Не только школьная история

Весенние дни так спешат, будто сами листают календарь и по клеточкам дат прыгают к лету. Первоклашки на школьном дворе, под присмотром всевидящих воспитателей, играют в нестареющие  догонялки. Дежурные по школе старшеклассники поглядывают на часы – с минуты на минуту прозвенит звонок с последнего урока и школа опустеет на два выходных дня.
Ирина Николаевна, классный руководитель 9-Б, поднималась по лестнице в свой класс. Промчатся еще два года и ее дети станут выпускниками. А пока... пока они дети. Сегодня она раздаст им, приготовленные для пап и мам, записки с приглашением на родительское собрание. Крик, разносившийся на весь третий этаж, заставил вздрогнуть не только Ирину, но и дежурного по этажу. От двери ее 9-Б класса, с истошными воплями, с лицом и руками, перепачканными кровью, бежал Витя  Мавлов. Мальчишка хватался за стены и оставлял на них красные полосы. Ирина попыталась его остановить, но он оттолкнул ее и промчался мимо. Перепрыгивая через две ступеньки, Ирина Николаевна в мгновение ока оказалась в своем классе.
Тридцать человек застыв, смотрели на  учительский стол, за которым рыдала во весь голос учительница математики Елена Петровна.
- Что, что случилось, что произошло?
Елена тряслась от всхлипываний, а ребята, словно очнувшись, стали говорить наперебой.
Ирина все поняла. Витя Мавлов… Сколько раз просила она и директора и завуча, сколько раз пыталась убедить родителей – ребенок болен, ему нужно учиться в специализированной школе. Уроки срывает, аттестовать его ни по одному предмету объективно невозможно. Уговоры не помогли. И вот результат, превосходивший предыдущие,  казавшиеся теперь несравнимо мелкими и незначительными.
… Урок математики начался с выходки Мавлова. Сидя за первой партой и натянув вязаную шапку до кончика носа, Витя развернулся к классу лицом  и стал ухать филином, не обращая внимания на увещевания Елены Петровны.
Елена знала о неадекватности ученика, старалась, как всегда, успокоить, и на некоторое время ей это удалось. Правда, очередные выходки не заставили себя долго ждать и сложный, насыщенный формулами и цифрами урок превратился в балаган. До звонка оставалось десять минут.
- Ребята, я запишу Вам на доске условия нескольких задач, постарайтесь разобраться самостоятельно…
Гул класса заставил ее оглянуться. Мавлов сидел за партой и вертел над головой ее сумкой. Из сумки во все стороны разлеталось содержимое, а Витя гикал, хихикал и выкрикивал какие-то гнусные слова.
- Да, что же это такое?
Елена сама не поняла, как швырнула учебник в сторону ученика. Книга по алгебре достигла цели, попав в плечо. Опустевшая сумка улетела за вешалку, а Мавлов стал дёргать себя за волосы, бегать по классу и, в конце концов, ударившись о косяк двери, упал на пол. Кровь из носа Вити хлынула ручьем.  Он, размазывая ее по лицу и партам, с криком выбежал из класса…
Мавловы живут через два двора от школы, и Ирина Николаевна поняла, что сейчас в классе будут и Витины родители, и директор, и завуч. Она пыталась хоть как-то успокоить Елену. Кто-то из детей принес для учительницы воду, кто-то пытался оттереть пятна на партах и дверях.
А потом закрутилась карусель, которая довезла Ирину и Елену до отделения милиции.
Увозить собирались только Елену Петровну, но оставить ее одну в состоянии полнейшей депрессии Ирина не могла.
Пока следователь говорил в кабинете с отцом Мавлова, Ирина старалась разговорить свою коллегу, умную, обаятельную Леночку. Ничего не получалось. А когда из кабинета вышел Мавлов-старший и грозно бросил: "Вы у меня не только в коридоре посидите!", Ирина поняла, что до Лениного обморока уже недалеко.
Следователь срочно умчался на выезд, оставив женщин под присмотром дежурного лейтенанта.
Когда он вернется, не знал никто. Лейтенант, улыбаясь, сказал, чтобы устраивались поудобнее часа на два. Взглянув на часы, Ирина едва не вскрикнула – стрелки приближались к девяти вечера. Мысли заметались – не позвонила, не предупредила, сын, мама…
Попросила лейтенанта разрешить сделать звонок.
Тот, так же улыбаясь, сказал:
- Делайте, можете и не один, Вы же не арестованы!
Уже набирая домашний номер телефона, Ирину осенила мысль о возможном спасении Елены.
- Мама, прости, у меня все в порядке! Мамочка, у меня в столе есть зеленая папка с бумагами! Не переживай, пожалуйста, но привези мне ее срочно в отделение милиции!
Мама, все хорошо. Я жду!
Ира мысленно хвалила сама себя:
 - Как хорошо, что я вспомнила! Как хорошо, что я сделала эти ксерокопии!
Да, когда два года тому назад в ее класс пришел новенький, она сразу поняла, что мальчик очень сложный. Ни знаний, ни навыков поведения в школе не было. Но директор сама привела его в класс и предупредила:
- Нужно чтобы Витя окончил нашу школу!
Кому, кому это было нужно?
Два года сплошного терпения всех учителей во имя директорского «нужно»!
В начале учебного года Ирина Николаевна правдами и неправдами сделала ксерокопию истории болезни Вити Мавлова. Ей подсказал эту идею знакомый доктор, которому  Ирина рассказала о своем ученике. Подсказал к кому обратиться за консультацией.
Она потом ходила с бумагами к директору, но та была непреклонна:
- Это наш ученик и школу окончит вместе со всеми! Вы педагог или балалайка?
… Елена Петровна то плакала, то молчала. Отец Мавлова ходил по коридору маятником и приговаривал:
- Пока вас не посадят в обезьянник, я отсюда не уйду!
Приехал следователь и Мавлов-старший юркнул за ним в кабинет.
Ирина сначала услышала, а потом увидела, что по коридору к ним бежит мама и размахивает зеленой папкой.
- Успокойся, мамочка, все нормально, все будет хорошо!
Посиди с Еленой Петровной, я зайду в кабинет!
Попросила лейтенанта сделать ксерокопии бумаг из папки. Слава Богу не отказал!
Затем оставила один комплект бумаг маме на хранение.
Приоткрыв дверь, спросила разрешения войти. Следователь кивком головы разрешил и продолжал писать. Мелькнула мысль:
- Наверное, какой-то отчет, или бумагу на арест Лены сочиняет…
Вздохнув, не зная правил и порядков учреждения, Ирина Николаевна громко и четко, хорошо поставленным голосом сказала:
- Уважаемый папа! У меня к Вам предложение: или Вы забираете заявление, и мы все расходимся по домам, или я отдаю следователю эти бумаги!
Следователь от неожиданности привстал и протянул руку к зеленой папке.
Мавлов успел взять папку раньше.
Нервно перелистывал бумаги, со злостью поглядывая на Ирину.
Наконец-то встал и пробурчал:
- Отдайте мое заявление!
А в сторону Ирины бросил:
- Вы у меня еще попляшите!
Он взял заявление у следователя и собирался выйти из кабинета, но Ирина, став у него на пути, так же громко и четко сказала:
- Порвите!
Когда он ушел, следователь сказал:
- Да… Работенка у Вас…. Представляю себе сына, папашу выслушивал, скрепя душу…
  А что за бумаги Вы ему дали, девушка?
- Я и себе такие же оставила!  Мы можем уйти?
- Можете, можете…. Хотел с Вашей подругой беседу провести, но вижу, что не поймет она меня сейчас. До свидания!
… Через три недели прозвенел последний звонок.
А первого сентября в 10-Б класс пришла новая классная. И уроки математики уже вела  не Елена Петровна, а Алла Семеновна.
Витя Мавлов в десятый класс тоже не пришел.
Копия истории болезни с диагнозом Синдром Жиля де ля Туретта* уже несколько лет хранится в сейфе на работе у Ирины Николаевны. Иногда, вспоминая школу, она грустно улыбается и говорит, что если бы не Витя Мавлов, строительная фирма не узнала бы, что ведущим специалистом может быть педагог-психолог.


