К слову о зубрёжке
Что из этого, в конце концов, получилось хорошо известно теперь всем. «Нам не нужно зубрежки, - утверждал В.И. Ленин, но на этом он не останавливался. А, продолжая, тут же говорил следующее, - но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску…» Так что В.И. Ленин в своём предсказании на счет значения в обучении «настоящей зубрежки» был практически абсолютно прав.
На официальном государственном сайде развивающего обучения (zankov.ru) читатель может ознакомиться со статьей академика Л.В. Занкова «Память и мышление в учебной деятельности школьника» и узнать что «есть настоящая зубрежка», и чем отличают активное повторение от повторения пассивного.
Давайте вместе вникнем в текст этой статьи академика. Занков пишет: «Повторяя текст того или иного параграфа учебника, школьник может прочитать его один раз за другим (пассивное повторение). Но он может действовать иначе: прочитав текст два-три раза, пробует проговорить его. Те места, которые оказываются забытыми, ученик прочитывает повторно, а затем пытается припомнить дальнейшее. Это и есть, по определению К.Д. Ушинского, активное повторение».
– Но так ли это на самом деле? Давайте прочтем обо всем этом и у самого К.Д. Ушинского. Ведь великий российский учитель учителей «широко применял в качестве приёма развития логического мышления сравнение, считая его наиболее эффективным приёмом и утверждая, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения».
К.Д. Ушинский пишет: «Пассивное (выделено К.Д. У) повторение состоит в том, что ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде; видит то, что уже видел, слышит то, что уже слышал… Активное (выделено К.Д. У) повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений». Ушинский отмечает: «Мы видим представления (выделено К.Д. У) в определённых формах и красках…». И далее: «В процессе мышления мы также не делаем ничего такого, как только комбинируем представления, выдаваемые сознанию памятью». Однако, если одно представление сменяется в нашем сознании другим представлением, и мы не видим общей комбинации этих представлений — это ещё не процесс мышления. «В процессе мышления несколько представлений одновременно (выделено. К.Д. У) остаются в поле нашего сознания, что и даёт нам возможность делать сравнения, составлять понятия, выводы, суждения и т.д.».
Учитель хорошо знает: повторение должно быть активным, а не пассивным. «Если ребёнок, повторяя материал, просто открывает учебник и заново прочитывает всё по книжке — это пассивное повторение. Гораздо более высокий результат даёт активное повторение, когда человек пытается сам, никуда не заглядывая, вспомнить материал». Значит ли это, что учебный материал во время вспоминания в активном повторении несколько раз прочитывается и просто пересказывается? Или он должен именно представляться в виде каких-то форм, цветов, ощущений и образов различных учебных объектов? У К.Д. Ушинского ребёнок не просто вспоминает, пересказывает учебный материал, он его в активном повторении именно представляет и самостоятельно учится логически мыслить.
В статье использовался сл. материал:
«Зубрёжка – метод обучения…» (Википедиия)
В.И. Ленин, Задачи союзов молодежи, Москва «Молодая гвардия», 1987, стр. 10
Статья академика Л.В. Занкова «Память и мышление в учебной деятельности школьника» (zankov.ru)
А.Д. Гетманова, “Логика”, Москва “Высшая школа” 1986г., стр. 247
К.Д. Ушинский, Педагогические сочинения в б т.- т.6, М.: Педагогика, 1990, стр. 418
К.Д. Ушинский, Педагогические сочинения в б т.- т.5, М.: Педагогика, 1990, стр. 307
К.Д. Ушинский, Педагогические сочинения в 6 т.- т. 5, М.: Педагогика, 1990 г., стр.275
К.Д. Ушинский, Педагогические сочинения в 6 т.- т. 5, М.: Педагогика, 1990 г., стр.309
К.В. Бардин, “Как научить детей учиться”, М.: Просвещение, 1987, стр.52
Свидетельство о публикации №210052800423