Стук монотонный колёс... из воспоминаний

Стук монотонный колес
Будет нам петь до зари,
Песни утраченных грез,
Песни надежд и любви…
 
           1970 год.  Вот и окончен второй курс РМИ. Решили летом подработать, пристроившись в студенческий отряд проводников, в СОП, короче. Дело оказалось не таким простым, конкурс был  как в институт! Учитывали при отборе: поведение, комсомольскую активность, успеваемость и кучу других моментов. Мы, как  лица находящиеся уже в зарегистрированном браке(не халям-балям!)заслуживали доверия! Выдали форму, нашивки (сохранил на память!) и началось обучение в вагонном парке. По-быстрому прогнали по всем дисциплинам проводникового  дела, из которых запомнилось до сих пор только то, что цельнометаллический пассажирский вагон сгорает за 8 -14 минут! Славненько! Это, чтобы не мешкали с эвакуацией пассажиров! Экзаменов не было, был общий зачёт.

           И вот мы все чистенькие и наглаженные,  с лейблами (нашивками по тому времени) на куртках встречаем первых пассажиров!  Во избежание недоразумений, вначале нас поставили на вагоны со штатными проводниками: один штатный - один "салага". Тату, супругу мою, определили в бригадирский вагон, рядом с моим.

Первый рейс был Рига–Симферополь, вагон плацкартный, не новый. Поездка прошла без ЧП, все справились. Получил первые уроки «мастерства» от  штатной проводницы,  как заваривать чай «правильно», после того как она увидела, как я в заварной чайник высыпал 25 граммовую пачку грузинского чая , он же плохо заваривался. У неё от ужаса и возмущения даже пилотка приподнялась на волосах!
Пусть простят меня проводники, но секрет в том, что в заварной чайник нужно было добавлять немного питьевой соды. Заваривалось так, что чайника хватало на весь вагон. И запах, и крепость (по виду) были – супер! Вкус маленько был слабоват….

Получалась экономия  чая и «навар» в копеечках увеличивался. Никто претензий не предъявлял. Мало того, даже благодарности писали, т.к. я не отказывал в чае в любое время,  а не по графику. Соответственно и чаевые были больше.
Скормил и всё печенье с вафлями и сахар. Даже штатная удивлялась, как это я сподобился,  ведь никто это печенье не берёт? А я сообразил, что если спрашивать, мол,  не желаете ли, никто не берёт, а если положить много печенья в вазочку и в вагоне есть дети, то предлагаешь им. Они запускают руки и хватают по пачке в каждую руку, а родители платят!
Почему нам было желательно все продать? Да потому, что при сдаче  денег за рейс в вагонном депо, от перевыполнения плана было поощрение в виде ИНДИЙСКОГО чая, который был дефицитом  в то время.  Часть его уходила пассажирам, а излишки-экономия оставалась нам. Опять же, нас за такой хороший чай хвалили и давали «чаевые»!

        Следующий урок был по теме белья. Оно было в опломбированном мешочке. Если человек едет недалеко, ночью, да ещё с ребёнком, то укладывают  ребёнка спать, часто даже поверх одеяла и мама  с  краешку,  ненадолго. Бельё чистое и почти не мятое, если не опИсали. Берёшь его, аккуратно складываешь в мешочек и привязываешь пломбу. А мешочек под зад себе, когда сидишь между перегонами. Получается как новое. А стоило оно - рубль! Соображаете?
Но на каждый "хитрый болт" всегда находится гайка с такой же "хитрой" резьбой! И той "гайкой" были «внезапники» - финансовые ревизоры с тремя звёздами в петлицах. Эти люди приходили  в ревизоры  пройдя  «огонь,  воды и медные трубы» проводникового  ремесла. И их надуть не представлялось возможным! Простые ревизоры с одной звездой «стоили» три рубля, если у проводника есть грешок, а если нет, то можно было на них и не смотреть. Сами по ходу понимали, что ничего не дадут, и шли дальше. «Внезапники» были звери, и неподкупны! Садились всегда стремительно во время отхода поезда, ночью, сразу с двух сторон состава, или блокировали вагон посадки в обе стороны и начинали «шмон». Один двигался в направлении головы  поезда, другой в хвост.