*Страдающие синдромом Туретта могут осознавать неадекватность своего поведения, однако не в состоянии полностью контролировать себя. Попытки подавить проявление симптомов болезни лишь усиливают симптомы.
При синдроме Туретта возможны вокальные тики с неприличными ругательными словами, а также неприличные жесты. Больные могут нанести себе травмы, поскольку не способны контролировать внезапные движения.



 

 

 


Рецензии
Читал, Татьяна, а сердце ныло...
Переживал за Вашу героиню до самого конца истории. А Ирина Николаевна - просто прелесть. "Ход" с зеленой папкой - очень мудрый и предусмотрительный.
Мои учительские годы пришлись на середину 80-х - начало 90-х. Развал СССР застал меня в школе, но я успел поработать еще в те годы, когда система образования и средняя школа были совсем советскими, и крепким. Тем не менее, с полной ответственностью смею заявить, что если не в каждом классе, то уж в каждой школе точно, на всех просторах СССР, обязательно находился один такой проблемный ученик. И даже в те времена, когда школа практически не зависела от родителей-спонсоров, избавиться от такого "чуда" было очень тяжело. Сколько мужества, такта и находчивости приходилось проявлять педагогам в борьбе (в буквальном смысле - в борьбе) с такими "экземплярами!
Такие вот воспоминания вы пробудили...
Кстати, Татьяна, это не в моих правилах. Но все же... Рискните прочитать у меня "Совсем не мелочь..."

Евгений Неизвестный   27.09.2012 18:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, за сердечное соприкосновение!
Учитель - не просто призвание, это Дар Божий... Дети из того класса уже становятся мамами-папами, а с Ириной поддерживают самые тёплые отношения и всегда поздравляют с Днём Учителя.
Уже иду к Вам!
Спасибо!

Татьяна Столяренко-Малярчук   27.09.2012 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.