Нам очень повезло

                Взглянул придирчивым я оком,
                Прикинул трезвым я умом,
                Ведь я нашёл в краю далёком
                Всё, что искал в краю родном.
                С. Фирштейн




Нам очень повезло. Мы получили, наконец, разрешение. Ждали долго – два года с небольшим. Костик уже окончил институт, где была военная кафедра, а  Мише предстояла армия. Я страшно её боялась. Ведь все знают, какая она у нас. Но и тут нам повезло: в военкомате Мише дали «добро» на выезд. Мальчики поехали сами. Был август. Стояла страшная жара. Было поздно. Автобус опаздывал. Вдруг разразилась гроза.  Как  началась, так  и закончилась - внезапно. Наконец пришёл автобус. Это было  начало автобусных сообщений – Украина – Германия. Автобус пришёл, ползя на пузе: кто-то вёз пианино. Половину сидений сняли – там был багаж.  Потом оказалось, что,  и колёса не выдержали, пришлось их менять, не выезжая из города. Но об этом мы  узнали потом. Это было то время, когда  везли всё. Мальчики рассказывали, что на таможне они видели, что кто-то вёз старую обувь, кто-то макароны. На границе простояли около восьми часов. Никуда никого не выпускали, даже в туалет. Намучились.

Потом было всё как у всех. Общежитие, курсы, транспорт по расписанию. Это  было очень удивительно для нас. Костя и Миша писали нам регулярно. Наши родители болели, и выехать нам с ними не было никакой возможности. Тогда мы решили,  что я поеду вслед, а муж останется, сколько будет нужно. Я приехала через год. Мальчики  сняли квартиру, чтобы я не жила в общежитии. Они стали самостоятельными, взрослыми, во мне не нуждались и мы поменялись ролями. Теперь я от них зависела. Дома я была главная, я всё знала, всё умела - знала, где достать, у кого спросить, кому сказать. Теперь всё стало наоборот. То купила желированный сахар и очень  удивлялась, почему свежее молоко сворачивается в кофе, то купила коричневый сахар и  опять  удивлялась, что это такое. Сметану не могла найти в магазине. Тут ещё языковой барьер. Понимать – понимаю, а сказать не могу. Стопор. Потихоньку со временем это прошло. Но было тяжко. Муж смог приехать только через три года. Со светофорами разговаривала. Давление поднялось, начались страхи. Спасибо, хороший врач попался. Строгий и даже сердитый на вид, он дал нужное лекарство – помогло. Я,  по прошествии  времени, хотела к нему зайти и сказать спасибо, но ждала слишком долго – он уже не работал.   Даже практики его уже не было.

По окончании языковых курсов создалось такое впечатление, что вот сейчас бы всё только и начать.  Всё, курс окончен. Делай, что хочешь. Меня это пугало. Я всю жизнь проработала, мне казалось невозможным ничего не делать и сидеть дома. Тут мне дали курс в Колпинге. Должна сказать, что это пустое времяпрепровождение. Тут собрался разный люд: и немцы, и мы, пришлые. Коренные немцы были разные. Молодая особа была очень горда   тем, что была наркоманкой. Пару человек было обыкновенных,  но каких-то несчастных. Один  - он считал себя, наверное, красавцем-сердцеедом.  Сидел всегда криво за партой, положив ноги на соседний стул. Пил пиво, быстро пьянел и, выходя на перерыв, не мог сдержать газы. Публика «что надо». Было несколько перепуганных иммигрантов и я среди них. Преподаватель с замечательной фамилией  - Загорский. Только поэтому и запомнила. Он ходил в очень ярких и маленьких  рубашках навыпуск. Создавалось впечатление, что он  вырос из них. Из его рассказов поняла, что он женат на островитянке. Она сама  шила. Загорский говорил обо всём на свете. Можно ли считать это занятиями? Особенно смехотворны и даже оскорбительны были занятия по поводу умения представляться при  найме на работу. Говорили о том, что  надо обязательно помыться, не сидеть на кончике стула, что означает неуверенность в себе, не надо класть руки на стол ладонями вниз, что указывает на скрытность характера и ещё много всяких глупостей. Причём Колпинг относился к этому очень серьёзно.  Приносили даже аппаратуру для киносъёмок. Светлана всё мечтала стать актрисой. С ней и проигрывали эту ситуацию -  вот сидит она  на стуле, а руки ладонями вверх лежат на столе.  Смех!

