Соседи

Все персонажи, их взгляды на жизнь, техническая составляющая процесса, фазы луны и т.п. являются не более чем авторским вымыслом.
Названия реальных фирм и торговых марок, встречающиеся в тексте, скрытой рекламой не являются!
Надо ли говорить, что все изложенное ниже является выдумкой, и все совпадения с реальными людьми лишь случайны???
На всякий случай я скажу….

Соседи

Утро. Петрович любил каждое утро после ночного дежурства. Приятно было осознавать, что позади тягомотное времяпровождение у приборов энергоучета. Возраст уже давал о себе знать, и мерный гул поставляемой заводу через установки энергии к концу дежурства начинал нервировать. Завод, как прожорливое животное, потреблял энергию в фантастических количествах, и малейшая поломка на линиях грозила простоем, а значит, срывом плана, а за это по голове не гладили, и премией не награждали. Но работа энергетика, как и работа электрика, имеет свои плюсы, и если все функционирует нормально, то можно немного и расслабиться и заняться на рабочем месте чем ни будь приятным. У Петровича была страсть - рыбалка. И ночами он перебирал сети, предвкушая, как сменится утром, оседлает свой старенький  Москвич, и... Благо, после ночного дежурства он был надвое суток свободен. Вот и сегодня ночью подумалось- «Еще два года и на заслуженный, так сказать, отдых, на пенсию, а там и рыбалка, и дача, да и мало ли. Государство обеспечивало пенсией, а не хватит - так можно будет и подработать где. С моей-то специальностью не пропадем. По электричеству кое-что знаем, и кое-что умеем, не зря на доске почета висим»  - не раз думал он.
–Ну, Палыч, бывай. Пост сдал, пост принял, - отшутился он со сменщиком, - Я рванул!
И, выйдя за территорию завода, он сел в свой оставленный на ночь у проходной родной  москвичонок, включил радио -  радиостанция Маяк приветствует Вас, московское время 7 часов утра. Последние известия - сегодня 12 сентября 1986 года Генеральный секретарь ЦК КПСС… Так, под последние известия, передаваемые диктором, и не особо вслушиваясь, Петрович добирался до дома. Да и что там - войны нет, да и слава богу. В голове сам собой рождался план на сегодняшний день - домой, переодеться, позавтракать, и на дачу, а там и речка не далеко, с удочкой побаловаться. Петрович наслаждался одиночеством. Жена уехала к старшей дочери, которая была замужем за военным и недавно родила. Помочь там с дитем, а то семья молодая, зять на службе целый день, а дочь первородка, а сын со своим курсом вторую неделю в колхозе на сельхозработах. Петрович предлагал жене привести дочь перед родами домой, там все-таки офицерское общежитие, а здесь? Да, своей новой недавно полученной квартирой в новостройках Петрович гордился - широко, просторно, три комнаты, кухня большая, балкон, туалет с ванной отдельно. Правда, с горячей водой пока проблемы, но это временно, переживем, не такое переживали. Оставив машину у подъезда, Петрович поднялся домой, переоделся, зажарил себе яичницу, съел, попытался было прилечь, вздремнуть, но чего то не спалось -  Да ладно - подумал он - вздремну на даче  - и, взяв удочку, отправился к машине…
 ОН сразу бросился ему в глаза, стоящий около подъезда и удивленно озирающийся парень, как то НУ не вписывался ОН в окружающую обстановку, чем-то чужим веяло от него.
- Отец, твоя тачка?
Петрович и не понял-то сначала, что обращаются к нему.
- Какая тачка, ты что, парень?
-Ну вот чудо советского автопрома твое стоит?
-Ты про машину, что ли?
-Ну да
-Да, моя машина. А что?
-Отец, как ты посмотришь на то если я арендую тебя вместе с твоим транспортом на день? В цене сойдемся, в обиде не будешь. Ну?
И, глядя на хлопающего глазами Петровича, добавил:
-Подкалымить хочешь?
-Не понял, тебя довезти, что ли, куда надо?
-Нет, отец. Именно на весь день покатать. Под твоим присмотром. Мне много куда надо, а из тачки в тачку прыгать - только рисоваться зря. Каждому объяснять что-то. Да и не в теме я во многом. Ну, так как?
 Преступник наверное, блатной, – пронеслось в голове у Петровича, - вон как разговаривает. На пьяного не похож. Не отекший. Перегара нет, а ведет себя как-то не так. Точно блатной, ну его к лешему, уезжать надо и приметы его запомнить на всякий. Но опережая его мысль, парень добавил, видно, догадавшись по виду Петровича, что что-то не то.
-Отец, давай так, я не бандюган какой, а приезжий, потерялся немного просто, в машине все объясню.
- А-а-а, командировочный, что ли?
- Ну, можно и так сказать. Сотки на день хватит?
-Сотки чего? - не понял Петрович
-Ну этих, рублей. Я стариков уважаю, зачем таксистов кормить, а так ты лучше себе в карман положишь.
До Петровича от удивления медленно доходил смысл предложенного. СТО РУБЛЕЙ - это же половина его зарплаты, и всего за день. Он опять испугался, но и подкалымить очень хотелось, помочь дочери переводом, да и лодку надувную, давно облюбованную в магазине, на которую собирал уж третий месяц, можно было бы завтра и купить.
-Слышь парень, а ты точно этот, ну, командировочный? А то знаешь, я ни в каких таких делах не участвую
-Точно, точно, отец. Можно даже сказать, что я из другой страны. Все законно и никаких афер. Катаешь день, предоплата 50 процентов, остальное вечером, и мы расстаемся довольные друг другом
-Каких процентов???
