Император Константин XI Драгас

Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор в 1448-1453 гг. Родился 9 февраля 1404 г. Погиб 29 мая 1453 г.

До сво­его всту­п­ле­ния на пре­стол Кон­стан­тин сни­скал ува­же­ние сограждан как храб­рый дес­пот Мо­реи. Он не бли­стал об­ра­зо­ва­ни­ем, пред­по­чи­тая кни­гам во­ин­ские уп­раж­не­ния, был вспыль­чив, но об­ла­дал здра­вым рас­суд­ком и да­ром убе­ж­дать слу­ша­те­лей. Ему при­су­щи бы­ли также че­ст­ность и бла­го­род­ст­во ду­ши. Наследовав своему отцу Иоанну VIII, Константин за­ни­мал­ся тем же, чем три его пред­ше­ст­вен­ни­ка: го­то­вил го­род к обо­ро­не на слу­чай оса­ды, ис­кал по­мо­щи от ту­рок на за­па­де и ста­рал­ся при­ми­рить цер­ков­ную сму­ту, вы­зван­ную уни­ей с ка­то­ли­ка­ми. Во всем этом он пре­ус­пел толь­ко от­час­ти, но боль­ше­го в его по­ло­же­нии труд­но бы­ло ожи­дать.

Сул­тан Мех­мед II то­же тща­тель­но го­то­вил­ся к оса­де Константинополя, пре­крас­но по­ни­мая, что ему при­дет­ся иметь де­ло с пер­во­класс­ной кре­по­стью, от ко­то­рой уже не раз от­сту­па­ли с по­те­ря­ми ар­мии за­вое­ва­те­лей. Осо­бое вни­ма­ние он уде­лил ар­тил­ле­рии. Осе­нью 1452 г. тур­ки вторг­лись в Пе­ло­пон­нес и свя­за­ли вой­ной дес­по­тов, брать­ев им­пе­ра­то­ра, что бы они не при­шли к не­му на по­мощь. В мар­те 1453 г. тур­ки взя­ли Ме­сем­врию, Анхиал и дру­гие ук­ре­п­ле­ния на Пон­те. Си­лим­врия бы­ла оса­ж­де­на. Византийцы не мог­ли вый­ти из гор­да. Но с мо­ря они на сво­их ко­раб­лях опус­то­ша­ли ту­рец­кий бе­рег и мно­гих взя­ли в плен. В конце мар­та тур­ки рас­ки­ну­ли па­лат­ки у стен сто­ли­цы, а в ап­ре­ле го­род был оса­ж­ден. В ви­ду ску­до­сти средств мно­гие ук­ре­п­ле­ния сто­ли­цы об­вет­ша­ли. Сте­на со сто­ро­ны за­ли­ва бы­ла не очень креп­кая. Со сто­ро­ны су­ши го­род был за­щи­щен дву­мя сте­на­ми: од­ной боль­шой, на­деж­ной, и дру­гой - по­мень­ше. С внеш­ней сто­ро­ны ук­ре­п­ле­ний про­хо­дил ров. Им­пе­ра­тор ре­шил обо­ро­нять­ся, по­стро­ив за­щит­ни­ков на на­руж­ной сте­не. Силь­ная убыль на­се­ле­ния да­ва­ла се­бя знать са­мым па­губ­ным об­ра­зом. Так как го­род за­ни­мал боль­шое про­стран­ст­во, и лю­ди бы­ли рас­став­ле­ны по всем сте­нам, сол­дат для от­ра­же­ния штур­мов не хва­та­ло.

