Восторженное сердца пенье Алексея Селичкина

      Так уж случилось в моей жизни, что по роду своей профессии (библиотекарь) я имею возможность быть в курсе новых изданий многочисленных авторов. Что-то меня оставляет быть равнодушной, что-то я не приемлю совсем, а к некоторым прикипаю душой, и сборник стихов надолго становится настольной книгой. К таким поэтическим находкам я отношу и поэзию недавно открытого для себя автора Алексея Селичкина.
 У каждого современного поэта свой голос, своя поэтическая индивидуальность. Именно эти черты ярко выражены в творчестве калужского поэта, члена Творческого клуба «Московский Парнас», автора шести поэтических сборников Алексея Прокофьевича Селичкина.
Мне посчастливилось  познакомиться с ним в Интернете  через страничку «Стихи.ру». Итогом виртуального знакомства стало обладание трёх сборников, которые приятно удивили не только прекрасным дизайнерским оформлением, но и глубиной чувств автора.
Некоторые стихи изумляют своей откровенностью и драматизмом настолько, что перехватывает дыхание.
Так в сборнике «Дыхание века» есть строки, посвящённые Даниилу Титрибояну:
«Осмыслить больно, горестно понять,
что топчет враг пороги и погосты,
чтоб дух великих пращуров изъять,
нам указать, что мы с тобою гости…»
Стихотворение волнует и потрясает эмоциональностью, болью за свою страну, за  достижения, завоеванные предками, за то, что внутренний враг господствует на российской  земле, попирая эти святыни.
Любовью к Родине, природе, человечеству проникнута вся поэзия Алексея Селичкина.  Особую, сокрытую от посторонних глаз потребность в этой теме мы видим у автора в стихотворении «Прости, отец»:
…Скорблю со всеми: «Как же допустил,
что Родина беспомощна, бесславна?»
Россию детской кровушкой умыл
сентябрьский  день  пришкольного Беслана.
Поэт не скрывает горечи от беспомощности Родины. А самое главное – он винит и себя в случившемся,  не оправдывается,  не перекладывает ответственность на других. Как истинный мужчина, он просит прощения у отца за то, что «не смог сберечь далёких тех твоих завоеваний».  Такая позиция автора вызывает уважение.
Тема любви – одна из вечных тем поэзии. Так, в сборнике
«Осенний свет»  есть удивительное по накалу страстей стихотворение:
«В той ошибке, давней и нелепой,
я признаюсь самому себе.
Много делал искренне и слепо
в собственной занозистой судьбе.

Где же ты «расчётливое «надо»?
Лбом уткнусь беспомощно в плечо.
Нас здесь нет. И только души рядом,
расстоянье  вовсе не при чём».
Поэт не боится показаться слабым и признать свои прошлые ошибки, хотя живёт с ощущением потери. Но в этих строках явственно сквозит утверждение, что всё в своей судьбе он делал без всякого расчёта, по велению сердца.
Читая любовную лирику Алексея Селичкина, я ощутила на себе её магическую силу. Именно в элегических стихах, проникнутых чувством грусти, так естественны интонации переживаний. Как часто любовь делает человека поэтом и заставляет его браться за перо.  Селичкин выплёскивает чувства, переполняющие сердце, щедро снабжая их душевной открытостью с метафорической насыщенностью и напряжением строк.
Его стихи отлично ложатся на музыку. Речь идёт не о песенном жанре, не о песенных текстах, а поэтике стиха.
Недаром тульского композитора Владимира Пашутина привлекла музыкальность и лирическая напевность стихов калужского автора, и он положил на музыку несколько текстов:
«Монастырский ручей» - одна из песен, где каждая строчка проникнута патриотизмом.
«Ты куда же спешишь, монастырский ручей?
-Оглянись, Куликовское поле – Россия».
А танго, написанное на слова двух стихотворений «Ещё живу надеждой редких встреч» и «Вечер» вышло проникновенным и очень нежным. Думаю, что это несомненная удача творческого дуэта. Мне бы очень хотелось познакомить их друг с другом.
Нужно отметить, что строгий колорит стихов А.Селичкина не мешает им быть музыкальными.
Конечно, самобытный и талантливый поэт не мог обойти тему взаимоотношений человека и природы. Потрясает высота мысли и нравственный подход  автора к происходящему на Матушке – Земле. В стихотворении «Ещё снега на землю не легли» поэт задаёт вопрос: «Над чьей судьбою плачут журавли высокой песней выстраданной боли?»
Происходит удивительная метаморфоза; поэт не бездумно взирает на летящих журавлей, а осознанно и непосредственно связывает летящий клин не только с приближающейся осенью, а проводит аналог со своей прожитой жизнью. Он утверждает, что, несмотря на безверье чувств, он уберёг свою душу «совестливой». Я думаю, что никто не воспримет это стихотворение как пейзажное, как картинку природы. Природа здесь раскрывает внутренний мир лирического героя как человека, мыслящего философскими категориями.
Хотелось бы отметить прозаические «Лирические миниатюры», которых отличают глубина мысли автора и его неординарное мышление. В их краткости сквозит тоска по малой родине, по детству. Каждая из зарисовок – маленький шедевр, заставляющий читателя сопереживать, думать, любоваться незаметной красотой  русской природы. Считаю, что они являются образцом русской словесности.
Получив в подарок три сборника Алексея Селичкина, я не могла остаться равнодушной и провела в библиотеке два литературных вечера по его творчеству с учащимися МОУ СОШ № 10 и №55 г. Тулы. Ребята отметили, что стихи Алексея Селичкина выгодно отличаются от стихов многих авторов своей правдивостью, идущей из души и сердца, трепетностью и искренностью чувств, восхищением природой, болью и гневом за разорение страны. А самое главное – они глубоко нравственны и понятны каждому читателю.


Рецензии
Я тоже всегда прислушиваюсь, звучит ли музыка при чтении стихов. Какая она: нежная, лиричная или взволнованная,ритмичная, как стук сердца.

Спасибо за неутомимые поиски красоты, Оля!

Ваша Ольга

Лалибела Ольга   26.05.2010 07:41     Заявить о нарушении
Олечка, этот поэт заслуживает и добрых слов, и восторгов. Он удивительно чистый человек и поэзия его такая же.Всегда рада Вам.
Ольга

Ольга Бугримова   26.05.2010 08:01   Заявить о нарушении