Петрович просто не успевал за скоростью разговора незнакомца.
-Да, все гораздо проблематичней, - пробубнил парень, - 50 рублей сразу даю, прям сейчас, остальные 50 вечером. Ну так как?
-А чего я-то? Ну покатаю. Не убьет же он меня. А если что, так сразу уеду. Чем черт не шутит, - лихорадочно соображал Петрович.  Садись  - он даже сам не понял как принял решение. Сев рядом, парень пробубнил, что договор дороже денег и полез в карман, вдруг вытащил оттуда огромную пачку денег. И, отсчитав 5 десятирублевок, протянул Петровичу.
- Тут, отец, у меня тоже резон с тобой свой. А то с молодыми всякое, я думаю, бывает. А ты же, думаю, не грохнешь меня из-за этих бабок?
-Грохнешь, бабок? Слушай, - заводя мотор и выезжая из двора сказал Петрович, - ты хоть из другой страны, но говоришь чисто, без акцента, но как то странно, я тебя половину не понимаю.
-Ну ты ж, дед, не убьешь меня из за этих денег? Шучу я, шучу
-Да бог с тобой, удумал тоже. А сколько у тебя? Никогда такой кучи денег не видел чтоб человек с собой носил. Куда едем-то?
-Езжай пока к вокзалу. Вообще, на твое усмотрение. По городу покатай, посмотреть хочу. А денег две с половиной тысячи с собой. Думаю, на все хватит.
-Ну-у-у-у, покатай. У нас в городе особых таких достопримечательностей-то и нет. Ладно, на заправку заедем сейчас, а потом?
-Ну проедь пока по центральным улицам, я и сам пока освоиться хочу.
После заправки парень опять удивил Петровича:
-Слушай, отец, а какой сейчас курс?
 О политике, что ли?  - пронеслось в голове у Петровича -  Курс, курс на что? Курс у нас в стране на светлое будущее
Парень тихо засмеялся.
– Про бакс я спрашивал отец. Бакс, доллар. Как тебе объяснить-то? Просто цены сравнить хотел наши и ваши на бензин. А про светлое будущее я много чего могу тебе рассказать. Нам ведь целый день мотаться. Как тебя звать-то, отец? Меня зови Маратом.
- Да называй Петровичем. Ну и имя у тебя наше. А из какой ты страны, болгарин, что ли? А долларов, я и не видел-то их никогда, у нас все по рублям, слышал, вроде, что один рубль - это один доллар
-Не, не болгарин, болгарин - это Филя, а я не болгарин. Но если про курс правда, то бензин по цене - халява. У нас дорого, литр 93-го в среднем на эти деньги 50 копеек получается
-50 КОПЕЕК ЛИТР???!!!!! - от удивления Петрович аж подпрыгнул, - это ж где так дорого?
- У нас, отец, у нас. Слушай, давай в магазин заскочим, я какой-нибудь хот дог возьму с пепси-колой, перекусить хочется, не ел еще с утра, или в давай в кафе заедем.
- Хот дог? Это что? А пепси-колы у нас нет, у нас лимонад хороший. А кафе еще рано, да и дорого там, лучше я тебя в нашу заводскую столовую свожу попозже, готовят вкусно и дешево.
Включив сигнал поворота, Петрович завернул к продуктовому магазину.

- Да, не густо, не густо, плоховато с продуктами-то, отец, - пробубнил парень, садясь обратно в машину, - я тут взял, что унести мог. Пакетов нет. Пришлось в руках. Вино вот взял, тебе не предлагаю за рулем, а сам, наверное, выпью стакашку, чтоб мысли уложились. У тебя посуда есть? А то одноразовых в магазине нет
- Одноразовых чего?
- Стаканов, стаканов. Подожди, - и, выйдя опять из машины, парень подошел к киоску Союзпечати и купил газету.
- Ну что пишет пресса? Сегодня у нас 12 сентября 1986 года. Теперь я знаю точно. 23 ГОДА. А то точно не знал, - пояснил он.
-Не знал что?
-Число сегодняшнее, число
- А-а-а-а - мысленно покрутив пальцем у виска согласился Петрович
-Так куда едем? Ты по работе, не пойму, или турист?
-Турист, Петрович, турист. Поехали на Гришина, дом покажу.
Вытащив пробку, парень глотнул вина прям из бутылки и начал жевать колбасу с хлебом.
- Петрович, а как вообще жизнь-то, расскажи?
- Стабильности нет, террористы опять захватили самолет - ответил Петрович фразой из известного фильма.
- Стабильности, террористы, здесь?
- Ну ты что,  Москва слезам не верит, что ли, не видел?
- А???!!! Понял. Слушай, а музыка есть?
Петрович включил приемник, но передавали только новости и передачи.
- Выключай, послушай-ка вот это, - и парень достал из кармана жилетки блестящий приборчик, с экраном, как на телевизоре. Нажал на пару кнопок, и зазвучала музыка.
У Петровича глаза на лоб полезли
- Это, это что???
- Телефон сотовый. Вот видишь кнопочки. По нему звонить можно без всяких проводов, но позвонить все равно не получится, потому что зоны нет и в ближайшие лет 10 не будет. Тут же и фотоаппарат и музыка, и видео.
Парень поднял прибор к дверному окну, раздался характерный звук фотоаппарата, и, повернувшись к Петровичу, парень показал изображение улицы на экране.
Петрович резко остановил машину
-Парень, парень, ты кто???
-Ну как тебе сказать, Петрович. Сосед, сосед я твой по квартире, только не сейчас, а потом, сосед по времени, если выражаться правильно.
-СУМАСШЕДШИЙ!!!!!! - мелькнуло у Петровича, - слышь, парень, а ты не заговариваешься?