Очень приятный и симпатичный тогдашний директор - Шустер (если я сейчас уже не перепутала его фамилию). Он врывался в класс, размахивал руками, открывал свой кейс, садился на стол и говорил много и вдохновенно. Мне помнится, у него была какая-то проблема с рукой - движения были угловаты и ограничены. Он был очень внимательный, улыбчивый и, самое главное, многим нашёл работу.

Помощницей парикмахера я проработала около пяти лет. Сначала было трудно и страшно, но люди относились ко мне необыкновенно тепло. Я  их всех любила и продолжаю любить. Это были в основном старушки, много повидавшие и пережившие. Они понимали как мне тяжело в моём возрасте (мне было за пятьдесят) начинать жизнь заново в чужой стране. Одна всё время меня похлопывала и утешала, что каждое начало трудно. Вторая пригласила домой и подарила гардины на окна. А одна дама мне особенно помогла: составила протекцию в получении квартиры. Я со многими здороваюсь до сих пор. Мама как-то удивилась: «Каждая вторая женщина в Целлерау (район города) здоровается с тобой!» Многих   уж нет. Были смешные моменты, как всегда бывает в жизни  парикмахерской. Так, по-немецки нельзя спрашивать о еде, понравилась ли она, а надо говорить: «Вкусно?» или «Вам вкусно?».  По-русски так не скажешь.  Нельзя три раза повторять «да». Я так говорила, чтобы показать, что спешу и выполню просьбу сию минуту, а получался совершенно противоположный эффект. У одной дамы была русская невестка с собакой. Когда та собирались гулять, то  говорила своему пуделю: «Пошли какать», что приводило свекровь в ужас.  («Какать» очень похоже на слово «Таракан» по-немецки)

Вот уже много лет,  как я живу в Вюрцбурге. Не работаю. Вся семья в сборе: моя мама, муж и даже кот. Оба сына уже женаты. У меня две внучки и два внука. Все рядом, всё хорошо. Всё устроилось, утряслось. Я нашла себя, своё любимое занятие. «Я очень умная, ловкая и умелая», - как говорит про себя моя трехлетняя внучка. Я многое умею: готовить, шить,  вязать, немного работать на компьютере, стричь волосы. Умею слушать, не стесняюсь спрашивать. Завела небольшой сад-огород. Выращиваю овощи к столу. Очень вкусные помидоры.  Всё это я делаю с удовольствием. Бог дал мне на старости лет ещё одно – желание и  умение рисовать. Вот уже четвертый год, как я хожу в маленькое ателье в центре города, где учителем очень знающий, милый и добрый человек.  Раз в неделю занимаюсь с небольшой группой у замечательной женщины немецкой литературой. Она сама называет себя «маленькой аптекаршей», но это большой Человек. В этом моё счастье. Всё это я нашла здесь.


Рецензии
А знаете, из этой истории я догадываюсь, что за милый человек стал Вашим учителем рисования, если я не ошибаюсь, он - мой бывший однокурсник и можно сказать, родственник. Вот как интересно!
С уважением. Т.

Татьяна Дмитриевна Белова   27.09.2010 20:18     Заявить о нарушении
Конечно! Это он. Замечательный, умный, добрый! А Руки какие - всё умеет и может. Руки - специально с большой буквы написаны.

Екатерина Сергеевна Шмид   27.09.2010 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.