Православная естественнонаучная апологетика

                Вступление
               Понимая всю сложность поднимаемых в данной работе вопросов, мы представляем её как проблемное издание, включающее в себя основные темы: вера и разум; естественнонаучная картина мира и Православие; законы Божественного творения и законы падшего естества; природа информации; энергоинформатика в свете православного учения; Экология и Православие. Но этими темами не исчерпывается вся естественнонаучная христианская апологетика.
               Разделы IV и V необходимо рассматривать как скромные предположения (мнения) нашего падшего разума о том, что сокрыто от нас, но не как абсолютное утверждение не непоколебимую истину. В дальнейшем требуется углубление и раскрытие этих тем.
               Выражаем глубокую благодарность за участие в обсуждении данной работы ответственному секретарю отдела религиозного образования и катехизации РПЦ  Шлёнову В.Л. (Москва) канд. Богосл. Наук. Зав. Каф. Философии Православного Свято-Тихоновского Богословского института Лега В.П. (г.Москва).   

                I.СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И НАУКИ
                А.История становления науки

               В современном понимании наука начала складываться в Новое время (с XVI-XVII вв.). Науки как таковой не было ни в Античности, ни в Средневековье. Благодаря работа Леонардо да Винчи, Н.Кузанского, Г.Галилея, Н.Кеплера, Р.Декарта, И.Ньютона, Н.Коперника и др., наука в Новое время начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни, в реальную базу мировоззрения. В Новое время, наряду с наблюдениями, большую роль играет эксперимент, который становится в ней ведущим методом исследования и радикально расширяет сферу познаваемой реальности, тесно соединяя теоретические рассуждения с практическим «испытанием» природы. Быстрый рост успехов науки, занятие ею ведущих позиций в формировании новой картины мира привели к тому, что наука  начала выступать в Новое время как истинная культурная ценность, на которую так или иначе стало ориентироваться подавляющее большинство философских школ. В области познания явлений общественной жизни это проявилось в поисках естественных начал религии, права и морали. Успехи механики, систематизированной и завершённой в своих основаниях в конце XVII в., сыграли решающую роль в формировании механистической картины мира, которая вскоре приобрела универсальное мировоззренческое значение. Возникают философские учения о человеческой природе, обществе и государстве, выступающие в XVII-XVIII вв. как разделы общего учения об едином мировом механизме (БСЭ.Т.17, – М.,С.328).
         Развитие науки в Новое время сыграло огромную роль в философии в целом. Из созерцательной, пассивной философия становится активной и в гносеологии главным для  XVII-XVIII вв. становятся связи «Я» и высшего мира, внешнего и внутреннего опыта. В теории познания ставится основная задача – отыскание абсолютно достоверного знания, которое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющей дать оценку этих знаний по степени их ценности. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление рационализма и эмпиризма. Ориентация на механико-математическое естествознание того времени, попытка применить методы науки непосредственно к решению философских вопросов определяли понимание рационализмом врождённых идей по аналогии с геометрическими аксиомами. В это время взаимоотношения чувственности и разума, эмпирического и рационального исследовалось в теории познания не только как проблема происхождения знания а, прежде всего как проблема логического обоснования системы знания.
         Возникновение науки в Новое время связано с рядом выдающихся учёных и фи-лософов, таких как Галилей, Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.
         Учёные Нового времени не были атеистами, напротив, в познании мироздания они исходили из неоспоримого признания Бога, хотя при этом и часто их теологические воззрения были пантеистическими или деистическими. Бог даровал людям две книги – Библию, в которой изложено Слово Творца и «книгу природы», изучая которую человеческий ум поднимается «через рассматривание творений» (Рим, 1:20) к Самому Создателю. «Именно наука в период новой истории, стала силой определяющей развитие цивилизации и устремлённой к обретению человечеством совершенного блага» (Игумен Иоанн (Экономцев). Православие и наука на пороге третьего тысячелетия.// Сборник пленарных докладов VIII Рождественских чтений. – М., 2000, С. 33). У науки и религии своя специфика, различны и методы, цели и задачи, стоящие перед ними. Наука не может включать в свою методологию категорию «чудо». Однако Промысел Божий распространяется на весь мир и всё человечество.  Поэтому-то естественный путь богопознания и заключается в приведении людей через законы природы к Законодателю, ибо если есть закон, то есть и Законодатель этого закона. Развиваясь параллельно, наука и религия никогда не противоречили друг другу, а плодотворно взаимодействовали. Именно христианские исходные допущения о мироздании сделали возможной научную методологию. Наука явилась другим способом познания сотворённого мира, где материя может быть изучена именно потому, что у неё есть замысел и цель. Истинные учёные и философы всегда были глубоко верующими людьми, многие и церковнослужителями (Г.Мендель, Н.Коперник, К.Леметр и др.).
         Примечательно, что именно в христианской Европе Нового времени сформировалась наука в том понятии, в каком мы её себе представляем, и этого не могло произойти по вполне объективным причинам (заключающимся в Промысле Божьем) ни в буддийских, ни в исламских странах мира. Только в Европейской науке этого периода, опираясь на эмпирические данные, появилась новая естественнонаучная картина мироздания – как некого единого механизма, развивающегося по законам, предустановленных Божественным Разумом.
         Наука и вера занимаются каждая своим делом. По меткому выражению Г.Галилея, наука говорит нам «как перемещается небо», а вера – «как попасть на небо». (Реале Дж., Антиефи Д. Западная философия от истоков до наших дней. – С-Пб., Т.3, 1994. С.176).
                (Продолжение следует)               
                Протоиерей Евгений Порфирьев


Рецензии