Восход Сталина. Размышления. Часть 5

***
Сталин, расстреляв троцких и блюмкиных, стал взращивать русских пассионариев, необходимых для строительства национальной Красной Империи.

***
Сталинская империя, наложившая свою красную длань на все континенты, сделавшая ХХ век – «русским веком».

***
Сталин, член ленинской интернациональной гвардии, [превратился] в Вождя, разгромившего интернационал ради национальной Империи.

(с) Александр Проханов «Пятая Империя»


Космополитизм - чепуха, космополит - нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет.

(с) Иван Сергеевич Тургенев




Как я уже говорил, многие националисты-антисемиты-державники считают Сталина русским националистом, величайшим деятелем , который действовал во славу Русского Народа. Так ли это? Давайте посмотрим на историю позднесталинского СССР, начиная с 1945, ибо именно этот период наиболее важен сейчас для нас.

Первым, самым важным документом, с которого официально ведётся отчёт сталинского национализма, является тост «За Русский Народ!» (другой вариант – «За здоровье Русского народа!», произнесённый 24.05.1945 на приёме в честь командующих войсками Красной армии. Я хотел привести два варианта этого тоста.

Вариант 1. Официальный текст застольной речи, опубликованный в «Правде».

Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Cоветского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой.

Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. Это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом  человечества, — над фашизмом

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа! (Бурные, долго несмолкающие аплодисменты)


Вариант 2. Собственно, стенограмма речи, произнесённой Сталиным.

Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я пью за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны - руководящий;Я пью за здоровье русского народа не только потому, что он народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: «Ну вас к черту! Вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой». Это могло случиться, имейте в виду.

Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошел на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы всё-таки с событиями справимся.

Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!

За здоровье русского народа! (Бурные, долго несмолкаемые аплодисменты)



Этот тост был именно тем самым началом, которое было положено официальной политике Русского национализма в Советском Союзе. Однако, как таковой, он развивался ещё раньше. В годы войны Сталин понял, что война эта имеет характер Народной, Священной, Отечественной. И началось возвращение к истокам, к старой России.
Для примера – советские ордена.

29 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена ордена, названные в честь великих русских полководцев – св. благ. князя Александра Невского, графа Суворова-Рымникского, князя Италийского и Голенищева-Кутузова (ордена Александра Невского, Суворова и Кутузова). За что вручали их? Например, орден Александра Невского. Вот выдержка из статута:

Орденом Александра Невского награждаются командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечившие успешные действия своих частей.

За подвиги и заслуги в период Великой Отечественной войны этим орденом было награждено более 40 тыс. человек. Орден был сохранён в системе наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета РФ от 20 марта 1992 года № 2557-I, однако как награда Российской Федерации не имеет статута и официального описания. Награждения орденом в России на данный момент не проводились. Кавалерами ордена были многие советские воины. Трижды им были награждены двое – подполковники Борисенко Иван Григорьевич и Невский Николай Леонтьевич. Дважды его получили Герои Советского Союза – майор Иван Павлович Бахтин, подполковник Борис Николаевич Емельянов, генерал-полковник Василий Николаевич Кубарев, Фёдор Петрович Селиверстов. И многие другие русские солдаты и офицеры, достойно носившие их на своей груди.

И это было началом. Далее были орден Нахимова, орден Ушакова и орден, названный в честь национального героя Украины и украинского народа Богдана-Зиновия Хмельницкого. Имена «царских» военачальников  были вновь призваны для поднятия воинского духа Русского Народа в борьбе с захватчиками.

Были и другие мероприятия и решения, помимо учреждения орденов. Всё вместе это обусловило появление тоста Сталина и начало политики Русского национализма. В ряду этой политики мы можем видеть, помимо позитивных элементов и такие явления, как политика по борьбе с «безродным космополитизмом», носившая в себе немало перегибов.

Русский патриотизм при Сталине должен был включать в себя:
- в политическом аспекте «гордость за свою страну, безусловную лояльность государству в лице руководителей»,
- в экономическом — «ударный труд в условиях уравнительного распределения и потребления для основной массы населения».
Эта идеология, с точки зрения руководства страны, должна была стать главным элементом политической позиции советского гражданина. Для своего утверждения, эта идеологема, согласно историку Фатееву в монографии «Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг.», нуждалась в антитезе — «образе врага», который и был создан в лице «американских империалистов» вовне и «низкопоклонников перед Западом» и «безродных космополитов» — внутри. Эта кампания по воспитанию советского патриотизма направлялась «Агитпропом» (Управлением, с июля 1948 Отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП (б)) под общим руководством секретарей ЦК Жданова и (после его смерти в 1948) Суслова. И вообще, как говорят некоторые исследователи, в послевоенную эпоху «идеология всё более окрашивается в цвета русского национализма и великодержавия».

И кампания началась, началась уже сразу после окончания войны, после тоста Сталина. В 1946—1948-м, были приняты партийные постановления, означавшие резкое ужесточение политики в области идеологии и культуры. Здесь надо назвать несколько постановлений:

1.Постановление «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» (14 августа 1946). Оно обличало напечатанные в журналах «произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада», «по отношению ко всему иностранному».

