Ваш Радик
В то лето Валера маялся несчастной любовью. Иногда было совсем туго: ел какие-то вяжущие голову таблетки, пробовал курить, листал телефонный справочник на букве "пэ" - психолог, психиатр... Пить по началу не пил - держался. Она от Валеры ушла, сказала если и вернется, вряд ли у них получится: разные, не совпадаем. Сказала робко, почти винясь. Он лишь одно услышал – «если вернусь...». Ему и с этих слов была надежда – Валера будто солнечный зайчик глотнул. Потом, правда, исподволь стало крутить нутро, как если бы зайчик оказался несвежий. Прободная такая боль: ведь не любила, и с другим уже поди, протухший был заяц с первых дней.
Табак и таблетки аптечные, конечно же, обманули, и скоро Валера стал жить, оглушенный с самого утра водкой. С утра у брошенных беззащитность перед явью бывает почти младенческой до потного удушья и ежей в горле. Пробуждение - враг всех оставленных: "благая весть" ежеутренне лезет в глаза-уши, и только водкой хоть как-то злому радио ручку приворачиваешь.
Мир втекал в валерины "оба" сплошь в негативе, и оттого, что лето полыхало на редкость щедрое, все вокруг было убийственно черным. Дня он боялся как нежить, сидел в наглухо зашторенной комнате, выходил на воздух строго по темени, шатался пустой, часто пьяный, удивляясь легкости прохожих, способных дышать, улыбаться в обход его боли.
Как-то пьяные ноги принесли Валеру на кладбище, где среди памятников и надгробий он вдруг нашел к себе сочувствие. Каждая могила словно знала о его горе, разделяла боль его потери. Там, утешенный он и заснул. Когда же на рассвете очухался в окруженье крестов, понял уже предметно, что дошел до края и надо что-то с собою делать, надо уже надавать себе по щекам, стряхнуть с себя это наваждение. Хотя бы попробовать - попробовать.
Антураж для скорбного места был чересчур свеж, до рези в глазах нов, и это показалось Валере необычным. К тому же на росистой плите, что он приобнимал, значилось странно-недовысеченное: "Любимому Радику. Полет твой прерван был в начале п..."
Рядом послышались шаги. Стоял парень, в робе, с молотком в руках, и, незадачливо улыбаясь, интересовался: "Какого здесь залег, да еще в обнимку с плитой? Родственник что ли?"
Валера еще раз обвел взглядом невнятное место и тут все понял: кладбище никакое не кладбище, а спьяну он забрел на "фабрику" надгробных изделий, что в исетской балке.
***
Парня звали Мишей и оказался он примерно валериного позднепризывного, возраста. Радик же Камаев, был десантником, погибшем с месяц назад в чеченском Ачхой-Мартане, и лик его уменьем Миши только начал проступать на уральском камне.
Миша "резал" покойников уже года два и на художественного человека не был похож. Переносье в плюсну как у дворового боксера, глуповатый рот, в глазах добродушная флегма, что у молодого травоядного зверя.
Валера как-то сразу проникся к парню симпатией: с виду гопота, а смотри-ка - портретист. Не то чтобы и Михаил почувствовал в то утро к гостю особое расположение, просто подвернулся резонансный по части выпить человек, короче, работяга проявил гостеприимство - пригласил на опохмел. Они перебрались в одноэтажный кирпичный домик, именуемый Мишей мастерской. Столом здесь служила обширная мраморная плита, обезображенная трещиной. Выше, прикнопленные, висели фотокарточки. Бессчетно фотографий без прогала, где стройным рядами, где вкривь и вкось. Повсюду виднелся суровый инструмент, станки, хрустело под ногами крошево. В углах, будто провинившиеся дети стояли кресты, у стен - памятники с уже высеченными ликами умерших. Горели надраенные образцы с ценниками. Валере понравилось изделие Т-2 за 12 000 рублей: полированный сколок из черной гранитной крошки, и чуть ниже портретного поля - трагически разорванная линия, наверное судьбы. Фабрика потихоньку расчухивалась, в мутном окне мелькали фигуры работяг, весело повизгивала циркулярка. Миша плескал водку, и, походя, кивая на изображения почивших, жаловался, что "заманался резать тупым керном, потому как на новый Гаврилыч жилится...", а Валера слушал, смотрел на красивых, какой-то сусально-правильной красотой, покойников и проникался к парню восхищением: ведь самородок, гений, Рафаэль надгробного портрета, не меньше. Восхищением он тут же не преминул с Мишей поделиться, но тот лишь отмахнулся, и, с легкостью развенчав свою гениальность, выдал всю правду похоронного портрета в основе которого, как выходило, лежит чуть ли не детский принцип рисования по клеточкам.
