Вопросы остаются

Вопросы остаются.
На смерть Михаила Шатрова.

23 мая в Москве на 79 году жизни скончался известный советский драматург и киносценарист Михаил Шатров(Маршак). Скончался ночью во сне, от сердечного приступа в своей квартире в Доме на набережной.
Уход из жизни Михаила Филипповича Шатрова – не только тяжелая потеря для нашей культуры.  С его именем связана целая эпоха нашей драматургии и нашей общественной жизни. Вспомните недавнее прошлое, афиши театров, где шли его пьесы. О них говорили, о них писали, ими восторгались и, конечно же, смотрели!
Спектр его театральных интересов неразрывно связан с жизнью нашей страны: революция и гражданская война с их трагизмом и романтикой, развитие общественных сил в СССР, события, происходившие во время хрущевской оттепели и брежневского застоя. В его пьесах были сконцентрированы надежды и чаяния целого поколения наших людей.
Михаил Шатров (Маршак) родился 3 апреля 1932 года в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900—1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году).  О том, что отец был расстрелян, близкие узнали только после его реабилитации в 1956 году.
Закончив школу с серебряной медалью, Михаил поступил в Горный институт. В начале 1950-х проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал впервые писать. В 1954 году была написана его первая пьеса — «Чистые руки».
Молодежным проблемам также посвящены пьесы «Место в жизни», «Современные ребята» и «Лошадь Пржевальского» («Моя любовь на третьем курсе»).
Знакомство с кинорежиссером Михаилом Роммом вызвало желание создать в кино и театре образ Ленина, лишенный хрестоматийного глянца (документальная драма «Шестое июля» и снятый по ней фильм). Обвинения в искажении исторической правды, подтасовке документов, ревизионизме привели к тому, что драматург на долгие годы отошел от историко-революционной тематики.
Только в конце 70-х он вновь к ней возвращается.
Михаил Шатров - один из самых известных драматургов заката советской эпохи, автор цикла пьес о революции и её вождях. Его перу принадлежат пьесы "Синие кони на красной траве" («Революционный этюд»), "Диктатура совести", «Дальше...дальше...дальше!»,  "Шестое июля", "Большевики", "Именем революции" и многие другие.
Последняя пьеса драматурга – «Может быть» (1993) – создана специально для знаменитой английской актрисы Ванессы Редгрейв.
Герои его пьес о революции не укладывались в канонические рамки "отретушированной" официальной истории нашей страны. Вожди революции - Троцкий, Сталин, Свердлов, Ленин в его произведениях действовали и жили, как живые люди,  способные на ошибку, опрометчивые поступки, любовь и сомнения.
Лауреат Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).
Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны, в частности, в  "Современнике", "Ленкоме", в театре им. Ермоловой.
Михаилом Шатровым были написаны сценарии к фильмам "Тегеран-43", "Именем революции", "Шестое июля", "Две строчки мелким шрифтом",  «Доверие» и многим другим.
После 1993 года в творчестве Михаила Шатрова наступила 10-летняя пауза.   Он на несколько лет уехал в Америку, а когда вернулся, с ужасом обнаружил, что страна стала другой.
Были творческие планы. В том числе, совместные с  Олегом Ефремовым. Обдумывалась новая пьеса о Ленине, которому как бы хотели задать много вопросов по поводу трагедии, случившейся в нашей стране.
Последняя встреча с Олегом Ефремовым состоялась незадолго до его смерти, тогда и родилось название пьесы «Вопросы остаются». Но написать эту пьесу без Ефремова уже не удалось. Не стало друга и единомышленника.
В последние годы жизни Михаил Шатров писал новую пьесу о Сталине. Она была совершенно не похожа на его прежние работы. В ней речь шла о человеческой трагедии И.В.Сталина. Идее рождения пьесы послужила встреча в начале 90-х г.г. с личным охранником Сталина, который рассказал Шатрову удивительную историю о последних годах жизни его хозяина, которая потрясла драматурга. Вот вопросы, которые ставились в этой пьесе: Что сделал с собой человек, который принес так много бед стране? Почему он умирал в одиночестве? Что в этот момент переживали его дети, внуки, у которых не было к нему права доступа? Эта пьеса являлась не критикой политических позиций «отца народов», хотя, естественно, Михаил Шатров их не принимал, а рассказ о том, на что обрек себя человек, ставший палачом своей страны.
Много времени Михаил Шатров уделяет преподавательской работе в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
Это был его ответ на призыв Олега Николаевича Ефремова, который сказал: «Давайте что-то сделаем для культуры. Не будем превращаться в генералов, к которым выстраивается очередь на прием. Используем свое влияние, свой авторитет для благих целей».
Были созданы драматургические мастерские «Начало». В мастерских авторы вместе с режиссерами и актерами работали  над созданием новых спектаклей, которые показывались зрителям.
Если у Вас сложится впечатление, что статья обрывается как-то внезапно и нелогично, то это так и есть. Ведь оборвалась жизнь. Жизнь драматурга Михаила Шатрова.

Статья была написана для Журнала «НЖ» (май 2010г.)
http://www.proza.ru/2010/05/30/1230


Рецензии
Игорь, спасибо за все Ваши статьи. Актуально, кратко, но емко. Читаю все

Нина Тур   15.06.2010 11:21     Заявить о нарушении
Нина, спасибо Вам большое! Как Вы себя чувствуете?
С наилучшими пожеланиями,

Игорь Лебедевъ   15.06.2010 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.