Чудаки

Чудаки
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)

Есть такая порода людей – чудаки. Это люди, сильно отличающиеся от простых, нормальных людей. Они чудят, то есть совершают чудные, необъяснимые для нормальных людей поступки. Вместо того, чтобы направить всю свою энергию (часто немалую) на решение своих проблем (в первую очередь материальных), проблем детей и родственников, сделать это главным делом своей жизни, как положено нормальному человеку, чудаки тратят её на совершенно, казалось бы, глупые дела. Они хотят осчастливить человечество, сделать его лучше. Дон Кихот – хрестоматийный пример чудака.
Но чудаки – не опасные в общении люди. Они, как правило, имеют добрый характер, и их не обязательно изолировать от нормальных людей, как это часто случается. Исключение, пожалуй, составляют чудаки, рвущиеся к государственной власти. Этого категорически нельзя допускать, страной должны управлять нормальные люди, ведь чудаки – потенциальные революционеры. Самый безобидный чудак, дорвавшийся до власти, может наломать дров, попытавшись «перевернуть мир», как говорил один из них. Кроме того, надо с крайней осторожностью подходить к реализации на практике идей чудаков, особенно гениальных. Разумеется, не все чудаки – гении, пожалуй, по уровню своих способностей они ничем не отличаются от прочих людей: среди них есть и великие люди, и посредственные, и просто недалёкие.
Однако на сравнительно невысоких руководящих должностях они часто проявляют себя хорошо. Многие хорошие руководители предприятий, председатели колхозов, директора школ – из породы чудаков. Такие великие педагоги, как Макаренко и Сухомлинский, без всякого сомнения, были чудаками. И вообще школа – одно из самых лучших мест, наряду с искусством и наукой, где чудаки могут приложить свои силы с наибольшей пользой и с наименьшим вредом для общества. Ведь где-то им надо, коли они существуют, прилагать свои немалые силы! За использование чудаков в качестве учителей говорят следующие характерные для них качества:
1. Энтузиазм и готовность ради претворения в жизнь своих идей идти, не жалея сил, до конца. До успешного окончания своего дела или до конца своей жизни.
2. Довольно низкий уровень материальных притязаний.
За время работы в школе я встретил немало чудаков, их гораздо больше, чем принято считать. Они составляют до десяти процентов от всех учителей. Но трудно складывается их школьная судьба. На то много причин.
1. Чудаки создают большие проблемы для начальства. Делая свое дело, они мало заботятся о соответствии его законам, нормативам, инструкциям... К бумагам у них «почтения нету». А что делать бедному начальнику? Ведь за нарушения высшее начальство спросит с него!
2. Чудаки создают проблемы не только начальству, но и своим нормальным коллегам. Есть такой тип начальников, которые, давая работать чудакам, возводят их энтузиазм в норму и требуют его от всех.
3. Чудаки, как правило, имеют вполне нормальных супругов, если, конечно, вообще их имеют. Рано или поздно их чудачества вступают в конфликт с нормальными человеческими устремлениями своей второй половины. А личная жизнь неизбежно влияет на жизнь трудовую. Правда, по-разному. Бывает, что семейный кризис убивает человека как личность, а бывает, и даёт новый творческий толчок.
4. Чудаки часто имеют трудный, конфликтный характер, особенно если им систематически не везёт с начальством и коллегами. Для них порой характерны прямолинейность, бескомпромиссность, завышенные требования к окружающим. Попадаются чудаки с завышенной самооценкой, переходящей (в наиболее тяжёлых случаях) в манию величия.
Всё это так. Но кто ещё способен на такой энтузиазм, совершенно бескорыстный энтузиазм, который порой творит чудеса? Все достижения нашей школы – исключительно заслуга чудаков: Школа выживания, коллективы художественной самодеятельности, интереснейшая дошкольная группа, начальные классы с экспериментальными методиками обучения, художественная студия, школьный театр, многие кружки и спортивные секции, газета, переросшая школьные рамки... Всего и не перечислить. Если даже нормальному учителю удаётся сделать что-то интересное, достичь какого-то успеха, то при детальном рассмотрении оказывается, что он начудил... Да при нашей зарплате поневоле начнёшь чудить!
А вообще на земле должны уживаться, по возможности мирно, разные люди: умные и глупые, молодые и старые, больные и здоровые, мужчины и женщины, верующие и атеисты, учителя и ученики, нормальные люди и чудаки. Ведь есть прекрасный пример: Дон Кихот и Санчо Панса. Главное – понять друг друга и не пытаться переделывать.


Рецензии
Санчо Пансу Сервантес придумал, не имея такого оруженосца... Чудаки не уживаются или не уживаются с ними практично-сметливые. Недаром во втором томе безумие сеньора передалось и оруженосцу.
Чудаки нередко изгои, сектанты и одиночки, изредка революционеры. Эта их разновидность - своего рода бродильные ферменты будущего. Не обязательно хорошего. Не оттого ли золотой век всегда отодвигают в прошлое, что каждое новое будущее разочаровывает?

Ааабэлла   17.02.2018 11:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.