Уроки рождаемости в советское время

 «Рождаемость и репродуктивное поведение в Советский период».



План.



1. Введение.
2. Снижение рождаемости как процесс социальной  адаптации.
3. Рождаемость во Владивостоке: тенденция и сопутствующие факторы. Влияние городского образа жизни на рождаемость.
4. Репродуктивные установки рождения детей.
5. Заключение.







1. Введение.

Малодетная семья в советском обществе стала типичной не только для большого города, но и сельской местности.
Явление это многоаспектное и неоднозначное. Сложившись под влиянием различных объективных устойчивых или временных факторов малодетная семья в советском обществе к концу 90-х годов XX столетия не отвечала ни условиям расширенного воспроизводства населения, ни морально-этическим принципам советского общества, ни задачам семейного воспитания.
Ограниченное число детей – вынужденная форма поведения родителей, своеобразная плата за поступательное социальное развитие, несоответствие растущих материальных запросов населения, удовлетворение которых необходимо было как для обеспечения насущных интересов граждан, так и для развития общества в целом. Поэтому советское общество ставило перед собой задачу изучения репродуктивного поведения людей. Намерение, как и возможность сознательного регулирования размеров семьи, представления о полноценной семье, роли детей в достижении гармонии супружеской жизни и прочие социально-психологические факторы рождаемости были задачей социально-психологической науки в изучении рождаемости в советское время.
Кроме факторов влияющих на социально-психологическую проблематику в изучении рождаемости, советские ученые изучали факторы, влияющие на репродуктивное поведение: общественное, семейное, на уровне личности.
К общественным факторам относилось изучение потребности советского общества в определенном типе семьи, степени урбанизации населения, культурно-образовательном уровне общества. Потребность в занятости женщины, в общественном производстве, развитии сферы обслуживания, жизненного уровня и пр.
Средства регулирования рождаемости относились к репродуктивному поведению общества. Изучались традиции, социально-этнические нормы детности: представление об идеальном числе детей в семье, распространенный стандарт детности, престиж семьи с разным числом детей, отношение к детям вообще, к их воспитанию в частности. Изучали демографическую политику (систему мер по стимулированию рождаемости), распространенный в советском обществе идеал человека как личности, уровень развития материальных и духовных потребностей, семейную мораль и нравственность.
К социально-психологическим факторам, обуславливающих рождаемость на уровне семьи, относили представления супругов об удовлетворительных жилищно-бытовых и материальных условиях, характер разделения внутрисемейных обязанностей, ролевые позиции супругов в семье, их отношение к своему образу жизни, особенности досуга, прочность брака, особенности переживания личностью стадий становления семейно-брачных отношений (до рождения ребенка и после, отделение от родственников, разводы и пр.).
На уровне личности репродуктивное поведение изучалось в потребностях в детях, отношения к детям вообще и к числу детей в семье в частности.
Кроме того, на уровне семьи и личности психологи изучали сдвиги в сознании и приспособительном поведении, которыми сопровождаются переход от типа воспроизводства населения, характерного для нерегулируемой рождаемости к новому типу воспроизводства при сознательно ограничиваемой рождаемости.
Все эти факторы переплетаются друг с другом, и их разделение является весьма условным.
Несомненно, что весьма сложные обстоятельства, мотивы и потребности побудили значительную часть советских людей свести до минимума оставляемое после себя количество жизней.

2. Снижение рождаемости как процесс социальной адаптации.

