Урок немецкого языка

               

        В нашей школе преподавался только один иностранный язык – немецкий. Уроки немецкого языка вел пожилой  еврей Владимир Абрамович. Невысокого роста, сутулый,   близорукий,  он носил большие очки в  роговой оправе с толстыми стеклами. Ходил он в шляпе, в костюме  и  белой рубашке с галстуком, хотя  галстук  был старомодным, костюм   давно  поношенным,а брюки - короткими.
 Несмотря на это, свой  интеллигентный  наряд Владимир Абрамович   содержал  в порядке. Жил он один, признаков  заботливых женских рук не наблюдалось. Редкие волосы на лысеющей голове были всегда аккуратно зачесаны назад.
   Он  старался соответствовать требованиям этикета. С женщинами- учительницами  был галантен, предупредителен, изысканно-вежлив.На перемене в учительской вокруг него  собирались коллеги, он шутил и умно острил. Держался  всегда  с достоинством.
Только не на  своих уроках…
      По школе  ходили анекдоты об уроках немецкого языка. Ученики любили покуражиться  над старым учителем, иногда это были очень злые шутки над бессловесным,  беспомощным стариком. Он молча сносил озорство учащихся  и   двоек почти  не ставил.
- Как занимается мой сын, Владимир Абрамович?- спрашивала какая – нибудь мамаша.
- Да, ничего! Вот только шалит иногда!
       Прозвенел звонок на урок. Все бросились к своим партам. Девчонки – зубрилки повторяли новые слова,  спрягали глагол: ich lerne, du lernst, er lernt или  ich turne, du turnst, er turnt…
    Для русскоговорящих учеников  произношение немецких слов с одним  гласным и четырьмя или более  согласными звуками  было делом  нелегким. Потом эта канитель с артиклями,  которая   не поддавалась  никакой логике.  Род   существительных в русском и немецком языках совпадает не всегда. Это ставит учащихся в тупик! И вызывает недоумение!  Например, существительное  «девочка»  в русском языке женского рода,  в немецком  - «das Maedchen» – среднего рода.  «Цветок»- в русском  языку мужского рода, а  «die Blume»  – женского рода. 
 Как бы трудно ни было, мы прилежно  осваивали азы немецкой грамматики.
- Guten Tag! Setzt euch! Садитесь! –
 Урок Владимир Абрамович обычно начинал с какой-нибудь новости. Он сообщал классу, по его мнению,  нечто неординарно-важное.
- Вчера состоялся педсовет.  Шел серьезный, я бы сказал, обстоятельный разговор о неудах! А неуды, как  это ни прискорбно, имеют быть в нашей альма-матер!- Затем он взял  классный журнал, поднес его близко к очкам и стал  искать нужную фамилию.
-Да, вот….Бугаев! У Вас, незавидное положение, господин хороший! Ваша фамилия прозвучала на педсовете не единожды! Полагаю, Вам следует призадуматься!
   К ученикам он обращался на «Вы», фамилии учащихся не запоминал, и прежде чем сделать кому-нибудь  замечание или   вызвать кого-то к доске, долго блуждал по списку в журнале.
В классе было два второгодника и один, а именно, Бугаев, великовозрастный детина, сидел в седьмом классе третий год: год - по болезни и два  года из-за неуспеваемости.
 Не обращая внимания на учителя,  Бугаев  продолжал дружескую потасовку с соседом.
На него зашикали: «Встань, встань! Про тебя говорят!»
 - А, Вы, мне четвертак поставьте!- выпалил  Бугаев. Он смотрел на учителя сверху вниз  и нагло улыбался.
Владимир Абрамович  стушевался и отступил перед наглостью ученика.
- Ich kontrolliere die Hausaufgabe! Проверяем домашнее задание! Приготовьте тетради!
Он медленно шел между рядами. А  в это время тетради, которые он  уже посмотрел, передавались  тем, кто не выполнил упражнение.
-Вот-вот, смотрите, Владимир Абрамович, я все сделал!-  хвастал Бугаев, уверенный в том, что учитель не будет выяснять,кому принадлежит данная  тетрадь. - Четверочка  мне обеспечена! Дневник дать?!
-Das wеrden wir noch  sehen! Это мы еще посмотрим!-  Его любимая  фраза из сказки «Принцесса на горошине».
-Die Hefte abgeben! Сдайте тетради!
Что тут начиналось! «Хозяева» искали свои работы, выясняли, где,  чья  тетрадь.  На учительском  столе  лежала  жалкая  стопка  из 10-15 работ.
Делая вид, что ничего не происходит, учитель долго искал в журнале чью-то фамилию. 
-Schumilow, an die Tafel! Lies den Text!
Шумилов медленно брел к доске, по пути выясняя, на какой странице следует  искать  заданный текст, раскрыл книгу и  начал что-то бубнить. Его никто не слушал. Класс  гудел.
 -Setz dich, Schumilow, du bist nicht vorbereitet!
-Владимир Абрамович, расскажите лучше сказку!- попросил кто-то с галерки.
-Да, да, пожалуйста, расскажите, - поддержало  просьбу несколько голосов.
- А тихо  будете сидеть? –
-Да, да!- обрадовался класс.
-Ну, хорошо! Hans Christian Andersen. Es lebte einmal eine alte Frau…
 -По-русски, по-русски!- просили ученики.
  Владимир Абрамович ходил по классу, держа руки за спиной, и рассказывал сказку. Он часто это делал, полагая,  что  прививает нам таким образом  любовь  к немецкой литературе. Он никогда не садился за стол, так как на стуле могла оказаться хорошо  замаскированная  кнопка или стул мог оказаться  со сломанной ножкой.  В чернильницу, которая стояла на столе, мальчишки часто подбрасывали карбид,  неприятный запах  долго стоял в классе.
Скоро сказка наскучила и послышался шепот. Затем скрипнула дверь, и в класс вошли двое опоздавших.
- Ага, сливки общества всплывают!- констатировал Владимир Абрамович.
- Простите, Владимир Абрамович. Разрешите войти в класс Мы больше так не будем!- заверяли  мальчишки.
      На следующем уроке немецкого языка присутствовала завуч школы Любовь Матвеевна.
Урок шел по плану: фонетическая зарядка, фронтальный опрос лексики, проверка домашней работы. Только на этот раз обмануть учителя никто не рискнул. Минут через 20 после начала урока дверь бесшумно отворилась, и в класс вползли  «сливки общества», как их называл Владимир Абрамович. Они  устремились к своим местам, т.е. на галерку, но каково было их удивление, когда они увидели там завуча.
-Встаньте!- Любовь Матвеевна стала распекать  бездельников.
-Они, наверное, не слышали звонка!- попробовал защитить опоздавших учащихся учитель.
Завуч была неумолима и велела завтра прийти в школу с родителями.
На некоторое время наши второгодники присмирели. Нет, прилежнее они не стали, просто перестали  дерзить и опаздывать на уроки.
Однако скоро все вернулось на круги своя.
  Урок Владимир Абрамович начал с сообщения
 -В понедельник на уроке в 10 «А» классе присутствовал инспектор  районо. Ученица, заметьте! лучшая ученица школы  Иванова Валя, подвела меня. Она плохо подготовилась к уроку.-Он бы  еще долго сокрушался по этому поводу,но его речь прервали...
-Разрешите войти, Владимир Абрамович!
-Что же Вы, господа хорошие? Вы же обещали мне, завучу, педсовету…
- Хайль Гитлер! Яволь, майн фюрер!- паясничал Бугаев,вытянувшись во весь фронт,  вскинув  руку вперед и щелкнув воображаемыми каблуками. Класс засмеялся.
  Владимир Абрамович  онемел, он как-то сразу сник, стал похож на беспомощного ребенка. Медленно повернулся и, шатаясь, пошел к окну. Он стоял спиной к классу.Худенькие опущенные  плечи  вздрагивали. Он снял очки, носовым платком  вытер слезы и покрасневший нос. Затем  медленно повернулся, и, еле передвигая ноги, ничего не видя перед собой, натыкаясь на парты, вышел из класса.
Несколько минут в классе  стояла тишина. Потом все набросились на Бугаева.
-А че я? Я хотел  пошутить! Я ж не знал, что он так…,-лепетал покрасневший верзила.
В класс вошла завуч.
- Как вы так могли?  Почему вы такие черствые,бессердечные, злые? Родители и два брата Владимира Абрамовича были расстреляны фашистами в Бабьем Яру под Киевом. Ему чудом удалось спастись.- В ее глазах стояли слезы.
С этого дня Владимир Абрамович  больше не вел у нас уроки немецкого языка.
 Бугаев, по решению педсовета, был исключен. Учился  он  теперь в вечерней школе  и  работал.  Говорят, что Бугаев  несколько раз пытался попросить прощение у Владимира Абрамовича, но тот, увидев своего обидчика,сразу терялся, губы начинали  у него дрожать, он беспомощно  махал руками и уходил в сторону.
       Новый учитель, высокий молодой и красивый, сказок не рассказывал! Вел  урок только на немецком языке с великолепным берлинским  произношением!Слушая наши ответы, он морщился, как от зубной боли. Казалось, они его коробят! Все наши хорошие и отличные  оценки были  аннулированы.
– Позвольте познакомить вас  с результатами первого диктанта! -  Они  ошеломляющие: 21
 ученик получил - «1», 18 учеников - «2»,  и только один, вернее  сказать, одна  ученица  написала диктант на  «3».
 По моим щекам текли слезы - троек я терпеть не могла.
 А на  лице молодого учителя  играла довольная улыбка. Казалось, он рассчитывался с нами за все обиды, нанесенные нами старому  доброму  Владимиру Абрамовичу.