             Не помню, на каком по счёту рейсе, уже на Адлер, дежурил ночью.  Вагоны - битком! Билетов нет и никто на остановках не открывает дверей, кроме меня и «хвостовой», ей положено, а у меня рядом бригадирский вагон, может проверить. Народ носится вдоль состава в надежде влезть. Некуда брать, даже за деньги. Поезд тронулся, «хвостовая» погасила фонарь и исчезла (это была ошибка!).
 Вдруг из кустов вылетают две поджарых тетки и лихо прыгают в мой вагон, хотя стоял  я на откидной ступеньке. Три звезды!  Атас!
 
У меня-то  всё в порядке, однако положено тут же передать в «голову и хвост», что «внезапники» сели! Но не тут то было! Двери на замок в тамбуре и одна  пошла в  "хвост", а вторая ко мне в дежурку. Я шепчу, мол,  мне надо… отойти пописать, а она говорит: « Не дёргайся сынок, все ваши потуги напрасны, я все финты за 35 лет службы проводником выучила, сиди!»

 Проверяет билеты, считает чистое бельё на предмет излишков(помните?), пошла считать спящих пассажиров. Я тихо проскальзываю в проводниковое купе и бужу напарницу, сую ей ключи и та "ужом" скользит в тамбур и мигом возвращается . «Голова»  предупреждена! Я в это время толкаюсь перед ревизором в середине вагона и вроде пытаюсь пройти  в «хвост». Ревизор злится, не пускает, и не видит "похода" напарницы.

            Результат. С хвостового вагона сняли 13 безбилетников. Ужас! За это сняли с южных рейсов  "хвостовых" девчонок, штатные были обе.
Кто виноват? Ну, не я же!!! Пока поезд не отошел от станции – стой и смотри! У «головных» никого и ничего не нашли. Куда они дели своих «зайцев»?

            Рига-Адлер. Ну и рейс! Жара, духота и хотя вагон уже плацкартный, новый, польский, с кондиционером, но разве же  народ убедишь, чтобы окна не открывали? Кондиционер на всю катушку пашет, но не успевает охлаждать! То один,  то другой открывает окна и я не могу им доказать, что нельзя! Когда днем ещё дежуришь, то терпимо, но если днём надо спать – это кошмар! Окно задраено, чтобы темно было, воздуха нет,  и лежишь в луже пота. Не сон, а  «глюки»! Штатная быстро обучила, как спать. Ложишься  голый,  рядом ставишь ведро с холодной водой. Простыню мочишь, выжимаешь,  и на себя. Пока высыхает прохладно. Физика - в действии! Для удобства, чтобы не просыпаться, напарник через час – полтора заходит, опять мочит простыню и покрывает. То, что лежишь голый,  никого не волнует, ну если только чуть-чуть. Так я напарницу обслуживал, она меня – мы же с ней одной «крови» и деньги пополам!
                C другой стороны, Адлерский рейс был интересным:  проезжали  города Белоруссии и Украины, обильные нивы, сады, бахчи ближе к югу, на остановках бабули продавали по дешёвке молодую горячую картошечку с укропом и луком,  пирожки с картошкой и салом, с фасолью, вареную курицу, свежие и малосольные огурчики, шикарные мясистые и душистые помидоры. Питание было прекрасным. Фруктов тоже хватало. Обратно везли персики и абрикосы, которые продавались на юге в специальных ящичках с дырками.
В Горловке, если не ошибаюсь , были видны огромные терриконы угля. Такого не видел ни разу. Затем перед Адлером начинались тоннели, что тоже было необычным для нас.
В Адлер прибывали  вечером,  и состав сразу угоняли на помывку, и что самое чудесное, всё это происходило  на берегу Черного моря! Рельсы и сразу море. После жары и пыли окунуться в ласковое, теплое море! Что может быть приятнее! Дно из гальки. Одно было плохо - очень мало времени, а южная  ночь падала на город как черное покрывало, внезапно. Вот только купались и веселились и вдруг момент и не зги не видно! Если бы не редкие фонари вагонного парка, вообще не знал бы куда идти.
 А вот и состав подают на посадку. Прощай Адлер…

             Последние два рейса на Адлер уже ехали с супругой на одном вагоне. Жалея её,  взял себе все ночные  дежурства, чтобы высыпалась, а то у моего любимого ангелочка даже глазки ввалились, от дневного сна на жаре.  Помогал и днем  маленько, если не спалось или был завал работы. Иногда она меня будила, чтобы заправить вагон водой на узловой станции, на других станциях не заправляют. Это должно делаться без вмешательства проводников. На деле же, пока не наорешь, желательно перемежая  русский наследием татарского ига, тебя не заправят.
Прецеденты были, когда Тата тоненьким голоском, вежливо попросила работяг заправить воду. На  Адлер шли. Ну, и «заправили» . Видно чуть влили и будя. Потом, пол суток, чай таскали из соседнего вагона и ведром сливали туалеты , но за это получили благодарность в книгу, а что учитывалось начальством.
Вот, в последний  рейс на Адлер, под стук колес,  нечаянно и нежданно получилась у нас  дочурка, Оксанка. Чудеса!

