Предисловие

Эта книга написана женщиной. Женщиной, никогда не служившей в армии. По сути дела - дилетантом. Плохо ли это? Эйнштейна однажды спросили, как делаются открытия.
- Очень просто. Все знают, что этого делать нельзя. Но случайно находится один невежда, который этого не знает. Он и делает открытие.
Открытий в масштабе страны я не совершу, всё и так известно. А вот для отдельных людей, свято верящих в непогрешимость нашей самой лучшей, самой мощной, самой непобедимой Красной, Советской, Российской армии, эта книга может стать открытием и они удивятся: «Как же, ведь отдельные факты были известны, но мы не придавали им значения, думали  - случайность. Для других же эта книга будет шокирующей, и они возопят: «Не верю! Не может такого быть, потому что не может быть никогда! И как только она посмела замахнуться на святое!». Кто-то обвинит меня в антипатриотизме, но, надеюсь, позже такие люди смогут убедиться, что я стою как раз на патриотических началах.
В детстве я читала и перечитывала «Как закалялась сталь» Островского  и «Молодую гвардию» Фадеева. В пятнадцать лет я была награждена грамотой за патриотическое воспитание молодёжи. В те времена я пропадала в клубе служебного собаководства ДОСААФ, вырастила двух собак на границу. Бывала в воинских частях, беседовала с солдатами. Конечно, в том возрасте я не могла ещё осмыслить взаимоотношения простых людей и армии, но исподволь у меня появилось убеждение, что свою жизнь с армией я связывать не хочу, даже в качестве жены военного. И когда подруги бегали на дискотеки в военные училища, я занималась своими делами. И вовсе не из-за того, что я боялась трудностей гарнизонной жизни. Как раз наоборот, я словно всегда просила: «Дайте мне трудностей, и побольше, чтобы я могла их преодолеть". Не в тяготах дело. По всей видимости, уже тогда мой свободолюбивый дух смущала подневольность служивых и то, на чём стоит армия – беспрекословное подчинение старшему по званию. А если он дурак? Таких я видела среди военных немало. А если он пьяный? А если он садист? Что, и в таком случае исполнять приказы? Но тогда это были только мимолётные впечатления и сильно над такими вопросами я не задумывалась. А вот чуть позже вокруг меня происходили события, которые окончательно сформировали моё отношение к армии и у меня появился свой личный счёт к ней. Но об этом позже, в соответствующих главах. Моё появление в правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» было вполне закономерным и предопределено судьбой. Я здесь появилась, чтобы задать вопросы, осталась и проработала год, потому что увидела, какие энтузиасты работают в организации и насколько нужным и полезным делом они занимаются. А ещё у меня появилось ощущение, что я тоже могу оказаться полезной в деле спасения жизни и здоровья наших мальчишек. И получается, что эту книгу я написала для тех, кому они дороги. И, может быть, благодаря этой книге кто-то не станет инвалидом, у кого-то не будет сломана жизнь дисбатом, а кто-то просто останется в живых. Самым трудным при написании было не скатиться на предвзятое отношение. Если видишь каждый день боль и горе, которые приносит служба в Вооружённых Силах мальчишкам и их родителям, если видишь, как старательно отцы-командиры и военная прокуратура блюдут честь мундира, как обманывают их везде и во всём, трудно найти хорошие слова в адрес армейских чиновников. Но у меня есть знакомые офицеры, которых я знаю, как очень честных и порядочных людей и мне очень не хотелось бы обидеть их. Да и тех, кого не знаю, тоже не хотелось бы обидеть. Поэтому сразу оговорюсь, речь идёт о тенденциях, которые явно просматриваются в военном мире и в государстве. Кто-то может выпадать из системы, по крайней мере, в самых тяжёлых моментах. Полностью система не отпустит никого.
Я далеко не первая, кто поднимает эту тему. И потому я буду приводить много цитат. Зачем пересказывать своими словами то, что до тебя уже сказали. Да и вы лишний раз убедитесь, что изложенное здесь, это не мысли одного единственного человека, а информация, которая доступна всем. Вам остаётся её только взять. Протяните руку! Она есть в интернете, в газетах, в рассказах знакомых. Если раньше вы её не видели, значит не хотели видеть.
У меня много вопросов. Какие-то и вам приходили в голову, а некоторые не могли прийти, потому что у вас не было нужных сведений. Или потому, что вы привыкли думать так, как вас научили. Или потому, что думать тяжело и после размышлений может накатить тоска, ведь увидев проблему, но не зная выхода из неё, легко войти в депрессию.
Не всегда я дам ответ. Но главное, чтобы эти вопросы были заданы, чтобы вы стали думать над ними, и тогда ответ рано или поздно придёт. Ощутите себя людьми, от которых зависит судьба государства, думайте.  ДУМАЙТЕ! Это книга об армии, о том, какой она не должна быть. Это книга о проблемах, которых не должно быть. Это книга о боли матерей, о бездумии людей, о том, как нас вводят в заблуждение. Оглянитесь! Король-то голый! Это сказал ребёнок, глаза которого ещё не успели зашорить. Ребёнок – тоже дилетант. Чем я хуже?