2.Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946) требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов, открыто проповедующих буржуазную идеологию и мораль, «сосредоточить внимание на создании современного советского репертуара».

3.Постановления «О кинофильме „Большая жизнь“» (4 сентября 1946), «Об опере „Великая дружба“» (10 февраля 1948; о ней будет рассказано ниже, в рамках продолжения темы национализма) давали уничижительные оценки творчеству ряда режиссёров, которым вменялись в вину безыдейность творчества, искажение советской действительности, заискивание перед Западом, отсутствие патриотизма.

4.В постановлении о журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946) обличались «произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Следует заметить, что это было не ново: первые обвинения в «низкопоклонстве перед Западом» прозвучали еще в 1936 году.

И это было далеко не всё. Помимо культуры, данные веяния проникают и в науку. Один из таких примеров - повсеместная массированная кампания против «низкопоклонства», поводом для которой послужило дело члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Клюевой и профессора Роскина, развёрнутая в 1947. Клюева и Роскин создали эффективный препарат от рака — КР, он же круцин. Эти открытием заинтересовались американцы, пожелавшие издать их книгу и предложившие программу совместных исследований, что, при скудости советского финансирования, было воспринято учеными с восторгом. Соответствующая договоренность, с разрешения властей, была достигнута, и в ноябре 1946 командированный в США академик-секретарь АМН СССР Парин по указанию заместителя министра здравоохранения передал американским ученым рукопись их книги и ампулы с препаратом. Но это вызвало резкое недовольство Сталина и по возвращении в СССР, Парин был арестован и осужден на 25 лет за «измену Родине», а Сталин лично занялся организацией кампании.

По его указанию, Ждановым было составлено закрытое письмо ЦК от 17 июня 1947, посвященное делу КР как проявлению «низкопоклонства и раболепия» интеллигенции перед «буржуазной культурой Запада» и важности «воспитания советской интеллигенции в духе советского патриотизма, преданности интересам Советского государства». Партийные организации призывались неустанно разъяснять указания товарища Сталина, что даже «последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, стоит на голову выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства». Сталин заказал поэту Константину Симонову роман на тему дела КР и советского патриотизма, заявив при этом:


Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей, у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Это традиция отсталая, она идет от Петра. <…> Сначала немцы, потом французы, было преклонение перед иностранцами <…> засранцами.

В результате, Симонов написал пьесу «Чужая тень». А кампания продолжалась дальше. 28 марта 1947 по инициативе Сталина было принято постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б) «О Судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах». Согласно этому постановлению, в каждом ведомстве создавался особый орган — «суд чести», на который возлагалось:

рассмотрение антипатриотических, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками министерств СССР и центральных ведомств, если эти проступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке.

Немедленно же был организован «суд чести» над Клюевой и Роскиным, причём в его организации активнейшее участие принимал Жданов, лично редактировавший речь обвинителя. Всего в 1947 было проведено 82 суда чести.

Дальше – больше. В мае 1947 поэт Николай Тихонов обрушился с критикой на изданную еще в 1941 книгу Исаака Нусинова «Пушкин и мировая литература», обвинив автора в том, что Пушкин у него «выглядит всего лишь придатком западной литературы», в преклонении перед Западом, в забвении того, что только наша литература «имеет право на то, чтобы учить других новой общечеловеческой морали», обозвав автора «беспачпортным бродягой в человечестве» (выражение, ставшее крылатым). Вскоре с критикой «очень вредной» книги выступил писатель Александр Фадеев на пленуме Союза Писателей СССР, после чего это начало перерастать в кампанию по обличению низкопоклонства, отождествленного с космополитизмом. Как было ясно из установочных статей руководителя агитпропа Дмитрия Шепилова, советское руководство подозревало в «антипатриотизме» всякого, кто не был уверен в безусловном превосходстве СССР перед Западом по всем параметрам:

Теперь не может идти речь ни о какой цивилизации без русского языка, без науки и культуры народов Советской страны. За ними приоритет.

Капиталистический мир уже давно миновал свой зенит и судорожно катится вниз, в то время как страна социализма, полная мощи и творческих сил, круто идет по восходящей.

Советский строй в сто крат выше и лучше любого буржуазного строя, а странам буржуазных демократий, по своему политическому строю отставшим от СССР на целую историческую эпоху, придется догонять первую страну подлинного народовластия.

Партийным организациям надлежало:

Шире развернуть работу по воспитанию трудящихся на идеях ленинизма, развивая в народе священные чувства советского патриотизма, жгучую ненависть к капитализму и ко всем проявлениями буржуазной идеологии.

Вот такой вот патриотизм складывался в СССР по инициативе власти. А кампания не утихала. Западная культура объявлялась погрязшей в упадке и вырождении; не только советскому человеку нечему было учиться на Западе, но наоборот, прогрессивным представителям Запада следовало учиться у советских людей.

1.Музей нового западного искусства в 1948 был закрыт и расформирован «за буржуазность».
2.В мае 1949 журнал «Огонёк» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе великого Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова. Последний сообщал вот что:

В полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства.