- Только кажется сложно... У нас тут все самоучки. Короче, ща выпьем, покажу. Хочешь - можешь и попробовать.
Выпили, заев пряником, и Миша, прихватив специальный инструмент, повел обратно во двор к тому самому обелиску, где гость и был найден задрыхшим. Так Валерий узнал историю рядового Камаева и даже немного гордился потом, что мочка левого уха и частично - правая бровь - его рук дело.
- Так-то чё...понятно... Родителей жалко,- флегматично кивал на Радика Миша,- были тут - мать так вобще... батя походу тронулся, просил письмо изобразить, типа от сына. Ей, говорит, легче будет, с призыва ни одного не получила. Образец даже дал. Во, - Миша достал из кармана замусоленный листок. Незатейливым почерком было выведено: "Уехал к Толичу на Вторчермет. Буду утром. Не волнуйтесь. Ваш, Радик". - А вдруг не станет? Короче, откажусь, наверное. Точняк откажусь.
С этими словами Миша жамкнул листок и скормил ближайшим кустам.
Потом пришел тот самый Гаврилыч - снежно-седой, красивый старик, с виду нисколько не жмотистый и стало понятно, почему покойники получаются на камне положительными: керн режет по всякому камню белым, то есть в позитиве.
Нанести штрих-другой оказалось и вправду несложно, но все же Миша скромничал, без художественных задатков в этом траурном жанре делать нечего.
-Сказал же, будет новый инструмент, до конца недели будет, - успокаивал Мишу Гаврилыч. - Хорошо, можешь не мучить сегодня бойца, тогда вперед, колоть гранит. Что значит не твоя смена? Ну тогда заканчивай Камаева и не морочь мне голову!
Михаил недовольно шмыгал носом, дул губы еле слышно матерясь, и продолжал оживлять тупым керном десантника.
И вот уже проступали смешливые глаза Радика, широкие скулы... Радик смотрел с камня почти один в один, как с фотокарточки прижатой скотчем тут же на полированной поверхности. Возможно, лучшей фотокарточки, изъятой родителями по такому случаю, из домашнего альбома. И все же на сером "зеркале" выходил он немного иначе, словно говорил: "Вот жил, не тужил, я - Радик, и был я когда-то чьим-то. Маминым был, папиным, девушки любимой... И даже сержант, когда его спрашивал кто-нибудь из офицеров - чей это охламон? рапортавал - мой, твщ капитан! А тут клюнула меня пуля, и стал я как бы ничьим. Но вы, мама, папа и любимая девушка не убивайтесь. Вы как только поймете, что все мы от первого вздоха ничьи на белом свете и даже у смерти нет на нас купчей, так сразу вам станет хорошо и ровно. Верьте мне - мир горний дает понимание конечное, мир дольний - только заблуждения, да смятение чувств".
Примерно так смотрел Радик с камня. Потом вдруг из-за облаков выкатилось постылое солнышко, и Валера вспомнил, что уже полминуты не помнит о своей девочке. А тут еще Миша через плечо обернулся и глянул странно, будто сказал: "Видишь, как просто. Тебе всего-то надо принести ее фотокарточку, а я уж прикину твою девочку на камушек. Прикину так славно, что сразу увидишь, поймешь - не твоя "твоя девочка" и никогда ею не была. Ничья, как и все мы. И это правильно. Такая вот гранитная таблетка. Разом всё отсохнет. Ну что, подхороним или будешь дальше сопли пускать ?"
Миша, ясно, ничего такого не произнес, отвернулся, продолжив работу, а Валере стало как-то не по себе. Он встал, хрустнув коленками, и тихо пошел оттуда. Выбрался из балки, дождался автобуса с голубой полосой и сел к дому. Домой, правда, не попал, на подходе свернул в их любимое кафе и пил до поперечной темноты в глазах.
***
Ливень жалил асфальт . На остановке у дома дежурили ночные девочки, провожали взглядами крадущиеся иномарки. Неподалеку сидел мокрый пес и шумно улыбаясь, пробовал языком летящие капли. Машины притормаживали, опускали стекла, и, вскинув морды, прибавляли ход: девочкам сегодня не везло. Валера подошел, сел на корточки рядом с псом. Шерстяная пасть закрылась, но улыбка никуда не делась, и теперь уже Валера сам улыбнулся бродяге, поймав себя на мысли, что все псы немного клоуны.
-Часик - две, - нежно сказала та, что помоложе.
-От меня любимая ушла.
