в частности), как "страшнейшее преступление" перед читающей и часто легковерной публикой.. (в общем, видимо, мой внутренний мастер хочет напрямую поговорить с Вашим.)))))

Галия Байкан   28.05.2010 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.