Музыкальная жизнь индейцев

Музыкальная жизнь индейцев - детей природы
Сергей Владимирский
Музыкальная культура древних жителей Америки являлась своего рода отражением среды обитания аборигенов и была теснейшим образом связана с условиями существования индейцев. Музыка соответствовала их жизненному циклу - от колыбельной до отпевания, сопровождала религиозные ритуалы и производственную деятельность. Чрезвычайно трудно провести грани между эстетическими и практическими ее функциями: с одной стороны, комбинации звуков у аборигенов выполняли роль сигнальную, коммуникативную, помогали в общении с животными, но в то же время в них присутствовала музыкальная упорядоченность звуков, оказывающих эмоциональное воздействие, что делало эти уже звукоряды художественным творчеством.
Аборигены Америки, как и всякие народы, занимавшиеся скотоводством и земледелием, находились в чрезвычайной зависимости от сил природы: ливни и грозы, продолжительные засухи или наводнения сводили на-нет хозяйственные усилия индейца. Отсюда и его чувство бессилия перед стихией, и поиски возможности путем заклинаний, обращений к высшим силам спастись от беды.
Общим для всех племен, населявших некогда Северную и Южную Америку, была выработка обрядов, свято выполнявшихся во имя сил природы. Наиболее характерными были обращения к солнцу, луне, обряды вызывания дождя. Подобные магические действия были почти повсеместно связаны с музыкой. Песнями и танцами сопровождались общественные моления, обращенные к силам природы. Описание их находит широкое отражение в литературе. Так хронист Молина эль Альмагриста описывает празднество инков, когда по окончании уборки урожая высшая знать во главе с верховным Инкой затемно выходили за городские стены на равнину и здесь ожидали восхода светила, чтобы воздать хвалу Инти (Золотому Солнцу). Несколько вариантов таких гимнических песен, посвященных солнцу, сохранилось до наших дней, но наибольшую известность имеет записанный в начале века перуанским композитором и собирателем фольклора Даниелем Роблесом "Гимн солнца", ставший своего рода классическим.
Коренной житель Америки не отделял себя от природного мира, а тем более не противопоставлял себя ему даже тогда, когда осознал себя человеком.
Глубокая духовная связь, обнаруживающаяся между природной средой обитания индейцев и их музыкальной культурой, свидетельствует о богатом внутреннем мире тех, кого белые колонизаторы не считали за людей.
Песни - "разговоры" с деревьями, животными, песни, в текстах которых проводятся параллели между чертами любимых и красотами окружающего мира, имели практически повсеместное распространение среди аборигенных племен. Часто возлюбленные, просто молодые люди сравнивались в песнях с животными, красивыми, смелыми по представлению данного племени: например, с тапирами (девушки), дикими кабанами (мужчины). Белых же пришельцев в песнях всегда сравнивали с хищными животными, бесполезными с точки зрения индейцев.
Окружающий индейцев природный мир не только вдохновлял их на создание стихов и песен, но и давал богатые материалы для изготовления музыкальных инструментов.
Минералы служили исходным материалом для изготовления музыкальных инструментов на ранних стадиях развития чаще всего в краях более суровой природы. Так, в районах боливийского Альтиплано столь любимые местными племенами многоствольные флейты изготовлялись из камня. Один из весьма искусно сделанных экземпляров каменной "флейты Пана", хранящейся в Гетеборге (Швеция), обнаруженной в верховьях реки Пилькомайо, представляет собой миниатюрный (всего 8 сантиметров шириной) инструмент из полированного черного камня с шестью каналами.
Значительно более, чем камень, распространенным неорганическим материалом для изготовления музыкальных инструментов являлась глина. Известно, что одним из древнейших музыкальных инструментов аборигенов Америки наряду с тростниковой флейтой была окарина.
Самые ранние окарины были обнаружены археологами на территории Перу, находки эти датируются первой половиной 1-го тысячелетия до н.э. и принадлежат культуре Чавин.
Гораздо более распространенными материалами для изготовления музыкальных инструментов являлись органические материалы. Одними из древнейших инструментов ацтеков были раковины морских моллюсков атекоколли или атекукулли, представляющие собой крупные экземпляры раковин с несколькими игровыми отверстиями.
Судя по сохранившимся изображениям, жившие тринадцать-четырнадцать веков тому назад индейцы предпочитали раковины другим инструментам. В сознании древних обитателей Мексики процесс превращения дотоле молчащей раковины за счет дыхания музыкантов в источник звуков становилось символом преображения человека в божество. Использовались раковины в основном как культовые инструменты и для ночных танцев молодых воинов. Раковины, как доказывают раскопки, были распространены в качестве духового инструмента и у племен Южной Америки.
Инструментарий растительного происхождения, как показывают исследования, более многочислен. Одной из широчайших сфер применения растений в качестве основы для изготовления музыкальных инструментов стали духовые инструменты. "Поющий" тростник, звучащий бамбук, видимо привлекали особое внимание древнего жителя Америки. Свистульки, сделанные из орехового плода, с помощью которых индейцы имитировали пение колибри, сохранились до недавних времен. Одним из самых древних инструментов из этих материалов, изображение которого обнаружено на керамике повседневного обихода племен мочика (первая половина 1-го тысячелетия до н.э.), является многоствольная флейта такого типа, который впоследствии в музыкальной литературе получил название "флейта Пана".