- Петрович, все нормально, давай постоим, времени вагон, и я все объясню, чтоб ты не думал что я агент ЦРУ, или пациент дурдома. Все началось сравнительно недавно, для меня недавно, - добавил он, - недавно я купил квартиру однокомнатную на третьем этаже нашего подъезда.
- Как это купил?
- Так купил, залез в кредит, и купил
- Как это купил, квартиры же не продаются?
- Не перебивай, а выслушай, это сейчас они не продаются, а через 7-8 лет уже преспокойно начнут продаваться. Жизнь поменяется, Петрович, все начнет продаваться и все покупаться, абсолютно все. И страны этой уже не будет, в 1991 году она развалится как гнилой сарай, и все республики станут независимыми. И ты будешь жить не в центре СССР, а в приграничной области Казахстана, независимой республике, со своими законами и своими деньгами.
- Не может быть!
- Может! Ладно, обо всем потом. Так вот, купил я квартиру…
- Постой, там в однокомнатной квартире соседка Валюха живет с сыном Сережкой, разведенка.
- Это она для тебя живет, а для меня я эту квартиру у алкаша взял, кстати, Серегой его и звали, а мать его, насколько я знаю, спилась и померла давно. Ну так вот, взял я ее в марте, состояние, конечно, ублюдочное было, но сделал ремонт, и работяги при замене труб отопления что то накосячили, и труба у меня потекла на стыке, вечером это было. Давай все вопросы потом, Петрович, не перебивай. Ну так вот, побежала у меня труба и я, чтобы соседей не залить побежал в подвал, стояк перекрыть, понимаешь?
-Да - ошалело пробормотал Петрович
- Забегаю в подвал к крану. Закрутил и в окно подвальное глянул. И чувствую, что то не то, в окне, свет лунный как экран через окошко бьет, по улице машины едут, НО МАГАЗИНА, НОЧНИКА-ТО, НАПРОТИВ ДОМА НЕТ, дом частный, а я только с полчаса назад там отоваривался, а его нет. Секунд 30 это длилось. А потом как картинку выключили, бах, и все в норме. Думаю - галлюцинации у меня, что ли. Поднялся домой, подумал. Спустился еще раз в подвал, вроде все нормально, вот окно подвальное, вот магазин, вот улица. Но время запомнил на всякий случай, и на следующую ночь опять полез, думаю, посмотрю на всякий случай. Постоял на том же месте у крана, посмотрел и опять, как озарение, свет стеной лунный, только слышно как трансформатор гудит, который сзади дома, ну ты знаешь
- Да, да.
- И опять в окне картинка поменялась, только уже секунд на 15, опять магазин пропал, и я еще обратить внимание успел что номера на авто другие, и машины-то все старые советские.
- А у вас какие?
- Петрович, договорились же не перебивать, вопросы потом. Я и на следующую ночь залезал в подвал, и еще раз, но уже ничего не было. Думаю, морока какая, показалось, наверное, но нечаянно по новостям местным про полнолуние услышал, которое как раз в ту ночь и было. И начал я думать, и в следующее полнолуние опять в подвал полез. Так по полнолуниям и лазил полгода, но установил, что в ночь полнолуния секунд 30 это длится, а в ночь перед и после по 10-15 секунд. Ну успевал наблюдать и делать выводы. Марки и номера машин, одежда людей, все было характерно для середины 80х годов. И то, что в этой катавасии, как мне кажется, наш трансформатор и луна играют главную роль. В прошлое полнолуние я даже опыт провел, купил мышь, посадил ее в клетку, сделал деревянный шест с крюком на конце. А вдруг электричество? Так лучше деревянный. И в первую ночь через экран ее этот и просунул, и там оставил. А когда экран погас, то и клетка у окна подвального исчезла. Целый день потом волновался, как первоклассник, и как стемнело, в подвал сразу полез, шест свой взял, стою, жду. Как экран появился, смотрю, стоит клетка целехонька, я ее подцепил и обратно затащил. Мышь живая, довольная. Я ж ей корму и воды в клетке оставил. Получается, она сутки здесь пробыла, и ничего. И вдруг я узнал, что на первом этаже какой то коммерц тоже квартиру купил, магазин собирается скоро открывать, и будку трансформаторную будут переносить скоро, вот я и решил рискнуть. Дал объявление, что покупаю старые советские рубли, старушки ко мне и потянулись. Я за рубль 10 тенге давал, и рубли начала 90-х не брал, они мало ходили в обороте, да и по детству я помню, что на месте магазина в начале 90-х ларек коммерческий стоял, а в окне подвальном я его не видел. Вот набрал рублей, набрался храбрости и рискнул сам, и проскочил. Живой, как видишь. Ночь в подвале отсиделся, утром вылез и сразу же с тобой встретился. И вот, Петрович, с тобой рядом сижу.
-10 тенге за рубль? Тенге?
-Да, сейчас у нас деньги такие – тенге, смотри вот купюру. Ну что, поверил? Теперь задавай свои вопросы, ночью мне обратно идти. Тебе все расскажу, все равно тебе никто не поверит как я думаю. И просто поверь, я не сумасшедший. Прими это как истину, и будет легче
 Петрович ошалело смотрел на парня.  Агент иностранной разведки? Сумасшедший с кучей денег в кармане? А вдруг он уже ночью сберкассу ограбил, тогда как?  Но с другой стороны, очень хотелось поверить. С Петровичем с детства чудеса не случались, стандартная биография - не был, не привлекался, родственников за границей не имею. А тут прям сплошная  Гостья из будущего. С сыном кино это смотрели по телевизору недавно. Да и чем я рискую? Милиции с мигалками сзади нет, а парень, действительно, не обычный, вряд ли бы агента своего ЦРУ-шники во все иностранное одевали, и приборчик этот маленький первым встречным показывали бы, да и тайн государственных я не знаю.
