Из записной книжки штурмана отцовские дневники 6

21 июня1959г.
Полдня проводил  занятия с курсантами по штурманской подготовке. В классе и в кубриках очень жарко.
Перед тем, как заступить на вахту (как и положено), решил выспаться.

22 июня 1959г.
В 04-00 заступил на штурманскую вахту. Идём курсом 94°,О.  по Ионическому морю. Слева Греция. Виден полуостров Пелопоннес. Глубины от 3500 до 4,5 тысяч метров. Море – полный штиль.

Отец рассказывал, что, когда ранним утром он заступил на вахту, то ощутил некоторое волнение: прокладывать курс для крейсера – не то, что для небольшого судна типа эсминец, причём в море, где полным-полно островов и быстро меняющихся глубин. Хорошо, что под рукой имелись проверенные поколениями справочники – лоции.  Он говорил, что, проходя мимо Пелопоннеса, все, почти наверняка, вспоминают города Спарту и Олимпию. Последняя же – место культа Зевса и родина Олимпийских игр! А на очень узком перешейке, который даёт статус «полуострова» этой территории (почти острову), находится город Коринф. Там ещё в древности был прорыт Коринфский канал, соединяющий Коринфский и Саронический заливы.
Добавлю от себя для справки, что самая крупная область Греции – Македония – находится в её северной части со столицей Салоники, которая названа в честь Фессалоники –  сестры Александра Македонского. За свою многовековую историю Салоники были столицей многих государств, видели славу македонцев и могущество Рима, нашествия кельтов и монголов, пережили пять веков турецкого владычества и многочисленные восстания местного населения.
А в юго-восточной части Халкидики (Центральная Македония) находится святое место для каждого православного человека - Агион-Орос (Святая гора Афон, 2033 м.).
Значительная же часть всей страны приходится на более чем 4000 островов, каждый из которых обладает своей собственной историей. Обычно греческие острова делят на две группы - Ионические острова (т. н. "Семь островов", в том числе Корфу) на западной ее части. И, расположенная в Сароническом заливе островная группа - Аргосароника. Кроме этих архипелагов в Эгейском море, в северно-восточной его части, расположены пять больших островов - Лемнос, Лесбос, Хиос, Самос и Икария.
А об острове Крите надо сказать отдельно. Это самый крупный из всех островов. Крит – это сама история, колыбель древнейшей европейской цивилизации, воспетый в бесчисленных греческих мифах. Именно здесь, согласно легендам, жил знаменитый человек-бык Минотавр, для которого был построен дворец Лабиринт. Дворец был построен мастером Дедалом, который впоследствии, опять же, согласно легенде, бежал с острова вместе со своим сыном Икаром, сделав крылья из скрепленных воском перьев. Но Икар, презрев запреты отца, поднялся слишком близко к Солнцу и погиб, когда солнечные лучи растопили воск. Именно на Крите, согласно мифам, родился глава богов Зевс. Про Крит писали такие древнегреческие мудрецы, как Гомер и Платон.
Не сравниваю себя с ними, но то, что крейсер «Фрунзе» прошёл мимо этой бесценной жемчужины истории и культуры, считаю необходимым коротко отметить.

В 11-00 прошли Китирский пролив между двумя греческими островами. Слева о-в Китира, справа о-в Антикитира. С проходом этих островов и пролива, мы вошли в Эгейское море. Легли на курс 24°,О. Море не спокойно, но крейсер качает слабо. Позади нас остался остров Крит, Корфу и другие Ионические острова. Впереди пролив  Дарданеллы и Мраморное море.

Хочу напомнить, что в конце 18 - начале 19 века (уже при Павле и Александре I, по крайней мере, а сегодня историки почему-то это забыли), всё население Корфу и остальных Ионических островов приняло русское подданство, а потому пользовалось всеми правами российских жителей.
Историк флота лейтенант Н. Каллистов писал об этом так: «В республике Семи Островов снова водворилась, таким образом, русская сила, и наше господство было теперь безраздельным: ни турецкого флота, ни турецких сухопутных сил на островах не было. Согласно договору о республике Семи Островов, Турция оставила в своем владении (да и то через полунезависимых пашей) только принадлежавшую республике часть албанского побережья, которая в равной же степени находилась под покровительством России и защитой ее флота; в этих местах нами сформировались для отправления на Корфу особые албанские отряды» (Из исторического романа Владимира Шигина «Битва за Дарданеллы»).

17-30
Идём курсом 24°,О, проливом Кеос (Ция). Слева корабля остров Макронисос, справа – остров Кеос (Steno Keas). Расстояние до первого острова 2,5 мили, до второго 3 мили. Хорошо видны высокие горы. Глубина пролива 120 метров. На острове Макронисос расположена тюрьма политических заключённых. А на острове Кеос видна горная возвышенность. В её ложбине, расположен город Кеос (Nisos Kea). Видны белые  дома в 2-3 этажа, много мельниц, поля разграниченные линиями. Город имеет небольшую естественную бухточку, где стоит корабль.  Почти рядом (менее 100 км) Афины - столица.
19-45
Идём проливом Дора, слева остров Эвбея, справа – Андрос. Расстояние до Эвбеи 1,5 мили, а от острова Андрос – 2 мили. Курс 27°,О. Глубины 109-365 м. На острове Андрос гористая местность, видны сады, отдельные домики, на горе отдельно от всего стоит белая церковь, на которой большой крест. Встречным курсом прошёл турецкий транспорт. Близко от борта крейсера прошёл греческий пассажирский пароходик, с которого нам махали. На острове Эвбея очень высокие горы и только в ложбинах видны обработанные поля.