К концу советского периода репродуктивное поведение не всегда было можно объяснить , исходя из очевидного, привычными мерками благополучия, сознания, гуманизма, представлениями о счастье. Улучшились условия труда и оплаты, дети пользовались в обществе заботой и любовью (система дошкольного и школьного, профессионального, вузовского образования и воспитания, охрана здоровья).
На этом фоне предпочтение стало в советском обществе отдаваться семье с одним или двумя детьми.
Советские психологи считали, что социально-психологический механизм снижения числа детей в семье представлялся как приспособление человека к современным условиям жизни.
Каков смысл такого вида адаптации?
Снижение рождаемости – явление закономерное. В такой форме поколение советских людей конца XX столетия приспосабливалось к новым условиям жизни, возникновением как результат качественно-количественных изменений, происходивших в советском обществе. Снижение рождаемости рассматривалось как один из адаптационных механизмов, форма непрерывного процесса приспособления человека к окружающей действительности. В демографическом поведении людей социальная адаптация выступает как форма связи и средство сохранения относительной устойчивости, покоя, стабильности, целостности внутреннего мира личности и согласования ее поведения с внешней средой.
Такой адаптивный процесс был известен с далеких времен прошлого. В истории развития общества немало доказательств тому, что постоянно шло в обществе регулирование рождаемости в зависимости от приспособления общества к существующим условиям.
Постепенно складывались новые демографические механизмы регулирования рождаемости, которые подстраивались, прежде всего, по демографическую ситуацию (прежде всего эти уровни рождаемости и смертности). Это морально-половые нормы, которые становились то более строгими, то ослабевали в зависимости от состояния общества. В СССР если в 40-50 годы порицали внебрачные связи, то в дальнейшем шло их поощрение, а к концу 90-х вылились в проявление сексуальной революции. В СССР рождаемость регулировалась посредством института брака – вступление в 18 летнем возрасте, через разрешение повторных браков. Эти нормы регулировали репродуктивное поведение с таким расчетом, чтобы разорвать автоматическую связь между половым актом и рождаемостью, чтобы избежать рождения ребенка как неизбежного следствия полового акта.
В целом смысл социальной адаптации посредством снижения рождаемости в разные времена оставался неизменным. Заключался он в том, что личность сознательно обеспечивала себе ту или иную степень независимого репродуктивного поведения. Но цели социальной регуляции были всегда разные. В советское время снижение рождаемости превращалось в средство регулирования соотношения между индивидуальной культурой человека (знания, опыт, потребности, ценности) и культурой общества, которую создал человек в ходе развития цивилизации, а именно рождаемость стала средством регулирования степени участия в воспроизводстве материальных и духовных ценностей, материального положения, жилищных условий, распространения личной свободы, рациональной концентрации индивидуальных жизненных сил. Другая цель личности – избежание чрезмерных физических и психологических нагрузок. Увеличение числа процессов и объектов, управляемых человеком, потоков информации, которую необходимо переработать, расширение диапазона скоростей, увеличение межличностных контактов, интенсификация досуга, возрастающие затраты времени на самообразование и приобщение к культуре – все это предъявляет повышение требования к личности. Естественно, изыскивая возможности уменьшения нагрузок и ресурсов человек ограничивает рождаемость. Здесь немалую роль играло противоречие между интересами женщины-матери и женщины-труженицы.
Таким образом, причиной снижения рождаемости в советское время стала социальная адаптация к условиям современности.


3. Рождаемость  во Владивостоке: тенденции и сопутствующие факторы. Влияние городского образа жизни на рождаемость.

К концу 80-х началу 90-х годов население города Владивостока приближалось к миллиону. Владивосток имел свои демографические особенности. Население здесь, учитывая особенности портового города, увеличивалось за счет приезжающих рыбаков и моряков, увеличения рождаемости, улучшения процессов охраны материнства и детства. Уменьшилась смертность. В среднем в год появлялось в шести родильных домах около 350-400 младенцев. В 1989 году естественный прирост в целом составил  Владивостока всего 7,5%, тогда как по стране он составлял 10,2%. Снижение рождаемости во Владивостоке  произошло из-за отсутствия миграционных процессов связанных с положением военно-морской базы. До 1991 года Владивосток являлся закрытым городом.
Население города, являлось  по составу морским (военнослужащие, моряки, рыбаки), не являло собой крепкие семьи. Количество разводов росло с каждым годом, что вызвало падение рождаемости.
Немаловажной причиной падения рождаемости во Владивостоке стало снижение детской смертности. Замечено, что супружеская пара, потеряв ребенка, стремилась возместить утрату, родив другого. Но в условиях низкой смертности детей около 11,2 человек на 1 000 родившихся в 1989 году, этот побудительный мотив к рождению становится редким.
На рождаемость во Владивостоке оказывало влияние и стабильность и длительность браков, так как родители ограничивались 1-2 детьми.
Таким образом, рождаемость во Владивостоке в конце 80-х годов XX века была невысокой. Советская семья стала малой и простой по структуре. Сознательное внутрисемейное регулирование рождаемости стало результатом сознательного материнства.
Прирост населения был невысок. На него оказывали влияние невысокая миграция, высокий уровень разводов, низкая смертность среди детей.
Демографическое поведение населения городов обусловлено характером его участия в общественном производстве. Материалы переписи показали, что уровень образования в Приморском крае выше в городах, чем в сельской местности и ниже коэффициент рождаемости.
Доля населения, воспитывающая 1-2 детей, выше во Владивостоке, чем в небольших городах Приморья.
Влияет на механизм воспроизводства населения социально-психологические установки горожан.
Горожане имеют контакты с другими людьми гораздо чаще, получают информацию, шаблоны поведения, усиливают подражание.
Новые элементы поведения, репродуктивных установок внедряются в общество гораздо быстрее. В городе постепенно перестали действовать традиционные нормы поведения, особенно во Владивостоке. Моряки, вернувшиеся из рейсов внедряли полученные знания за рубежом. Здесь увеличиваются потребности человека, появились новые варианты их удовлетворения. Городская жизнь сопровождалась большей степенью свободы. Таким образом, именно в городе создавались предпосылки для быстрого распространения малодетной семьи, уменьшения рождаемости, которые перекинулись в сельскую местность.