-  Дай посмотрю поближе телефончик твой.
Действительно интересно было, маленький экранчик, ну вылитый цветной телевизор, вообще сам очень легкий.
- А чего там у вас уже на проводах телефонов нет? А этот по принципу рации работает? -блеснул эрудицией Петрович, - Чего написано то – НОКИА, что ли, по иностранному?
-Да, Нокиа. Это марка. Здесь все, и будильник, и телефон, и СМС-ки, и много всего, я и сам до конца разобраться не могу
- СМС-ка?
- Это как письмо или записка. Вот смотри, напечатал и, бах, отправил, видишь, Петрович сообщает он, что не доставлено, связи-то нет
- Ну ладно, - Петрович возвратил аппарат, - а что ты говорил, что Советский союз распадется на несколько стран, что, война все-таки будет? По новостям говорили, что вроде мы с американцами потихоньку дружить начинаем?
-Нет, Петрович, не война. Страна начнет разлагаться как человеческий труп. Большой войны не будет, будут такие сравнительно маленькие войны. Как например, Армения с Азербайджаном из-за Карабаха воевать начнут. Грузия с Абхазией и Осетией, а потом и Россия за них выступит. Но это уже недавно было, точнее, позже это будет. А в самой России в Чечне война будет. Дурдом, короче, жили бы люди мирно, растили бы детей, дело бы делали. Вон как у нас - уважай соседа, и он тебя тоже уважать будет. И ни религия, ни национальность здесь ни при чем
- Ну как же это? А куда правительство-то смотреть будет, а милиция, КГБ, в конце концов?
-Да всем, все, насколько я знаю, будет все равно. Лишь бы самому побольше урвать, и в декабре 1991 года Союз распадется. Тяжело будет - безработица, инфляция, но потом после 2000 года потихоньку налаживаться жизнь начнет, кто хочет работать и двигаться дальше, будет работать, и даже без блата сможет заработать на жизнь, и даже за границу съездить
-Инфляция? Безработица?
-Инфляция, ну это когда деньги обесцениваются быстро. Вот допустим Петрович, дал ты взаймы 10 рублей, и сможешь сейчас купить 10 буханок хлеба, а через месяц, когда тебе эти 10 рублей отдали, ты на них можешь купить только 5. В это время кто более менее соображал, старались доллары покупать, или допустим вот как мой знакомый, он кредит в банке взял 15000 рублей в 91 году, дом купил. Думал, бешеная сумма, а буквально через год одной зарплатой долг и погасил.
-А безработица-то откуда? Сколько у нас заводов, фабрик? Всем работы хватает, еще и требуются же люди везде, наоборот, не хватает рук-то рабочих?
 Каких заводов-то, каких фабрик? Все развалится, обанкротится, и будет продано потом за их долги. Я смутно помню, как с моим отцом хотели кирпичом расплатиться, из которого здание проходной построено было, разбирай и увози.
-И когда это начнется?
-Самый пик придется на 91-93 года, по моему. Квартиры, магазины, ателье будут стоить у нас копейки. Но даже этих копеек у народа как раз и не будет. Но все вроде наладится, и в начале 21 века начнется подъем, как я уже тебе говорил. Земля, дачи, квартиры начнут подниматься в цене с каждым месяцем. Люди начнут зарабатывать, появятся деньги, банки начнут давать кредиты. И дойдет до того, что старая двухкомнатная хрущевка будет стоить так же, как и двухкомнатная квартира где нибудь в Турции на берегу моря, и пик придется на 2007 год. А сейчас у нас спад небольшой, кризис, так сказать.
- Про кризисы я что то слыхал. Ну а как Горбачев себя вести будет, как ЦК объяснит про то, что твориться?
-Да не будет никакого ЦК. Будет капитализм Петрович, самый настоящий капитализм, а коммунизм станет плохим словом, по крайне мере официально. Хотя сторонников у него останется много, в основном из твоего, Петрович, поколения, потому что молодежи уже будет все равно, лишь бы на машине красивой покататься с девчонкой, да сладко покушать, и на халяву желательно.
Петрович молча закурил. Странно было узнавать что Союз, такой незыблемый и мощный, перестанет существовать через каких-то 5 лет, эта мысль просто не укладывалась в голове.
- Ну ладно, обдумать все надо. Куда, ты говорил, на Гришина поедем? Что там?
-Жил я там с родителями, вот посмотреть хочу. Сейчас-то я первоклассник. Поехали, Петрович. Школу первую знаешь? Двор рядом.
-Знаю, поехали

По дороге Марат не переставал фотографировать, и рассказывать Петровичу, где что построят, где что снесут и как это все будет называться.
-А ты кем работаешь там, ну у себя?
-В фирме одной, компьютерами торгуем. Сервис, обслуживание, ремонт. Короче, на жизнь хватает. Там сейчас у нас пятница, отпросился на день перед выходными.
-  Компьютеры? Слышал. Это вычислительные машины такие?
- Да, там все, как в этом телефоне. И вычисляешь, и работаешь, и кино смотришь, и новости узнаешь.
- Новости, кино. Как телевизор, что ли???
- Не, Петрович, Интернет, да не заморачивайся. Не поймешь все равно без подготовки, не обижайся, на вон лучше мои сигареты попробуй, парламент называются.
- Фильтр какой странный, как вроде на беломоре, а сам женат?
- Нет, Петрович, все в перспективе, надо сначала самому на ноги встать, хотя, конечно, нагулялся уже.
