Музыкапльная жизнь индейцев окончание

Сампоньо. Музыкальная жизнь индейцев.
  Вчера, так и не добравшись до места назначения, мы плавно поселились в одном из мест культурного отдыха большинства москвичей. Предварительно набегавшись по разным делам, и вкусивши ароматы сирени, пыли и однолетников, богато высаженных в самых маленьких закуточках и клумбочках к вечеру уже не так бегущего города, мы встретили знакомых сомелье-телевизионщиков, которые шли из местного магазина. Сами понимаете, что после такой встречи, все пути вели на травку, к приятным беседам, игре в мафию и другим утехам, по желанию участников, тем более место нашего приземления оказалось абсолютно романтическим, можно сказать сказочным. Но, как вы все знаете, не место создает человека, а человеки место.)) У одного из друзей в одном и нагрудных кармашков оказалась Сампоньо(флейта Пана) - такая Латино-Американская флейта, выяснилось, что она ней играет, очень хорошо, для человека абсолютно занятого и разъезжающего по разным странам.
Надо признаться, что у меня самой еще с прошлого года лежит привезенная бывшим мужем из Мекски небольшая флейта Пана, но в силу своей сангвинистической натуры и марсианского неспокойствия, добраться до игры на ней мне пока не удалось. Думаю, все еще впереди.
Чуть ниже, дорогие пчешечки, я сделала небольшой реферато-ликбез по Сампоньо и вставила несколько, на мой взгляд, красивых роликов с этой легчайшей музыкой ветра и летающих пылинок разноцветных облаков. Надеюсь, вам понравится.
 
 
Флейта Пана
Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. И тут идёт он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан её уже настигает.
Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств козлища, даром, что он тоже бог. Ну, отец её и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нём играть. Никто не знает, что не флейта это поёт, а сладкоголосая нимфа Сиринкс (миф Древней Греции в свободном изложении).
С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, по классике называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции её по сию пору называют сиринкс. У каждого народа для этого инструмента названия свои.
У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми (соинари), в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев - сампоньо, английские флейты Пана - panpipes или pan-яute. Некоторые называют флейту Пана свирелью.
Бывают флейты Пана диатонические и хроматические, и даже пентатонические. И все они по-своему хороши. На хроматических больше нот, на диатонических легко играть, а пентатонические - как ни играй, получится красивая мелодия.
Правда, либо китайская, либо индейская :).
Когда я впервые услышала флейту пана, я была готова продать душу - только бы найти где-то хоть один. А нигде нет! Тогда первую свою флейту Пана я сделала из бамбуковой удочки, найденной в сарае у отца подруги, заядлого рыбака. Была она неказиста и плохо строила, пахла рыбой и червяками. А звук был глухой - видать, сыровата. Но индейско-прерийное пришёпетывание её звука было великолепно!
 
 
Древнегреческий инструмент Флейта Пана или Сиринкс является наиболее ярко выраженным древнейшим предшественником органа (также горячо мной почитаемый музыкальный прибор).
Флейта Пана (по имени древнегреческого божества стад, лесов и полей) - многоствольный духовой музыкальный инструмент. Набор параллельно расположенных и скрепленных (реже - не скрепленных) между собой трубочек-флейт разной длины. Встречается с древности у разных народов.
Орган был известен в Византии, и благодаря его громкому звучанию использовался на ипподромах. Его изображение имеется на обелиске, установленном в честь императора Феодосия (ум. в 395 г.).
Флейты Пана у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в два ряда, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить. Трубочки русских кугиклов вообще не соединяют между собой и используют всего от 2 до 5 трубочек, просто набирая в руки, а недостающие ноты восполняют голосом.
Сампоньо
Сампоньо - название народной разновидности флейты Пана, распространен в Латинской Америке. Наверное, каждый видел студентов из Перу или Боливии, весело играющих на улицах. Обязательно, просто обязательно у них есть самые разные сампоньо.
Делают их не из бамбука, а из какого-то хитрого перуанского тростника. По индейской легенде, этот тростник для сампоньо срезают в предрассветные часы, и тогда в такую флейту вселятся правильные духи :)
Привозит мне их настоящий индеец из настоящего Перу. Только это пока- полуфабрикат, сувенир. Дальше идет обработка - подстраиваю флейты до определенных тонов, а стволы самых крупных флейт обрабатываю горячим парафином. Теперь звук сладкий, все стволы звучат, а все, что можно настроить - настроено. Иногда самый маленький ствол флейты срезан слишком сильно, ну да все равно - этот тон слишком высокий и резкий. Так сувенир становится музыкальным инструментом.
Однорядный пентатонический сампоньо
Эта флейта обладает особым строем - пентатоническим.
Обычный, диатонический строй - просто мажорная гамма. Пентатоника - специальная гамма из пяти нот. В музыке у индейцев, как и у китайцев, нет полутонов. Только тон и полтора тона. Этот строй Звучит так, как если на пианино играть только на черных клавишах. подбирать на этой флейте известные мелодии - бесполезно. Зато любой набор нот складывается в древнюю индейскую песню - ты уже дышишь горным воздухом Анд.
 
 
 
 
 
Двурядный маленький сампоньо
Это небольшая флейта, состоящая из двух рядов тростниковых трубочек, связанных между собой. Диатонические - значит, настоенные в обыкновенную гамму (по аналогии - пианино без черных клавиш). Обычно я настраиваю их в соль, реже - в ре-мажор. Это очень распространенные в музыке тональности и поэтому на них достаточно просто будет играть ансамблем. Звук - высокий, красииивый! Дыхания для игры на таких флейтах хватит и у ребенка. Звучание этого инструмента демонстрирует композиция San Juanito De Medianoche в Аудио коллекции:  www.vargan.ru/panflute/vse/audio_collection.shtml
 
 
Двурядный сампоньо
Довольно крупная флейта, звуки низкие, захватывают уже малую октаву.Состоит из двух рядов тростниковых стволов, связанных между собой. Эта флейта настроена в до-мажор, очень удобный строй. Для игры на нижних стволах требуется определенное усилие и опыт. Мое относительно развитое женское дыхание, хоть и без особого опыта игры именно на этом инструменте, позволяет достаточно качественно извлекать нижние ноты. Диапазон - около 2-х октав. На мой взгляд, это идеальная флейта - и низкие хороши, и высокие еще не резкие.
 
Двурядный сампоньо
Это царь-флейта, богатейший диапазон - больше трех октав, от самых низких до самых высоких. Вот она какая большая! Эта флейта настроена в до-мажор, очень удобный строй. Для игры на нижних стволах требуется хорошо развитое дыхание. Впрочем, любой мужчина со своим мужским дыханием может выдувать их даже без особой подготовки. Мне же это довольно сложно.
Звучание самых низких тонов этого инструмента демонстрирует композиция San Sueno Ancestral и Danza


Рецензии