Монгольские механики

           Механик – он и в Африке тоже механик!  Аксиома.  И в Монголии, хоть и редко, но таковые попадались. Вспомнил про них по одной, но очень простой причине -  потому, что это слово, само по себе, для понимающих людей, означает  и олицетворяет не только и не столько  человека с соответствующими навыками, может быть, и с образованием каким-то, обязательно с грязными руками, но,   в основном,  символ причастности к особой группе людей, которые обеспечивают  работу,  эксплуатацию,  ремонт и обслуживание бесчисленного  множества  всяких механизмов. Причём, во всём нашем мире – и это очень важно;  потому, что символическая причастность      к механикам – это наднациональное,  как Православие буквально,  понятие…
           Не смотря на то, что Монголия, вроде бы, страна скотоводов, без техники она, конечно же, не обходилась ни во времена МНР, думаю, что и теперь тоже. Ведь множество разных  механизмов   в  стране было  и  есть,   а   кто эту технику «пользует»?    Конечно механики.
             И вот вспоминается совсем простенький момент: примерно в 1985 году  мне нужно было с Восточного нашего объекта в Дорноде – теперь это "знаменитая"  железная дорога к урановым рудникам  Чингисвал - Мардай  без… рельсов и шпал, проданных новыми,   очень   «рачительными хозяевами» неизвестно кому  –  в Улан-Батор.   Командир части Сергей Пискунов, помнится, поручил заодно перегнать туда свою служебную машину УАЗ-469. Поехали.  Дело было летом - прекрасная погода, чистейший воздух и солнце,  и  дорожка время от времени приближается  к  реке   Керулен. Буквально на выезде из Чойбалсана у дороги встретился монгол, поднявший руку: куда-то надо, значит.  Остановили машину,  взяли парня.   Он оказался механиком Удун-Чулуунского угольного разреза, о существовании которого я не подозревал: в те времена мы, строители железных дорог в МНР из известного каждому монголу Управления строительства №15 (УС-15)   Министерства транспортного строительства СССР,    совсем не информировались практически ни о чём существенном,  происходящем или строящемся в стране – считалось, что это для нас не важно. Так что всё новое и интересное узнавали от друзей или знакомых монгольских товарищей.   Вот    и механик Гаарьд   –   очень общительный парень,   подробно рассказал нам о разрезе, технике и добыче угля.  А я-то считал, что уголь там добывали только в  Бага-Нууре   да  в  Салхите…
                Ехали мы не долго, подвезли Гаарьда до разреза и,  тепло  попрощавшись,   двинулись дальше,  в  Хэнтийские горы.   Он  ещё  собственноручно написал свой адрес   в  моей   записной книжке и приглашал в гости,  как только будем проезжать мимо в следующий раз.    Надо же – запомнилось…     А следующий раз, к сожалению, так пока и не случился!    Как я теперь понимаю, тот разрез ныне – это месторождение  угля Таван-Толгой,  о  котором много пишут в монгольской и мировой прессе, поскольку это объект большой экономической важности.  Тогда мы этого не  знали…
                В  82-м  году поступил приказ начать строительство подъездного пути к советской дивизии, стоявшей южнее станции Чойр, на так называемой площадке М-35.  Теперь я давно знаю,   что это место в Монголии имеет древнее,    историческое название    Шивэ-Говь,    и расположено оно километрах в  десяти  от знаменитой Чойр горы со старинными наскальными рисунками неизвестного для русских происхождения.    Там  же  очень  интересный  колодец    с  оригинальным цепным приводом.  Так что между расположением этой дивизии и  Чойр горой  и проходила трасса Трансмонгольской железной дороги с маленьким  22-м разъездом, от которого и  должен был к дивизии проведён подъездной путь.
                Сам по себе процесс работы по земляному полотну на этой маленькой дороге, конечно, интересен: но я ведь про механиков. Поэтому вспоминаю интересную встречу уже в 83-м, когда в самом разгаре была разработка  огромной  выемки в кривой.