- Несерьезно это, тебе 30 лет, и все не женат. Я тоже молодой был, ни кола, ни двора. Женился сразу после армии. Вместе с женой семью строили. Они ведь, трудности-то, для семьи тоже во благо идут, когда вместе-то трудности преодолеваешь.
 -Прав ты, Петрович, прав. Но и сам посуди. Не хочется по углам мыкаться, хочется жить с женой и с детьми все-таки получше. Вот в кредит я и полез. А жена у меня есть, только неофициальная.
- Как это?
- Ну, встречаемся у меня дома. Так сказать - дружим. Ее родители меня за своего уже считают. Может, скоро и распишемся
-  А ты, это, ну если в одном подъезде живем, про меня ничего не знаешь??? - все таки выдал Петрович мучавшую его мысль.
- Нет Петрович, нет. Живу недавно, в историю подъезда как то не влезал. Но то, что не видел тебя, это точно. Не расстраивайся. Время-то какое смутное было. Кто продавал, кто переезжал, раскидывала людей судьба. Да и зачем это тебе, Петрович? Я бы не хотел знать, буду я жив через 20 лет, или нет. Это ж так если знать, и с ума можно сойти. Я вот вроде много книг прочитал, и после этого, как эту лазейку обнаружил, и не удивился особо. Должно это быть. Один ученый писал, что мы все, все вообще человечество, живем в одном пространстве, только разделенные временем. Ну как в разных подъездах. И если ты читаешь книгу у себя дома, то это не означает что в соседнем подъезде все мертвы. Там, допустим, смотрят телевизор. И если, допустим, мы сейчас в 1986 году едем с тобой, Петрович, к моим родителям на квартиру, то в эту же минуту, только через 23 года, моя подруга, допустим, стрижет очередную свою клиентку, и она тоже живет, или 45 лет назад какой-нибудь солдат идет в атаку, может быть, в последнюю, но там, 45 лет назад, он жив, и переживает такие же чувства, как и мы. Мы все живы, просто в своем времени. Все. И каждый идет своим путем.
- Интересно ты рассуждаешь, мне аж старику интересно. Получается, смерти нет?
- Почему, есть. Но у каждого она своя, как и свой путь, и если для какого-нибудь парня через 100 лет мы с тобой, Петрович, уже мертвы, то и он для нас с тобой еще не родился, а значит, как бы мертв, но это не означает, что у него через 100 лет не будет жизни, и где-нибудь через 100 лет, допустим, он жует бутерброд, и он тоже жив, как и мы с тобой сейчас живы. Понял мысль?
- Понял. Где остановиться-то?
- Вот, давай в этот двор, и около второго подъезда встань. Постоим, подождем. Я помню, что в первом классе сам домой ходил, у меня ключ был.
- То есть ты сейчас сам себя увидишь, конфетку хоть сам себе дай.
- Нет, Петрович, я фантастику люблю, читал всякую, и страшновато как-то к самому себе подходить. Видел в одном фильме на такую же тему, что можно и самоуничтожиться вроде. Парадокс получается. Просто постоим и посмотрим
Ждали они не долго. Петрович даже сам первым увидел мальчишку, согнувшегося от тяжести ранца, и все последние сомнения выветрились у него из головы. Это был он - Марат, только маленький, деловито и сосредоточенно, как положено первоклашкам, возвращавшийся домой.
- Ну, дальше что?
- Обалдеть Петрович, обалдеть. Это же я, я! До меня только сейчас начало доходить, где я, и что это не сон.
- А мать-то с отцом где? На работу к ним поедем???
- Поедем, поедем, Петрович. Кстати, что ты там говорил про конфетку? Поехали-ка в  Электрон, знаешь?
- Ну как это не знаешь. А зачем???
- Теперь до меня дошло. Понимаешь, в детстве я точно помню. Дядька мой - отцовский брат, он на севере тогда работал, сделал нам дорогущий подарок - цветной телевизор, магнитофон и мне велосипед, и передал все это через друзей. А я точно помню, что дверь не открыл. Мне мама всегда говорила, чужим чтоб не открывал. Так друзья дядькины оставили все у соседей, а вечером отцу соседи отдали. Папа все удивлялся, к чему такие подарки, заказал переговоры с дядькой, чтоб сказать, что все получил и, мол, зачем так тратиться. А дядька ему ответил, что понятия не имеет, от кого это все. Это все так тайной и осталось. Но мы-то думали, что это он. Просто не от кого было. А это получается - я. Если все получиться конечно. Ну что, едем за  конфеткой?
Через час, еле загрузив все в машину, благо велосипед был складывающимся, они вернулись обратно, и все произошло так как говорил Марат. Петрович сам постучал в дверь, и тонкий детский голосок заявил, что мамы и папы дома нет и открывать он ни за что не будет, даже за велосипед, И пришлось все оставить бдительной соседке старушке, которая, привлеченная разговором открыла соседнюю дверь. На обед Марат пытался затащить Петровича в какой-нибудь ресторан, но все таки отобедали они в хорошей заводской столовой. Петровичу было все интересно, и он спрашивал, спрашивал и спрашивал, он как будто слушал удивительную повесть, рассказываемую ему Маратом, О ТОМ, ЧТО БУДЕТ!
- Да, действительно очень вкусно, - согласился Марат, - у нас так готовить уже разучились, что ли? Придешь в кафе, и все какое-то, как будто искусственно приготовленное, а тут от души. Люди у Вас здесь, Петрович, лучше, я заметил, душевные все какие-то, чистые что ли, наивные. Хорошо это. А у нас и в долг-то под проценты только дают, ну, может, только ближним без процентов, и только на неделю.