-Прислонись к березе и все пройдет, - пыхнула сигаретой та, что постарше и обе рассмеялись.
-Все правильно, все мы - ничьи, да, пес? - жутко рассмеялся он.
Дома, лежа в темноте, Валера слушал раскаты дальнего грома - это плохоголовый сосед Саня, этажом выше, катал по паркету гантели.
Всего-то - принести Мише ее фотокарточку. Но нет фотокарточки, ту единственную, что была, порвал надвое и выбросил вчера форточку.
***
День Валера крепился, ходил сухой. Опять листал справочник на букве "пэ". Может, что-то да осталось от фото, там под окошком - первый же этаж. Найти, склеить, и к Мише... Накинул гоповку, вышел из квартиры. Застыл, привалившись к электрощитку.
Вернулся, набрал психдиспансер N1 .
- Врядли это к нам, - ответил неприятный женский голос, - алкоголики, наркоманы...и тех не лечим - наблюдаем. Обратитесь на Московскую горку, там есть специальная клиника... специально для таких...случаев.
Вот же рохля, слабак, - слышалось в ее голосе.
Положил трубку, вышел из дома, обогнул с торца. Половинки фото блестели в траве под кустом .
***
Вечером с дачи заехала мать с отчимом. Вывалила на стол обожженную клубнику, посмотрела на сына, горько качая головой.
- Глянь в зеркало. Щек не стало. Так убиваться... разве это любовь?
Валера сказал, что конечно - нет, что больше не может и ложится в специальную клинику. Сказал назло, уже тогда знал, что сможет и больше. И вообще, сколько уже раз он слышал от нее эту песню.
-Давай, давай, подлечись, давно пора, - криво усмехался "родственник".
Все верно, все - ничьи. И вы мне, и я вам. И без разницы Радик, что я разглядел в твоей улыбке только то, что хотел разглядеть. Ведь легче, реально легче, глядишь, скоро станет совсем ровно,- сжимала половинки фото Валерина рука.
Через неделю кончилось лето, с ним - отпуск. Наступила осень - специальное время года, когда всякая печаль в законе. Пока Валера бездействовал и "последний раз решал", "легче" обернулось вдруг тягостной пустотой, "ровно" с каждым часом уплывало и оттого было ту последнюю неделю отпуска тяжелей по-новому - совсем мучительно и безнадежно. На работе Валеру встретил черный после лета, отдохнувший офис, и бледная, мудрая от сидячей должности администратор - Нина Анатольевна, с задержанными валериными отпускными, которых он ждал и так боялся.
Валера взял конверт, и, поблагодарив, все не прятал, крутил его в руках.
-Пересчитал бы,- предложила Нина Анатольевна.
- Да чё считать, - вздохнул Валера. - Там же ж... 12? - уточнил боязливо.
-Шеф сказал - 12. Не залазила.
-Чё считать, - вздохнул опять.- Кстати, я вам не должен, Нина Анатольевна?
-С чего вдруг? Нет, Валер.
-Кажется, брал у вас...косарь.
-Путаешь, Валер. Не помню косаря.
-Точно?
-Точно, Валер.
-Могу одолжить, кстати... надо?
-Да не выдумывай, Валер. Не горит вроде щас.
Помолчали, и конверт с отпускными все не давал покоя Валериным рукам, вертелся и хотел спрыгнуть на пол.
-Ты похудел... - по-матерински нежно прищурилась Нина Анатольевна.- Осунулся так интеллигентно. Идет тебе. Был, извини, кабанчик молодой в сальце, а щас...
- Щас кощей...
-Да брось, - улыбнулась сердечно,- хоть на человека стал похож.
-Да?
-Очень идет. Другой совсем. Ладно, Валер, косарь, пожалуй возьму.
Свидетельство о публикации №210052501550
Евтушенко сказал, что "Поэт в России больше чем поэт." И он прав. Человек искусства у нас еще и "учитель". Можно себе представить, чтобы Брюсу Уилису задавали вопросы о смысле жизни, о том как жить, зачем? А Вячеславу Тихонову задавали. И как вы не понимаете, что перетаскивание чужой культуры, в том числе и политической на нашу землю невозможно и вредно.
Сергей Полозков 23.12.2013 11:20 Заявить о нарушении
Олег Дриманович 23.12.2013 13:38 Заявить о нарушении
Сергей Полозков 23.12.2013 14:03 Заявить о нарушении
Олег Дриманович 23.12.2013 14:13 Заявить о нарушении
Сергей Полозков 23.12.2013 15:07 Заявить о нарушении
Олег Дриманович 23.12.2013 16:51 Заявить о нарушении