Из литературы переводилось очень небольшое число современных западных писателей, главным образом коммунистов или тех «прогрессивных» писателей, произведения которых могли послужить «разоблачению» ужасов западной жизни. Великий русский писатель Александр Исаевич  Солженицын иронически характеризует образец такой литературы — сборник «Американские рассказы»:

В каждом рассказе обязательно какая-нибудь гадость об Америке. Ядоносно собранные вместе, они составляли такую кошмарную картину, что можно было только удивляться, как американцы ещё не разбежались или не перевешались.

Поскольку, всё западное, «буржуазное» объявлялось «чуждым» и «вредным», то нужно было искать свои, русские альтернативы, приоритеты. Что и было сделано.

1.Пионером воздухоплавания (вместо признанного в западном мире Монгольфье) ошибочно был признан некий подьячий Крякутный. До обнаружения фальсификации первоисточника, в котором утверждалось, что имеющий русское происхождение Крякутный построил воздушный шар еще в 1731, Крякутный в советской историографии был признан первым в мире человеком, поднявшимся в воздух.

2.Вместо признанных на Западе братьев Райт пионером самолётостроения был признан Александр Можайский, о паровом самолете которого, не взлетевшем с имевшимися на момент испытаний двигателями, утверждалось, что он якобы «поднялся в воздух».

3.Утверждение об изобретении велосипеда около 1800 года уральским крестьянином Артамоновым. Сведения об Артамонове, возникшие в конце XIX века, были использованы в качестве доказательств русского приоритета в этом изобретении. По утверждению исследователей данного вопроса, сведения не подвергались строгой научной проверке, и, более того, было допущено искажение «фактов» в биографии Артамонова.

4.«Сообщения» отставного поручика, коллекционера рукописей и исторических документов, историка и археографа-любителя Сулакадзева о Крякутном или «Хождение Ивана Новгородца» (документ, якобы доказывающий открытие Шпицбергена древними новгородцами и сфальсифицированный писателями Бадигиным и Шергиным) стали немедленно цитироваться в научной литературе.
5. Ссылки на работы современных зарубежных авторов расценивались как недопустимое проявление «низкопоклонства»; среди физиков в связи с этим возникла шутка, рекомендовавшая при ссылках называть Эйнштейна «Однокамушкиным» (калька фамилии).

6.Почти половина ведущих научных журналов мира, включая такие, как Science и Nature, была изъята из свободного доступа и направлена в спецхраны. Историк Раппопорт отмечает:

Такая ситуация оказалась на руку наиболее бездарным и беспринципным ученым», для которых массовый отрыв от зарубежной литературы облегчал использование ее для скрытого плагиата и выдачу его за оригинальное исследование.

7. Стремление объявить русским изобретением многие технические средства стало пищей для анекдотов о «России — родине слонов». Это выражение имеет иронический оттенок, подчёркивающий абсурдность претензий на приоритет в конкретном случае. Впервые появилась в анекдотах, высмеивающих попытки искажения истории научных открытий в политических целях. Самым знаменитым был следующий (правда, он появился несколько позже событий, о которых здесь рассказывается - в начале 80-х годов):

ООН объявила Год Слона. Разные страны издают книги на «слоновью» тему.
Французы издали однотомник «Слоны и любовь».
Американцы — брошюру «Что нужно знать американцу о слонах».
Немцы — «Краткое введение в слонологию» в десяти томах.
В Советском Союзе вышел трёхтомник: первый том: «Классики марксизма-ленинизма о слонах», второй — «Россия — родина слонов» и третий — «Слоны в свете решений XXVI съезда КПСС» [проходил в Москве с 23 февраля по 3 марта 1981].
В Болгарии выпустили четырехтомник. Первые три тома - перевод советского издания, а четвёртый называется «Болгарский слон — младший брат советского слона».

И много чего ещё. Напоследок данной части я хотел бы ещё рассказать, откуда взялось это понятие «безродный космополитизм».

Впервые о космополитизме и его негативном влиянии было заявлено в статье Отто Куусинена «О патриотизме» сразу же после тоста Сталина (статья опубликована под псевдонимом Н. Балтийский в № 1 журнала «Новое время», июль 1945 года). Вот что говорил Куусинен:

Космополитизм, в отличие от патриотизма, органически противопоказан трудящимся, коммунистическому движению. Он свойствен представителям международных банкирских домов и международных картелей, крупнейшим биржевым спекулянтам — всем, кто орудует согласно латинской пословице ubi bene, ibi patria [где хорошо, там и отечество].

В январе 1948 было впервые употреблено самое выражение «безродный космополит». Оно появилось в выступлении Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС. Жданов заявил буквально следующее:
Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом.

В марте того же года другой идеологический руководитель Александров опубликовал в «Вопросах философии» статью под названием «Космополитизм — идеология империалистической буржуазии», в которой объявил космополитами:

- Павла Милюкова
- Николая Бухарина
- Льва Троцкого
- левых эсеров
- левых коммунистов
- власовцев
- всех, перешедших на сторону немцев.

Таким вот образом этот термин приобрел особо зловещий оттенок, становясь синонимом понятий «изменник Родины», «контрреволюционер» и «враг народа».

Продолжение следует…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.