- Ну это ж как жить если не можешь у товарища перехватить? Ко мне когда машина пришла от завода, так я четыре тысячи за вечер занял.
- Нет, у нас не так.
- Ты все равно деньгами соришь прям. Зачем Иринке кассиру пятерку на чай дал? Она теперь всем раззвонит, что я с миллионером обедать приходил.
- А ты говори всем, что племянник с севера приезжал.
- Да уж совру чего-нибудь, не без этого.
После обеда опять колесили по городу, пытались найти знакомых Марату людей. Заезжали на базу к отцу Марата, где он просто стрельнул у отца сигарету. У матери, которая работала в аптеке, он накупил для Петровича лекарств в аптечку.
 Да, - выйдя из аптеки, сказал Марат, - как говорил один герой фильма - это было очень познавательно. Ну что, Петрович? Время к вечеру, а магазины здесь, как я посмотрю, работают строго по графику, едем сорить деньгами?
- В смысле?
- Хороший ты мужик, Петрович, помог мне здорово, отблагодарить тебя хочу, поехали за твоим телевизором.
- Да ты очумел, что ли?
- Петрович, ты пойми, мне скоро обратно. А деньги эти, которые я у старушек насобирал, у нас просто бумага, и они мне там абсолютно без надобности. Пойми это, поехали, заводи свой харлей.
Они вызвали легкое удивление у продавщицы, когда опять купили такой же цветной телевизор и магнитофон. Окончательно добило ее то, что Марат поинтересовался у нее, где можно купить парочку запасных батареек к пульту управления.
- Это же телевизор, а не космодром - фыркнула она.
- Да, а сфера обслуживания у вас, Петрович, хромает. У нас продавщицы хоть и искусственно, но улыбаются. Зато фыркнула она от души, - смеялся Марат - девушка, а девушка. Телефончик не дадите? А я вам лет через 20 перезвоню! Честно, честно.
 Вернулись в свой двор.
 - Ну что, Петрович, почти вечер, давай помогу тебе поднять тебе все это добро, да пойду, наверное. Спасибо тебе, и вот твой второй полтинник. 
- Да ты что, до полуночи будешь здесь сидеть, что ли? Сейчас машину в гараж, и ко мне.
Заехав в магазин, купив продуктов, ну и как положено вдруг сроднившимся людям, взяв бутылку коньяка, они поставили машину в гараж и вернулись к Петровичу домой.
Пока Петрович готовил на кухне стол, Марат, разглядывая настенные фотографии, спросил:
- Петрович, а сына-то не Сергеем зовут?
- Да, Сергеем, есть еще дочь старшая Надежда, замужем за военным, там живет, а что с Сергеем-то, откуда ты знаешь про имя-то???
- Да вырвалось просто, хороший у тебя сын, крепко там у нас стоит, не беспокойся. Я его лично не знаю, так, наслышан просто, ну и видел пару раз у шефа своего.
- Ну как там он, - забеспокоился Петрович, - детишки там, жена есть?
- Петрович, ну честно не знаю. Я ж с ним на прямую не знаком. Говорю же, у шефа видел пару раз, крупный наш клиент, но не лично мой. К нам на джипе приезжает, на крузаке.
- Это что?
- Ну эта машина такая, типа уазика бобика.
- Уазика бобика? А говоришь, крепко стоит, хотя б на Жигули приезжал.
- Ну, Петрович, ну уморил, скажи еще на Запарожце, джип - это такая большая, очень дорогая машина. Ну как вот сотовый, только очень большой. Не машина - а малогабаритная квартира, как кто то сказал, не помню. Автомат коробка, электроподогрев сидений, кондер, короче, куча прибамбасов.
- Автомат в машине? Преступник может?
- Да не в машине автомат, а коробка. Вот ты, Петрович, скорости сам переключаешь, а там рычажок двинул, и две педальки, газ и тормоз, без сцепления так и едет. Кондер - это чтоб холодно в салоне было в жару, а подогрев, чтоб тепло попе, когда зима, и еще куча всего.
- Ну, напридумали вы там, - пробубнил Петрович, явно довольный и успокоенный о судьбе сына. - А сейчас он, это, в колхозе, на сельхозработах. Ну что, вздрогнем, Маратик?
Выпили. -  Слышь, Петрович. Ты скажи зятю, пускай из армии уходит лет через 5, нечего ему там делать. В России же служит?
- Да
- Это у нас спокойно будет, а там делать нечего, они ж совсем копейки будут получать, офицеры, и никаких перспектив.
- Да не говори, сами беспокоимся с матерью, чтоб в Афган не отправили
- Афган кончится через полтора года, выведут войска. В начале 90-х, насколько я знаю, большой спрос на военных на гражданке будет, частные охранные фирмы, безопасность, да и вообще, только пускай в бандиты не лезет, а то мало ли, пристрелят еще. Ну я тебе рассказывал.
Время неумолимо катилось к полуночи. - Ну ладно Петрович, мне пора, вернусь, обязательно тебя найду, если жив будешь. А если ты жив будешь, то меня до 2009 года не ищи, ни к чему мне знать все это. Думаю, увидимся, надо верить в лучшее.
- Конечно, Маратик, конечно, ты мне столько порассказал, так интересно все, старый я уже, боюсь не дотянуть. Вот бы хоть одним глазком бы на вашу жизнь посмотреть.
Марат аж присел.  – Слушай, отец, а ведь это мысль. Ты завтра отдыхаешь, никто тебя не хватится, канал будет открыт и завтра тоже, я тебе это гарантирую, проверено. Ведь это путешествие для тебя похлеще, чем мое в Турцию. Ну как? Идем, и я покажу тебе, глубока ли кроличья нора?