Пер­вая по­ло­ви­на ап­ре­ля про­шла в не­зна­чи­тель­ных схват­ках. За­тем тур­ки под­вез­ли две ог­ром­ные бом­бар­ды, ме­тав­шие тя­же­лые ка­мен­ные яд­ра, ве­сом пре­вы­шав­шие 2 та­лан­та. Од­ну ус­та­но­ви­ли про­тив двор­ца, дру­гую - про­тив во­рот св. Ро­ма­на. Кро­ме них сул­тан имел мно­го дру­гих пу­шек по­мень­ше. 22 ап­ре­ля  че­рез Га­лат­ский холм тур­ки про­та­щи­ли су­шей свои ко­раб­ли в об­ход пре­гра­ж­дав­шей за­лив це­пи и   пус­ти­ли их внутрь га­ва­ни. За­тем по­стро­ен был пла­ву­чий мост, на нем рас­став­ле­на ар­тил­ле­рия и та­ким об­ра­зом, коль­цо оса­ды сомк­ну­лось.  В те­че­нии со­ро­ка дней оса­ж­дав­шие день и ночь уси­лен­но обстреливали город и при­чи­ня­ли за­щит­ни­кам силь­ное бес­по­кой­ст­во. Раз­ру­шив в не­ко­то­рых мес­тах сте­ны, они за­тем при­сту­па­ли к са­мым ук­ре­п­ле­ни­ям и за­ва­ли­ва­ли рвы. Но­чью византийцы рас­чи­ща­ли рвы, а об­ру­шив­шие­ся баш­ни ук­ре­п­ля­ли брев­на­ми и кор­зи­на­ми с зем­лей. 18 мая, раз­ру­шив до ос­но­ва­ния баш­ню близ во­рот св. Ро­ма­на, вра­ги под­та­щи­ли ту­да осад­ную ма­ши­ну и по­ста­ви­ли ее по­верх рва. По­сле это­го на­чал­ся, по сло­вам Сфран­ди­зи, гу­би­тель­ный и ужас­ный бой. От­ра­зив все ата­ки, оса­ж­ден­ные но­чью рас­чис­ти­ли рвы, вос­ста­но­ви­ли баш­ню, а осад­ную ма­ши­ну со­жгли.  Тур­ки на­ча­ли де­лать под­коп, но 23 мая за­щит­ни­ки под­ве­ли под не­го ми­ну и взо­рва­ли. 28 мая с на­сту­п­ле­ни­ем ве­че­ра сул­тан на­чал об­щий штурм и не да­вал византийцам по­коя всю ночь. Сам Кон­стан­тин от­ра­жал на­тиск за упав­ши­ми сте­на­ми близ во­рот св. Ро­ма­на. Но тур­ки про­ник­ли в го­род в дру­гом мес­те - че­рез Кер­ко­пор­ту - ма­лень­кую ка­лит­ку в сте­не, ко­то­рую ос­та­ви­ли от­кры­той по­сле од­ной из вы­ла­зок.  Под­няв­шись на­ко­нец, на сте­ну, они рас­сея­ли за­щит­ни­ков и, по­ки­нув внеш­ние ук­ре­п­ле­ния, че­рез во­ро­та внут­рен­ней сте­ны во­рва­лись в го­род. По­сле это­го вой­ско, ок­ру­жав­шее им­пе­ра­то­ра, об­ра­ти­лось в бег­ст­во, и он был по­ки­нут все­ми. Один ту­рок уда­рил его ме­чом по ли­цу и ра­нил, а дру­гой на­нес сза­ди смер­тель­ный удар. Они не зна­ли, что это им­пе­ра­тор и, умерт­вив его, бросили труп на улице. Уже по­сле то­го, как к ве­че­ру по­след­ние за­щит­ни­ки сло­жи­ли ору­жие, те­ло им­пе­ра­то­ра на­шли под гру­дой убитых по цар­ским са­по­гам. Сул­тан при­ка­зал го­ло­ву Кон­стан­ти­на вы­ста­вить на ип­по­дро­ме, а те­ло по­хо­ро­нить с цар­ски­ми по­чес­тя­ми. Это был по­след­ний им­пе­ра­тор Восточной империи. С его смер­тью Византия прекратила свое су­ще­ст­во­вание.

Высокое Средневековье http://proza.ru/2012/12/22/1932
 


Рецензии