              За хорошую работу нас переводили на 31-32 скорый, Рига – Москва. Работать легче стало, правда и «навар» почти пропал, ведь на южных рейсах и «зайцев» возили помаленьку и недалеко.
Но здесь престиж и по Москве можно ненадолго "прошвырнуться", купить дефицита, деликатесов, колбаски копченой и т.д. Успели посетить ВДНХ, посмотреть невиданный доселе фильм в панорамном кинотеатре там же. Смотались на Красную площадь. Всё это, конечно,  за несколько рейсов.
                Как-то, в  Волоколамске, дамочка отставала от поезда и пришлось сорвать
стоп-кран. Боялся, что она между платформой и вагоном попадёт. Бежит и то шлёпанцы потеряет, то уже догнав вагон,  кричит: «ОЙ-ОЙ!» и не запрыгивает. Хоть скорость и небольшая была, но тряхнуло крепко! Бригадир выскочил и  узнав  в чем дело,  постучал мне пальцем по лбу! Медленно надо было выпускать воздух, машинист сам притормозит, заметив.
А я то думал, раз СРЫВАТЬ - значит срывать!

           Наука пошла на пользу. Дежурю ночью. Прохладно и хорошо, перегон большой, можно и подремать. Чую, запах гари какой-то. Подумал, вначале, что это от тепловоза, уж больно сильно он ревел, на подъем тащил видно. Потом гляжу, вроде и дымок есть. Взял фонарь и пошел в тамбур. А там полно дыма!
Открыл дверь наружу, и вижу:  из моей колесной пары валит густой дым, пламени правда не видно, но дыма становится всё больше и он  гуще. Сдрейфил.  Начал махать  фонарем остановку, круговым кажется движением, не помню уже. Машинист и помощник ведь глядят назад периодически, так нас учили. Ноль реакции! Тогда я и начал стоп-краном притормаживать, легонько так. Заметили и остановились. Никто даже не проснулся.   
Прибежал бригадир, потом помощник машиниста . Смотрят  на меня зверем! Я доложился, мол, "так и так". Дым уменьшился.
Пошли идиоматические выражения  с примесью нормального  русского языка, причем от обоих.  Довольно редко удавалось такой забористый мат слышать. Спрашиваю, мол, я неправильно что-то сделал? Да  нет, говорят,  всё правильно, но мы же шли на подъем и хрен теперь вытащим состав! Надо вызывать дополнительный локомотив! А я то откуда знаю, где подъем и где спуск?!
Я кричу:"Но ведь я махал фонарем остановку!"  Об этом приказали забыть.
Короче попробовали сдвинуться -  не получилось.  Букса уже перестала дымить. Около часа ждали локомотив, потом они, на пару, с Божьей помощью, и уж наверняка с помощью идиоматических выражений, еле нас вытащили.
До Риги, опоздание нагнали. Ни нагоняя, ни награды я не получил. Что самое удивительное, буксу даже не  ремонтировали и она больше не дымила.
То, что это не колодки горели, точно знаю. Первым смотрел, сразу после остановки .  Дым шел от буксы и потеков масла из под болтов и до нее нельзя было дотронуться.

Вот вроде и всё, что запомнилось. Работа интересная, живая и не скучная. Да и финансово выгодная,  честно говоря. Только наглеть не надо, и люди к тебе потянутся!


Рецензии
Начала читать и уже оторваться невозможно!
Увлекло!!! С теплотой написано о друзьях-товарищах по работе проводниками.
Очень весело! С хорошим чувством юмора!
Я-то даже не ожидала, наивная, что проводники могут где-то "мухлевать", где-то соды нам в чай кинуть...!
Так и думала до сей поры, что ВСЕ проводники - самые, что ни на есть наичестнейшие изо всех наичестнейших!
Кого только не встретишь в пути!
Тоже о встречах в пути:

http://proza.ru/2018/04/27/645 - Попутчик. Дорожная зарисовка

С улыбкой и пожеланием успехов! Новых идей и новых рассказов!

Галина Леонова   03.08.2021 22:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.