- Какая нора?
- Да так к слову, Морфиусом себя почувствовал, потом объясню. Идем???
Выпитый коньяк прибавил храбрости, Петрович почувствовал себя молодым и готовым к приключениям. А что, действительно, дальше Сочи он никогда и не был, а тут такое.
- Марат, а я вернусь, мне к старухе надо будет?
- Петрович, 100% вероятность не даст и сам господь бог. Но то, что я наблюдал, должно сработать, ведь работало же. Ну, идем???
- А чем черт не шутит. ИДЕМ!

Все было так, как и говорил Марат. Белый, как будто вылитый из лунного света экран и гул трансформатора работающего на пределе. И они вошли в него, и не изменилось ничего. Сначала тот же подвал, но обернувшись к узкому подвальному окну, Петрович увидел на другой стороне улицы действительно стоящий между двумя частными домами магазин.
- Порядок, Петрович, я дома. Идем на выход, тут уже ничего интересного не будет. Предлагаю продолжить и отметить твое прибытие в славное будущее.
- Так мы ж с собой не взяли. Поздно уже, магазины уже закрыты.
- Не взяли - так еще возьмем. У нас тут по ночам бери чего хочешь, лишь бы деньги были. На выход.
Выйдя из подъезда, закурили. Петрович с трудом узнавал двор, саженцы деревьев, посаженные им на субботнике около подъезда, разрослись, и их кроны терялись на высоте 5 этажей.
- Марат, а чего решетки-то везде на окнах?
- Воруют, отец, воруют нет-нет. Все хотят много, сразу и на халяву. А милиция, т.е. полиция, у нас демократическая. Хотя менты здесь и ни при чем.
После посещения маленького магазина Петрович немного обалдел, столько иностранных товаров, в ярких цветастых обертках, он и не видел никогда, все захотелось сразу попробовать.
- Петрович, что будем? Ты гость, ты и выбирай
Взяв еще бутылку коньяка, и всякой мелочи, какую хотел попробовать Петрович, они поднялись на третий этаж.
 - Марат, а чего двери-то все железные, как в каземате каком?
 - Воруют, отец, воруют, -  открывая двери, пробубнил опять Марат. - Ну что, заходи, СОСЕД.

- Слушай, ну у тебя прям дворец, а не квартира.
- Это, Петрович, евроремонт называется.
Петрович рассеяно бродил по квартире, он был как на экскурсии, когда Марат объяснял ему назначение бытовых приборов. Газовую плиту с утюгом и холодильником еще можно было узнать, а вот все остальное вызывало восхищение, от телевизора до маленькой печи на кухне.
- Удобно как все у вас, у тебя в квартире прям действительно как на космодроме, кнопочки, приборчики везде. Как телевизор включается?
- Вот пульт, вот кнопочка, на нее нажимай.
- Ох, срам то какой. Это разве можно по телевизору показывать?
- Эротику, что ли? Ночной канал, время позднее, у нас все можно, Петрович. Пошли на кухню лучше.
Расположившись на кухне, они закончили бутылку коньяка. Причем Петрович раскритиковал все купленные продукты. – Действительно, как искусственные, ни запаха, ни вкуса. 
Утром Марат разбудил Петровича со словами:  «Ну что отец, теперь моя очередь тебя катать. Собирайся»
Расположившись теперь сам на переднем сиденье машины, которую Марат назвал  Нисаном,  Петрович обозревал вроде знакомые, но и незнакомые совсем улицы города.
- А с дорогами-то проблема так и осталась в основном, как я погляжу. Что там у нас, что здесь. Вот только Ленинский хорошо сделали.
- Не Ленинский теперь, Петрович, а Абулхаир хана. А дороги, по-моему, беда вечная, но вроде ничего, стараются, ремонтируют потихоньку.
От обилия товаров в магазинах у Петровича кружилась голова, один супермаркет чего стоил - коммунизм какой то, действительно, дети должны жить лучше родителей.
- Товаров много, Петрович, были бы деньги, и можно купить все, а зарплата, как мне кажется, хоть миллион получай, все равно мало будет казаться. Давай я тебя лучше пофотографирую.
- А машина-то, машина-то у тебя какая удобная. Везде кнопочки. Нажал кнопочку, и стекло само вниз лезет, и сидеть очень удобно.
- Да, хоть и старенький сравнительно ниссанчик, но мой. На новую, конечно, не хватит, дорого сильно. А такую машинешку у нас здесь каждый работающий позволить может, продаются свободно, подержанные, были бы деньги.
- Да, я заметил, что все здесь вокруг денег крутится, и люди какие то не особо веселые, хмурые, что ли.
- Проблемы у всех есть. У кого-то большие, у кого-то маленькие. Но тут ты прав, любая проблема у любого человека каким-нибудь боком, но к деньгам прикасается. Мы много чего приобрели в материальном плане, но в этой гонке за материальными благами, как мне кажется, мы что то потеряли.
Петровича давно подмывало спросить Марата о сыне, и набравшись духом, он попросил:
- Марат, давай к сыну заедем на минутку. Найдем, может, как?
- Петрович, не надо, по моему, этого делать. Я сторонник теории Азимова, что более ранний аналог человека не может встречаться с более поздним, и знать информацию о себе позднем, потому что любой может сделать вывод о том, что он, ранний, точно доживет до возраста его позднего, и начнет не то делать, что должен, и чем это кончится, неизвестно. Ну найдем мы Сергея Семеныча, а вдруг, Петрович, ты жив и живешь с ним. Тогда что??? Или, если рассуждать цинично, вдруг ты, Петрович, скончался уже. Какой это шок у сына будет, когда он тебя увидит? Не надо, наверное, все у него хорошо, я тебе говорил, про дочь твою ничего не знаю. Поехали, лучше я его офис тебе покажу, хоть с ним и не знаком, но он наш клиент, и компы его фирмой купленные к нему ребята отвозили, я знаю адрес.