Рецензии
Хороший рассказ, уважаемая коллега и землячка!
Катта рахмат! ☺☼❀

Ольга Благодарёва   08.10.2014 07:17     Заявить о нарушении
И Вам спасибо за визит! С каких краёв Вы будете?С уважением Людмила.

Людмила Никольская-Клименко   08.10.2014 07:51   Заявить о нарушении
Родилась и выросла, училась в лит. институте (РПИРЯиЛ) - в Ташкенте.
Потом жили в Хорезме.
А Вы где живёте?

Ольга Благодарёва   08.10.2014 10:40   Заявить о нарушении
В Навои. Некогда прекрасном городе. Он и сейчас хорош, но друзей и коллег осталось мало, все в России.Schade!Жаль!

Людмила Никольская-Клименко   08.10.2014 13:11   Заявить о нарушении
В Навои я была пару раз - там жила моя тётя! Очень красивый город! Вот только русских там всё меньше и меньше, да?

Ольга Благодарёва   08.10.2014 13:39   Заявить о нарушении
Совершенно правильно. И это удручает!

Людмила Никольская-Клименко   09.10.2014 17:40   Заявить о нарушении
Очень жаль, что ТЕПЕРЬ так!..

Ольга Благодарёва   10.10.2014 06:50   Заявить о нарушении
P.S.
ТО же САМОЕ - и на Украине...

Ольга Благодарёва   17.10.2014 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.