Широкое распространение материалы растительного происхождения получили и при изготовлении идиофонов. Высушенные тыквы, наполненные семечками (марака), стручки гигантских акаций (современный инструмент Центральной Америки малинче), тростниковая трубка с поперечными насечками (гуачаррака) и многие другие незаменимы и по сей день для создания богатого, насыщенного фона индейской музыки.
Говоря об инструментах, сделанных из растений, в первую очередь, в этом списке, мы назовем кену - истинную Царицу Анд, чрезвычайно популярную и сегодня продольную тростниковую флейту. Для изготовления ее необходимо было в стволе сделать несколько отверстий, закрывая которые пальцами, музыкант мог искусственно менять величину столба воздуха. Это, казалось бы, несложное усовершенствование можно было бы назвать великим открытием, ибо возможности полученного инструмента значительно расширили диапазон музыкального мышления индейцев, чрезвычайно обогатили музыкальную культуру. Практически, не будь сделан этот первый шаг на пути конструирования инструментов, вряд ли музыкальные достижения аборигенов представляли бы такой интерес и для сегодняшних жителей планеты.
Интересным инструментом является и деревянная флейта т`арка, которую современный колумбийский исследователь фольклора Хайро Парра определяет как боевую флейту, бытовавшую среди племен Альтиплано.
Арауканский инструмент трутрука изготавливается из разновидноcтей бамбука, произрастающего во внутренних областях юга Чили. Изготовление его требует особых навыков. Прежде всего выбирается бамбук длиной примерно десять футов и толщиной в два дюйма у широкого конца. При этом особенно важно, чтобы узлы бамбука находились на равном расстоянии друг от друга. Затем трость выставляется для просушки на солнце. Через некоторое время ее разрезают по длине на две половинки и удаляют сердцевину. Затем половинки соединяют и покрывают внешнюю поверхность свежей конской кишкой. На конце прикрепляют раструб, сделанный из коровьего рога. Роль мундштука выполняет косой срез, сделанный на узком конце инструмента. Непосредственно перед игрой в трутруку вливают несколько глотков воды, чтобы увлажнить внутреннюю поверхность.
Ближайшим родственником, а вероятнее всего, предком трутруки является лолкинь, чрезвычайно похожий на трутруку, но меньшего размера.
Интересно, однако, что при всей схожести этих инструментов лолкинь имеет более сложную конструкцию мундштука - его роль выполняют три обрезка тростника разного диаметра, вставленные один в другой и укрепленные на узком конце инструмента. Изготовлялся лолкинь из высушенных побегов кустарника лолкинь, растущего на юге Чили.
Распространены среди индейцев разных племен и всевозможные барабаны. К примитивным барабанам, звуки из которых извлекаются путем удара по цельнодеревянному цилиндру специальной деревянной колотушкой с каучуковым наконечником, относятся, например, тундули индейцев хибаро, майоакан кубинских таино, магуаре колумбийских и бразильских уитото, трокано парагвайских гуарани.
Близок к ним по своей акустической природе и барабан ацтеков тепонацтли, хотя конструкция его была несколько иной, но так же, как и у предыдущих видов, у ацтекского барабана отсутствовала мембрана в обычном ее понимании. "Кому и когда пришло в голову покрыть полость барабана шкурой животного? Кто знает! Но главное, что в в один прекрасный день на отдыхе или в страхе человек ударил рукой по прикрытой полости и совершил важной открытие: "О чудо! Дерево заговорило" - пишут в своем исследовании "Докортесианские инструменты" руководитель мексиканской Академии музыки профессор Даниэль Кастаньеда и профессор Национальной консерватории Мексики Винсенте Мендоса, которые проследили происхождение индейских барабанов, начиная от простых отрезков стволов деревьев (ксилофонов) до усовершенствованных мембранных инструментов (например, барабана бомбо).
Инструменты создавались не просто в чисто функциональных целях - они должны были радовать глаз. И вот перед нами образцы старинных музыкальных инструментов, представляющих собой подлинные произведения искусства! Украшенные драгоценными камнями, чеканкой по золоту и серебру, барабаны свидетельствуют о том внимании, которое древние мастера уделяли внешнему виду музыкальных инструментов. Но не только богатством драгоценностей, украшений удивляют инструменты - богатство фантазии, уровень подлинного мастерства демонстрируют эти экспонаты. Для украшения индейцы широко использовали природные красители, шкуры животных, ткачество, резьбу.
Наделить голосом" стебли и раковины, панцири и стволы, камни и растения - этот процесс для индейцев был не просто "производственным процессом", но частью их духовной жизни. Иллюстрацией тому может служить рассказ индейцев уитото, живущих в верховьях Амазонки, повествующих о процедуре изготовления барабана магуаре. "...В день, когда будет изготовлен магуаре, люди танцуют до середины ночи. Потом несколько мужчин уходят, чтобы найти дерево для барабана. Найдя подходящий ствол, они валят его на землю. Женщины в это время поют одни и готовят пищу, чтобы встретить мужчин. Дерево очищают от ветвей, моют его огненной водой - какачуаной, чтобы оно лучше звучало. Потом один из мужчин делает насечки на стволе - одну вверху, другую внизу, а затем соединяет их узким и длинным отверстием. После этого ствол несут в деревню. Все в это время должны уйти в свои дома, и лишь один мужчина будет делать полость в магуаре. В этот день он не должен видеть женщину - только тогда барабан будет звучать хорошо".
Подобные ритуалы были характерны и для изготовления других музыкальных инструментов. Да и поныне, например, тростник для сампоньи (флейты Пана) индейцы данного племени считают необходимым срезать только в данном месте и в данное время суток (как правило, перед рассветом).(с)


Рецензии