23 июня 1959г.
В 04-30 прошли курсом 27°,О остров Тенедос (Турция). Затем курсом 25°,О легли в направлении к Дарданеллам – пролив расположен между турецким берегом «Анадоли» с юга и на северо-запад – частью полуострова Галлиполи. Ширина входа в пролив всего 2 мили, глубины от 29 до 108 метров. В самом узком месте пролив смыкается до 0,7 мили (1,3 км), где на правом берегу расположен город Чанаккале (;anakkale, Турция), а на левом – Клид Бахар (Kilitbahir). При входе в Мраморное море слева, на полуострове Галлиполи, расположен город Галлиполи (Gelibolu, Турция). Длина пролива – 65 миль. По обеим сторонам пролива, при входе в него, стоят старинные крепости, стены которых уже разрушаются. При входе, на левом берегу, на возвышенности, расположен памятник (или обелиск). Справа низкий берег, пологий только при входе в пролив. Затем снова идут возвышенности, на которых находятся обработанные поля. Левый берег гораздо круче правого, гористая местность покрыта смешанными лесами.
Очень жаль, что я не купил фотоаппарат, как много впечатлений, которые даже невозможно описать. У многих офицеров имеются фотоаппараты,  а отдельные –
 имеют немецкие ручные киноаппараты. Инночек, как жаль, что мы не до конца хорошо продумали моё путешествие.
В проливе разминулись с красивым советским танкером «Жданов» – белый корабль идёт в противоположную сторону. За ним прошёл французский танкер, очень похож на наш
В 07-10 подошли к самой узкой части пролива в 7 кабельтов (1,3км). Слева расположен Старый Намазгях (крепость). Справа – форт Хамидие (также крепость). Много мечетей в зелени. Дома ободраны, в 1 и 2 этажа. Видно население, автобусы, лошади и т. д. Здания окрашены в светло жёлтый и розовый цвета. Берега укреплены, очень много искусственных холмов, в которых расположены склады.
В 09-00 прошли город Галлиполи (Gelibolu) на левом берегу. На правой окраине города расположены автопарки, арт. парки, очень много грузовых машин и крытых фургонов. Побережье на всём протяжении имеет укрепления на обоих берегах в виде современных укреплений – все под землёй и сверху старые крепости.
В 09-20 вышли в Мраморное море. Вода зелёного цвета.
15-25
Подходим к проливу Босфор. Справа видны турецкие острова, прикрывающие вход в пролив: Бююкада, Хейбелиада, Баргазада и Кыналыада (язык сломаешь!).
15-40
Мы подходим к бывшей столице Турции Стамбул. В городе видно очень много минаретов. Итак, слева от пролива – Стабул , справа – города Кадыкей и Юскюдар.
На переднем крае города – то, что видно с моря – я насчитал 20 красивых минаретов причудливой постройки и мраморный Дворец. Минареты совершенно не похожи один на другой и представляют примеры зодческого творчества.

СПРАВКА: Босфо;р (тур. ;stanbul Bo;az; «Стамбульский пролив», греч. ;;;;;;;; «Коровий брод»), Боспор Фракийский — пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным морем Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
Длина пролива около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м.
По легенде, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя – прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.
Берега пролива соединяют два моста. Ещё в начале пятидесятых годов была запланирована закладка первого моста, но осуществлена она была только в феврале 1970 года. Мост был спроектирован под руководством Олега Александровича Керенского (1905—1984), сыном Александра Фёдоровича Керенского. А 29 октября 1973 года, к торжественной дате провозглашения Турецкой Республики, состоялось открытие Ататюркского моста. В качестве прототипа этого моста выступил мост Северн (Англия), а строили его немецкая и английская фирмы. В то время на него ушло порядка 23 миллионов долларов.  Его длина 1560 метров при ширине в 33 метра. Высота моста над уровнем моря 64 метра. Люди могут переехать его только на транспорте – для пешеходов  он закрыт, а переезд платный.
Второй мост  начал строиться только в 1985 году и был готов к юбилейной дате – 535-летию завоевания города (29 мая 1988 года). Мост назван именем завоевателя Стамбула (сколько бы лет ни прошло, всё равно все помнят первое имя – Константинополь!) - Султана Мехмеда Фатиха. По параметрам он примерно такой же, как и Ататюркский мост, но стоил уже порядка 130 миллионов долларов (может быть, доллар стал дешевле или потому, что его строили японцы?..). Этот мост через Босфор также закрыт для пешеходов. Проезд тоже платный.
Планируется строительство третьего автодорожного моста, но место строительства правительство Турции держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля «Marmaray» (срок окончания – 2012 год), который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
Предполагается (теория черноморского потопа), что Босфор образовался лишь 7500-5000 лет назад. Прежде, уровень Чёрного и Средиземного морей был существенно ниже и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое, об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.
Древние греки называли Босфором также и Керченский пролив – Боспор Киммерийский.
Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона. (Продолжение следует)


Рецензии