Как мы путешествовали на товарняке

       Эта история случилась со мной и с моими школьными приятелями Андрюшкой и Женькой много лет назад. Мы тогда учились в 8-ом классе. И что нам пришло в голову проехать куда-нибудь на "товарняке"? Теперь я и не помню. Возможно сыграло роль то, что незадолго до этого наш бывший одноклассник сбежал в Сибирь на стройки коммунизма. А может быть нам просто захотелось встряхнуться от обыденной школьной жизни. Короче, в субботу, на переменке мы с ребятами решили: завтра с утра попробуем куда-нибудь отправиться на "товарняке".

       А надо вам сказать, что Бабушкинский район города Москвы, в котором мы проживали и учились, располагался вокруг крупнейшего железнодорожного узла-станции Лосиноостровская Московско-Ярославской железной дороги. Эта станция со своими многочисленными железнодорожными путями "разрезала наш район, бывший до 1961 года городом Бабушкиным, на две неравные части, соединённые длинным мостом. Кстати, этот мост кинорежиссёр Эльдар Рязанов запечетлел в фильме "Вокзал для двоих". Именно по нему бежит Людмила Гурченко с той не нашей стороны на нашу сторону.

       Да, так я отвлёкся. Но продолжаю. На станции располагалась так называемая "горка"- место с которого товарные вагоны пустые или с грузом отцеплялись друг от друга путейцами и по инерции с более высоких земных отметок, набирая скорость мчались вниз к железнодорожным стрелкам, где уже перенаправлялись по различным направляниям, а далее тормозились опять же путейцами с помощью тормозных колодок("башмаков"), и плавно прицеплялись буферами к формируемому составу.  Наш план и был рассчитан на то , что после торможения вагона и его прицепления к составу, путейцы переходят к следующему вагону, а мы пользуясь паузой, незаметно взбираемся на открытую площадку вагона и там прячемся до момента начала движения состава. Куда при этом направится состав-нам конечно не было известно. Да нам это было всё равно. Главное-вперёд!

      Как нами было задумано, так всё и произошло. Мы незаметно для рабочих и охранников поднялись по ступенькам первого попавшегося нам вагона и оказались на смотровой площадке, где и устроились в ожидании начала путешествия. Стоял солнечный сухой  и довольно морозный ноябрь. Мы были тепло одеты. С собой мы запаслись бутербродами, водой и бутылкой дешёвого портвейна-для "сугреву". Теперь нам оставалось ждать, когда состав окончательно сформируется и поедет. Кстати, не факт, что он обязательно бы поехал сразу. Мог и проторчать до вечера. А это нас никак не устраивало-завтра в школу. Между тем другие тормозящие вагоны "буферились" к нашему составу, состав вздрагивал, а вместе с ним вздрагивали и мы. Так продолжалось, как нам показалось, довольно длительное время. Потом наступила пауза:5, 10, 20 минут ,а новых вагонов всё нет. Наверное состав сформирован, решили мы, и оказались правы. Раздался протяжный гудок паровоза, сосчтав дёрнулся раз-другой, по его телу прошла как-бы дрожь, и он медленно тронулся в путь, постепенно набирая скорость.

      Мы так обрадовались, что начали пританцовывать на площадке, запели какие-то песни, смеялись, кричали какие-то слова. Словом ,мы были радостно возбуждены таким началом нашего путешествия. Состав продолжал набирать ход, и мы начали малость подмерзать. Я достал из рюкзака бутылку портвейна, Андрюшка-штопор, а Женька-бутерброды. Мыпили вино из "горлА", мы чуть опьянели(много ли нам тогда надо было в 8-ом классе). А поезд продолжал мчаться: мелькали леса, поля, платформы, здания. Названий станций мы прочитывать не успевали, но дорогу до Загорска(теперешего Сергиева-Посада) знали довольно хорошо: мы бывыали и в Мураново и в Абрамцево на экскурсиях с учителями. А незадолго до нашего путешествия мы приезжали в Загорск и посещали Троицко-Сергиеву Лавру. Я, кстати, привёз оттуда моей няне серебряный крестик и маленькую иконку-ладанку. И всю оставшуюся жизнь моя няня носила при себе эти мои подарки.

     Но я отвлёкся. А между тем, если до Загорска дорога была нам известна, то после Загорска никто из нас прежде не бывал. Не знаю, что думали в этот момент мои товарищи, но я начал слегка волноваться:" А что если состав вообще нигде не остановится и мы не сможем сойти? А если он остановится, но так что мы не сможем вовремя вернуться домой?" Напомню, что мы никому не сказали о своей поездке. А состав продолжал мчать, а леса, прелески, поля продолжали мелькать, и Женька вдруг сказал:"Ребята, а нем пора ли нам подумать как будем возвращаться?".

      Мы ехали уже около двух часов. Действие портвейна заканчивалось и пора было что-то предпринимать. Пару раз при торможении состава мы пытались спрыгнуть, но состав быстро набирал скорость. Наконец поезд начал тормозить серьёзно перед какой-то крупной станцией. Мы воспользовались этим, спустились по лестнице вагона и спрыгнули на землю. Было где-то около четырёх часов дня. Солнце уже садилось и захолодало. Тем более что мы уехали гораздо севернее Москвы. Сойдя с состава, мы огляделись. Впереди была видна платформа. Мы пошли к ней и через несколько минут почли её название-"Александров". Вот где мы оказались: в гостях у Ивана Грозного, в бывшей Александровой Слободе, где в 16-ом веке царь Иван "пересиживал" боярскую Москву и создавал опричнину. Никто из нас прежде в Александрове не бывал, но я знал, что в городке есть монастырь, Кремль и музей. И мы пошли в город-знакомиться. Я не помню, что мы тогда посещали, но в памяти до сих пор удивительная картина: на фоне белых известковистых стен монастыря местные бабы в красных платках и коричневых плисовых зипунах полощут бельё в полыньи озера. Это было настолько неожиданно попасть из цивилизованной Москвы в почти средневековье, что до сих пор я вспоминаю эту картину.

      Посетив местный музй, а он был тогда совсем небольшим, мы обежали городок, купили что-то из сувениров и побежали на станцию. Перекусив в пристанционном буфете и покемарив в ожидании электрички(а "Александров" был последней станцией и находился уже во Владимирской области), мы сели в поезд и немного поговорив, задремали:день выдался нелёгким. А на следующий день в школе мы весело пересказывали одноклассникам наше путешествие на "товарняке". Позднее, ещё несколько наших товарищей повторили наш маршрут. А года через два, когда мы в весенние каникулы отправились на жэкскурсию в Ленинград, несколько моих школьных приятелей добирались туда на товарняках. Наш пример оказался заразительным.

      Никто из нас, впервые тогда путешествующих на "товарняке", не стал железнодорожником. Но тяга к дороге свою роль сыграла: я стал геологом, Андрей -профессиональным шофёром. А Женька? А Женька долгие годы и в школе и после школы был завзятым туристом. И вот теперь я думаю, а почему так запомнилась мне эта поездка? Сколько их у меня потом было. А вот вспоминается именно эта. Наверное это оттого, что мы тогда были юные, беззаботные, свободные и впереди была дорога. И ещё-вот до сих пор перед глазами бабы в красных платках, полоскающие бельё в проруби у белых известковистых монастырских стен.

                24 мая 2010 г       


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.