Добрались, остановились около здания. -  Ничего, вроде чистенько. Так кем он все-таки работает, какая специальность?
- Фирма, в основном торговля. Про купцов же слышал? Теперь их бизнесменами называют. Вроде недвижимостью он занимался, машинами, ценными бумагами, вроде в России ему здорово повезло на черный вторник 94 года.
- Это что такое?
- Да поехал он, по слухам, именно в октябре за партией машин вазовских. Повез баксы, а там как по заказу, рубль резко упал с 2500 до 7000 за доллар. Ну он все баксы продал, а через день курс опять опустился до 2500. Вот он в три раза больше товара за те же деньги и пригнал. Везунчик, в общем.  Вдруг Марат резко вжался в кресло. – Спокойно, Петрович, вон его крузак подруливает
- Где??? - подался всем телом Петрович
- Вон, сиди спокойно и смотри.
Приятно было в этом взрослом, хорошо одетом мужике узнать своего Сережку. - А кто это с ним приехал, два парня?
- Петрович, а это, по-моему, сыновья его, то есть внуки твои. Повезло тебе, Петрович, на внуков тоже глянешь.
- Спасибо тебе, Марат, спасибо
- Ну ладно, Петрович, едем. Я тебе церковь и мечеть  еще покажу, красиво построили.
- Да, город очень похорошел.
Время неумолимо шло к возвращению, и уже стоя в подвале, Марат протянул Петровичу остаток советских денег. - Петрович, помни. Доллары покупай потихоньку, рубли не держи и не копи. А завтра, для меня завтра, я обязательно попытаюсь тебя отыскать. И ты меня не ищи до завтрашнего дня, помни, что лишняя информация не нужна, а то изменим что-нибудь, и вдруг в худшую сторону. Ну, не прощаемся Петрович – ДО СВИДАНИЯ, отец.
 И Петрович шагнул в экран…

Выбравшись из подвала, Марат даже и не особо удивился, увидев Сергей Семеныча в дверном проеме квартиры первого этажа.
- Заходи,  - бросил он, - Ну что, ушел?
- Ушел.
- Знаю. Ну что Марат, парень ты не глупый, и уже понял, наверное, что я тебя заочно знаю.
- Да, догадался сегодня около офиса.
- Спасибо за все, что ты сделал для моей семьи. Ты дал мне самое главное, информацию о будущем, и я очень просто шел по жизни. Это тебе  – и он протянул  Марату ключи.
- Что это?
- Это, так сказать, дивиденды от твоего вклада, сделанного в 86 году в виде телевизора. Ключи от твоей новой трехкомнатной квартиры. Проблемы твои решены, и отец передавал тебе, чтоб дурью не маялся, а сразу заводил семью.
- Петрович как?
- К сожалению, мы не вечны, Марат. Отца давно уже нет. Ты сегодня мне подарил еще одну встречу с ним, я с утра наблюдал за вами.
- Я понял это после офиса.
- Ну должен же я был как-то показать ему, как выросли его внуки, а отцу, получается, ты подарил лишний день в его официальной жизни. А эту квартиру купил я, и завтра я начну переносить трансформатор, чтобы разорвать коридор, к сожалению, я так и не смог воспользоваться им.
- Почему?
- Тебе дико повезло. Понимаешь, отец получил новую квартиру, и к моменту твоего появления там мы прожили в ней всего полгода. Ты увидел первый раз проход, когда он давал всего второй коридор в своей деятельности. Ты первый раз его увидел в марте, а я уже в феврале наведывался в этот подвал, но ничего не было. Коридор запустился тогда, когда был установлен трансформатор там, в 86 году, и длина его была ровно 23 года. А в марте я уже не мог пройти, ведь если бы я прошел, то при возвращении я бы обязательно наткнулся бы на тебя, а это согласно твоей же теории никак допустить было нельзя. Ты эти полгода наблюдал в подвале, а я наблюдал за тобой здесь, всего в двух метрах от тебя в этой квартире, и видел, как прыгало напряжение в сети. Так что ты прав, именно полнолуние и этот трансформатор давали этот эффект. Но мы не физики, и нам не понять. Да и стоит ли? Ты сам знаешь людей, и эти переходы из одного времени в другое до добра не доведут. Мы знаем, что это возможно, и пусть это знание остается в нас. А разрываю я коридор потому, что когда мне об этом рассказал отец, и я поверил, я полгода провел в подвале, надеясь, что окно раскроется, а оно не раскрылось. И это было правильно, это я потом понял. Ведь что бы я мог натворить здесь? Я знаю. Я очень хотел увидеть себя на большой машине и проверить все самому. Что и говорить, молодой оболтус, натворил бы дел. А жизнь свою я менять не хочу. Ну что, пойдем, выпьем за новую жизнь, когда не знаешь, что там впереди, и придется рассчитывать только на себя. Ведь дальше у меня подсказок, оставленных тобой, не будет. И это хорошо. Человек, как и все человечество, должен надеяться только на себя, без подсказок, взвешивать все и делать следующий шаг, без права на ошибку.
 И они пили всю ночь, поминая Петровича. А утром смотрели, как демонтировали и переставляли на новое место трансформатор, как рушился КОРИДОР, к которому ни  Марат, ни Сергей, и ни один человек на этой земле еще не был готов. И мы все знаем почему.

 
Александр Лерин
г. Актобе, 2009 год


Рецензии