Предисловие № 2.

Помните, как раньше писали предисловия к книгам? «В свете решений такого-то Съезда тра-ля-ля, тра-ля-ля».
Не хочется мне брать пример с авторов тех времён, но придётся. Если бы я была инопланетянкой, то я безусловно порадовалась бы прекрасной, мудрой, выдержанной речи нашего президента. И подумала бы: «Ах, как же должна быть счастлива страна под началом такого руководителя!» Судите сами.
На ярославской конференции 2009 года Дмитрий Медведев с трибуны заявил «…принцип ненасилия должен применяться и во взаимоотношениях государства и граждан: "Институты современной демократии должны строиться таким образом, чтобы цели общественного развития достигались преимущественно ненасильственным путем. Не принуждением и подавлением, не запугиванием и противопоставлением друг к другу. В основе этих методов регулирования должна лежать толерантность, спокойствие, культура диалога, раскрытие творческого потенциала любого человека, сближение интересов личности, общества и государства».
Ах! Честное слово, я за «толерантность, спокойствие, культуру диалога, раскрытие творческого потенциала любого человека, сближение интересов личности, общества и государства». И уж тем более за «принцип ненасилия». Жалко только, что президент у нас не подозревает, что как минимум четверть населения России под чутким контролем государства проходит такую школу насилия, которая несовместима ни с демократическими принципами, ни с нормами «цивилизованного» мира. Почему четверть населения? Да потому, что не менее половины мужчин нашей страны проходит через институт, называемый армией. Одни идут отдавать долг перед Отечеством абсолютно добровольно, считая, что армия им что-то даст, других гонит романтика, третьих приводят в военкоматы в наручниках, четвёртые склоняются перед неизбежным. Но самое печальное, что все они столкнутся с насилием. Кого-то это коснётся в меньшей мере, а кому-то будет стоить жизни. Жизни, отданной государству. И, к сожалению, часто отданной не ради жизни других, не ради процветания страны, а просто так, потехи ради или из-за чьей-то преступной халатности.
В завершение своей речи Дмитрий Медведев сказал: «Все государства разные. Но все они созданы людьми. И значит, служить должны - тем же людям».
А пока мы слышим, как наш президент говорит: «Мы все чаще видим, как проблемы, возникающие на территории одного или нескольких государств, приобретают глобальный характер. Причем происходит это моментально. А некомпетентность или просто иногда нежелание решать собственные проблемы, наносит ущерб не только своей стране, но и огромному количеству других стран. Неэффективность государственных институтов порождает международные конфликты».
«Неэффективность государственных институтов порождает международные конфликты». Армия как институт – неэффективна. Значит ли это, что состояние нашей армии породит международные конфликты? Не исключено, что так оно и будет. Но в первую очередь плохая армия опасна для своей страны. Может быть пора сделать её хорошей?


Рецензии