4. Репродуктивное поведение индивида.

Репродуктивное поведение человека связано с рождением детей.

Прежде всего важна репродуктивная установка на рождение ребенка. Установка – это занятая личностью позиция, репродуктивная – занятая позиция на рождение ребенка. Она выражает фактическое, эмоциональное и сознательное отношение человека к рождению детей и способствует принятию соответствующего решения.
Одним из аспектов репродуктивной установки является установка на число детей в семье.
Такие установки могут быть планируемыми и желанными, а бывают идеальными и желанными.
Для выполнения этих установок необходимо иметь информированность о поведении в отношении рождаемости других людей и всего общества в целом. Иначе желаемое число детей будет резко отличаться от реального.
В советское время функции информирования выполнялись бесплатной системой здравоохранения, системой охраны материнства и детства.
Однако фактором, влияющим на репродуктивное поведение  были не только положительные , но и отрицательные причины устройства советского общества.
Факторы: «Дети – не помеха», «жить для детей» являлись положительными побудительными причинами рождения детей. Сюда входили: наличие свободного времени для воспитания, занятий с детьми, ухода за ними, интерес к работе, увлечение спортом, туризмом, хорошие жилищные условия.
Факторы «неустроенности с жильем», «беспокойной молодости», стремление пожить для себя, большая нагрузка на женщин (в советское время невозможно было прожить семье на одну зарплату отца) имели отрицательную направленность репродуктивного поведения советских людей.
Государство стремилось оказывать помощь в определении репродуктивной направленности советского человека.
Помощь имела структуру мер взаимосвязанных между собой.
Цели помощи в советском государстве способствовала росту материального благосостояния. Пособия на рождение каждого ребенка, улучшение жилищных условий многодетных семей, помощь в воспитании детей в коллективах детских садов, пионерских, комсомольских организаций, внеклассовая и внешкольная работа, ежегодные пионерские лагеря охватывали всех желающих в них отдохнуть и пр.
Возможны были в советское время разные виды помощи: экономическая, правовая, медицинская, социальная.
Помощь оказывалась разным категориям семей: семьям с малолетними детьми (патронажная система, детские кухни с питанием, обслуживание врачами на дому), неполным семьям (пособие матерям, воспитывающих детей без отца, выделение квартир вне очереди), многодетным (материальная помощь, пособия, присуждение звания «Мать-героиня» разных степеней и пр.).
Неблагополучные семьи находились по контролем педагогических правовых органов. Предоставление матери оплачиваемого отпуска сроком до полутора лет и неоплачиваемого до трех лет существенно помогало им воспитывать детей, государство поддерживало низкие цены на детские товары за счет дотаций.
Таким образом, стимулирование рождаемости в советское время касалось не отдельных экономических мер, а представляло общую стратегию государства, которая была разрушена в одночасье недальновидными, безграмотными политиками нового государства.

5. Заключение.


Достоинства увеличения рождаемости трудно переоценить. Для этого была создана в СССР система государственной политики в отношении семьи и детей. Бесплатное лечение, патронажная система, образование, служба социального обеспечения от маленького хуторка до большого города позволяла внести заботу о регулированном увеличении рождаемости в советское время. От своего рождения в бесплатном роддоме до учебы в вузе дети в советском обществе находились под опекой государства.


Рецензии