Пуговица
Раздался характерный зудящий звук, двери троллейбуса раскрылись, и пассажиры хлынули наружу. После этой остановки людей в салоне почти не оставалось, хотя далее по маршруту можно было ехать еще около получаса. Алексей Павлович ездил этим маршрутом с детства — сначала в школу, затем в институт, а потом на работу, — но, если бы его спросили, почему на этой остановке все выходят, он вряд ли смог бы ответить. Люди выходили — места освобождались, и он наконец-то мог присесть и дать отдых своим усталым ногам — вот что было важно. А почему так происходит — его мало интересовало.
Мысли большинства людей в общественном транспорте не отличаются разнообразием и оригинальностью. Те, кто едут домой с работы, обычно размышляют о прошедшем рабочем дне или, в лучшем случае, о завтрашнем. Перед выходными думают о том, как лучше их провести, а после выходных — о том, как их провели. Некоторые думают о том, как провести вечер, а некоторые даже о том, как провести ночь.
Мысли Алексея Павловича тоже не отличались разнообразием — в том смысле, что посвящены они были одному и тому же — но зато отличались оригинальностью: Алексей Павлович обычно думал о том, что ему не повезло с отчеством, но, по крайней мере, повезло с именем. «Да, отчество у меня немного не очень», — размышлял Алексей Павлович, — «Неказистое, прямо сказать, отчество, да. Всякий норовит исковеркать, сократить до вульгарного «Палыч», как будто лень еще три буквы произнести. Это ведь неуважительно, вот что», — и Алексей Павлович утвердительно кивал головой. — «Но имя у меня вполне даже очень», — продолжал он раздумывать, — «Да, вполне. Ведь, положим, звали бы меня Александром — имя-то, оно, конечно, красивое, но ведь всякий бы так и норовил исковеркать да сократить — говорили бы на меня «Сан Палыч», да, говорили бы!» — Немного таким образом успокоившись, Алексей Павлович снова кивал головой и жевал губами, как бы пробуя имена на вкус.
Как раз в тот момент, когда он прожевывал имя воображаемого Сан Палыча, мимо него протиснулась весьма плотная женщина-кондуктор. Надо полагать, именно ее стараниями и оторвалась пуговица. Событие это не могло не изменить ход мыслей Алексея Павловича. Обычно он продолжал думать об именах и отчествах, и в конце концов приходил к выводу, что ему очень даже повезло, потому как, например, у троллейбуса вообще нет ни имени, ни отчества, а только номер. Ведь если бы его звали по номеру, это было бы гораздо неприятнее, чем даже неуважительное, по его мнению, «Алексей Палыч». Такие размышления приводили его в доброе расположение духа — насколько это возможно после рабочего дня — и он с легким сердцем шел домой. Но сегодня досадное проишествие не дало ему возможности продолжать раздумывать на эту тему, и, к тому времени, когда освободились места и можно было присесть, он думал уже об оторванной пуговице.
Необходимо заметить, что и такие мысли не были в новинку для Алексея Павловича — ведь пуговица у него оторвалась не впервые. Обычно в таких ситуациях он проводил подсчет пуговиц, которые оторвались за долгую жизнь его пальто; затем высчитывал, сколько денег было потрачено на новые пуговицы, — не забывая и про нитки с иголками, — и, наконец, расчитывал, сколько раз на эти деньги можно было бы поехать не на троллейбусе, а на маршрутном такси, где, разумеется, пуговицы не отрывались бы. Всегда получалось, что новые пуговицы были выгоднее поездок на маршрутном такси, но сегодня — то ли Алексей Павлович допустил ошибку в расчетах, то ли действительно пришло время — получилось так, что поездки оказались выгоднее новых пуговиц.
Это был удар. Сердце на секунду замерло, а потом забилось часто-часто, и Алексея Павловича прошиб пот. Он быстро заморгал и ошарашенно посмотрел по сторонам, как будто ища чего-то, что могло бы ему помочь. Троллейбус как раз подъехал к остановке, на которой ему нужно было выходить. Алексей Павлович выскочил из него с такой прытью, какой не выказывал даже в юности, и, настолько быстрым шагом, насколько позволял ему возраст, поспешил домой.
