Ил! Ил!

               
Недавно по каналам телевиденья прошёл старый советский фильм о Финисте  Ясном Соколе. На первый взгляд фильм непритязательный, сюжет простенький – дети сейчас такое не приветствуют. Нынешнему ребёнку хочется быть обманутым так же точно, как и детям восьмидесятых годов первого столетия. Но у детей сегодняшнего дня свои традиции самообмана. И фальшивая битва на мечах не увлекает тех, кто смотрел с родителями «Убить Билла» или «Затоичи». Даже индийский кинематограф подтянулся в этом вопросе и равняется на Голливуд.
И смысловые повороты «Финиста» не вдохновляют детей. Не то, что бы «Матрица» стала понятна детям. Они на неё ориентируются. Но в «Матрице», при всей её вселенской универсальности и всеобщей приложимости сюжета, нет места моментам, отражённым в «Финисте Ясном Соколе».
Наверное, самый острый чувственный и смысловой момент фильма – это потеря Финистом его силы. Напомню, это было следствием измены, когда озабоченная, по глупости сотворёнными личными проблемами «тётка», воткнула в волосы Финиста колдовской гребешок. Нас трогает отчаянье Финиста  восклицающего: «Силушка моя! Где же ты?»
И это поистине самое страшное, что с нами случается - предательство нас  высшими силами.
Абсолютно всё живое стяжает Дух. Вся круговерть нашего бытия - это попытка ухватить Бога за подол. Все наши действия, начиная от убийства и заканчивая самопожертвованием, направлены на привлечение Духа и овладение Духом.
Множество духовных школ предлагает нам свой алгоритм удержания удачи, которая, как известно, улыбка Бога. Среди этих школ учение Дейла Карнеги, Воровской закон, Уголовный Кодекс, инструкции по макраме, школа Дзюдо.
Одним из самых влиятельных духовных источников является Святая Библия. Подобно могучей реке она увлекает, заставляя думать, менять свои взгляды, погружаться в замысловатые сюжеты, искать место этим сюжетам в своем представлении об истории, видеть во всём происходящем десницу Божью и учиться не ступать на заведомо тупиковые тропы. 
Но есть в Библии, в Новом Завете эпизод, который «подбивает под колени» всё здание библейского учения. Этот эпизод описан в Евангелие от Марка (у других авторов он не упоминается). Это момент, когда Иисус, страшно мучаясь на кресте, восклицает: «Господи! Отчего ты покинул меня!»
Мало кого это предательство свыше оставляет равнодушным. Сколько споров…Сколько комментариев…
Уверенные в своём уме придумывают умные объяснения. Не уверенные - поступают умнее, оставляя за Богом право видеть дальше и понимать больше. Но боль остаётся.
За что? Ведь я выполнял волю Твою!
Человек не знающий Силы опирается на мусор. На утренние чай-кофе-сигареты – стимуляторы плебеев. Совершает жалкие попытки удержать дух при помощи алкоголя и наркотиков или не менее жалкие – взбодрить себя адреналином, напугавшись «до смерти». Мы пьём и лезем драться в поисках Настоящего. И мы готовы следовать за теми, кто Настоящего достиг. Мы ориентируемся на них, живём ими.
Поэтому, нас мучительно ранит возглас Жанны дАрк: «Святой Михаил! Почему ты покинул меня?»
Хорошо было древним грекам. Они заведомо были уверенны в подлости олимпийских владык. Могучие? Да! Высоконравственные? Нет!
Но христианская религия опирается на абсолютную нравственность Всевышнего. Так почему же он порой оставляет нас, как рука перчатку?
«Матрица» при всей её замысловатости и глубине выглядит вершиной оптимизма рядом с обыкновенной старостью, когда в каждом из нас восклицает Финист Ясный Сокол: «Силушка моя! Где же ты?»


Рецензии