Забежав в свою старенькую квартиру, Алексей Павлович, не раздеваясь, только включив свет, достал из ящика шкафа пакетик с принадлежностями для шитья. Тут были нитки, иголки и, конечно, пуговицы. В отдельный маленький пакетик Алексей Павлович складывал использованные катушки и сломавшиеся иголки, и потому сейчас мог произвести тщательнейший подсчет — подсчет, который должен был со всей ясностью показать и доказать, что в троллейбусе произошла ошибка, досадное недоразумение — иной мысли Алексей Павлович не смел допустить.
Чтобы не ошибиться, он выложил все содержимое пакетика на стол и начал складывать вещи в него назад, отмечая стоимость нитки, иголки или пуговицы, и приводя ее в соответствие с возможной поездкой на маршрутном такси. Пакетик постепенно наполнялся, и когда подсчет был закончен, стоимость его содержимого была ровно на десять копеек меньше стоимости поездок, которые необходимо было бы совершить не на троллейбусе, а на маршрутном такси, чтобы избежать покупки этого самого содержимого.
Алексей Павлович тихонько вздохнул от облегчения, и уже хотел было идти готовить себе ужин, как вдруг увидел еще одну пуговицу. Она лежала возле пакетика, и он ее не заметил. Алексей Павлович задрожал. Он хорошо помнил эту пуговицу — когда и в каком магазине она была им приобретена, но, что более важно, за сколько она была приобретена — а приобретена она была за двадцать копеек. То есть, с учетом этой пуговицы, стоимость принадлежностей для шитья получалась на десять копеек больше стоимости поездок на маршрутном такси. Подсчет в троллейбусе оказался верным.
Молча смотрел Алексей Павлович на пуговицу и не мог отвести взгляд. Пуговица была круглая, черная, гладкая, с небольшим углублением посредине и утолщением по краю. Блик на ее поверхности казался наглой усмешкой, а отверстия для нитки — четырьмя насмешливыми глазами. Но чем дольше Алексей Павлович смотрел на нее, тем больше ему начинало казаться, что это четыре бездны, четыре дыры, открытые в межпланетное пространство, через которые в вакуум вытягивается вся его жизнь.
Пуговица, как чудовищное колесо, катилась по его жизни, разрушая все, что он успел построить; все, что он успел создать; все, во что он верил. Подобно огромному диску для метания, брошенному невообразимым атлетом, пролетала она по саду его души, срезая под корень все, что он успел вырастить; все, что он успел полюбить. А потом падала плашмя на остатки его внутреннего мира, давила их, крушила и уничтожала.
Ощущение бессмысленности, глупости, ненужности каждого шага, каждого слова, каждого действия и бездействия в жизни охватило Алексея Павловича. На каждом его достижении лежала пуговица и разрушала его, сравнивала с землей. Каждую его неудачу пуговица подхватывала, возносила ввысь, чтобы весь мир мог ее увидеть. Каждое доброе дело пуговица поворачивала так, что оно становилось бесполезным и даже вредным. Все то, что казалось важным, ничего не значило, а все, на что он не обращал внимания, приобретало ужасающую значимость. Каждое мгновение жизни было прожито неправильно. Каждое слово было ложным. Все, что он видел, было иллюзией. Все, что слышал — обманом.
Алексей Павлович молча смотрел на пуговицу и бессильные слезы текли по его впалым старческим щекам.
Свидетельство о публикации №210052801408
Этот Ваш рассказ - совсем чеховский.
Так и хочется напрячь извилины и сопоставить... но я так давно читал Чехова. Остается по-Чеховски закончить Ваш рассказ: Алексей Павлович прилег на оттоманку, понял, что дальнейшая жизнь лишена всякого смысла - и умер.
С улыбкой!
Ваш!
Станислав Бук 28.05.2010 23:17 Заявить о нарушении
А умирать герою не надо. За бессмысленно прожитую жизнь придется платить.
Андрей Сабинин 29.05.2010 02:05 Заявить о нарушении
Конечно, причина другая, но суть в том, что человек настолько поднял в своем воображении малозначащее событие, (неважно - какое), что позволил автору умертвить себя. Причем, просто не в силу собственного ничтожества, а какой-то чудовищной закомплексованности. Невольно вспомнишь собственные переживания, которым был когда-то подвержен по поводу, который сегодня вызывает улыбку.
Станислав Бук 29.05.2010 03:07 Заявить о нарушении
По вашим словам, сходство только внешнее, так как мой герой не просто подымает в своем воображении малозначащее событие; напротив, малозначащее событие становится для него ключом, через который он вдруг видит важную и пугающую вещь: он бессмысленно прожил жизнь.
Андрей Сабинин 31.05.2010 17:49 Заявить о нарушении