            Под вечер как-то раз, наверное,  в июне или июле, к выемке подошёл монгол.    Вполне обычного вида, но что-то мне сразу подсказало, что это не пастух: так и оказалось. Приветствия, рукопожатия, вопрос: «Что надо, товарищ  Батуу» ?    Есть, говорит, проблема техническая:    и рассказал коротко о том, что он, механик гаража из Замыын-Ууда, т.е. с самой границы с Китаем, буксирует одной машиной Горьковского автозавода другую,  не исправную,  на   Улан-Баторский авторемонтный завод (тут я и узнал, что есть такой, оказывается, в столице!).  Но сам буксировщик сломался: похоже, что-то с двигателем серьёзное…  Вот какая была проблема у механика Батуу.  Что ж, раз наша профессия «наднациональна», да и вообще мы не чужие друг другу люди, то даю ему нашего «Захара» - замечательный советский грузовик повышенной проходимости – ЗИЛ-157, и  он  с нашим  водителем скрываются в степи.
               Часа через полтора задача была выполнена:  обе монгольские машины притащили   на разъезд,  откуда Батуу  мог позже дозвониться до своих руководителей и попросить помощь, получить место для отдыха.  И мне приятно – помог человеку,  да ещё механику!
           Но, оказалось, что механик Батуу,  впитавший, видимо,  с  советским образованием ещё   и множество наших традиций, решил отблагодарить по-дружески своего нового русского товарища. Намекает, что для этой цели у него имеется бутылка кипячёной буквально, монгольской «Архи». Ну как отказать в такой ситуации?     Личный состав заканчивает работу  и отправляется со своим командиром в расположение части, а мы с Батуу – на ЗИЛа,  и  поехали.  Куда ехать-то,  если жара, палит солнце ,  и  нигде нет никакой тени?   Но Батуу находит выход:  едем к железной дороге   и останавливаемся   у…   водопропускной трубы.    Там,   оказывается,    самое  комфортное  в   той ситуации место:  ветерок продувает немного,  и  желанная тень.  И это  оказалось не последнее из его мудрых  предложений!  Чем закусить этот почти кипяток сорокаградусный?   Но  у  него  и  это предусмотрено:  банка рыбных  (когда это монголы ели рыбу?!)  консервов. Замечательно, но… ни ножа, ничего острого нет.    И тут он,   улыбаясь,   говорит:  «Не переживай, Сергей – всё будет нормально»!   Берёт банку   и…  трёт её об камень  отмостки  трубы.     Крышка очень быстро отделяется,   и – пожалуйста,  товарищи механики – закусывайте!    Как всё просто оказалось…
            Конечно, дело не в водке и даже не в закуске. В такую жару, может быть, это вообще не нужно.      Но для меня эта встреча,   как и предидущая,    помнится  как  знакомства  не только  с  новыми  монгольским  друзьями, но  и  как  контакты  с  работниками  одного   роду-племени механиков.   Которое  и «наднационально», и, видимо, вечно в этом мире.
   


Рецензии
Не заю, как сейчас, а в 80-е, когда я работал в Монголии корреспондентом ТАСС, существовал термин :Монголизация техники". Это когда любопытные, как дети, монголы разбирали любую действующую машину до такой степени упрощения, пока она ни останавливалась. Такая судьба ждала едва ли ни каждый дизель в сомоне, трактор или автомобиль. Лично видел такие полуразобранные механизы и диву давался, как они ещё работают. Но работали! А вы в поездках по стране не встречали где-нибудь в степи какой-нибудь заглохший ЗИЛ, из-под капота которого торчали по шесть-семь задниц добровольных "помощников" шофера? Я даже фотографировал несколько таких сцен. Монгольский водитель мог выехать в дальний рейс, имея в баке не более десятка литров "гаюла" и надеясь, что кто-то выручит бензинчиком. Но это действительно, не только добросердечный и простецкий народ, но и очень смышлёный, иначе в том климате и укладе не выживешь.

Владимир Ионов 2   24.10.2010 20:13     Заявить о нарушении
Видел всякое. Например, едешь в сторону Борундура - видишь появляется... след масла. Тааак, значит, скоро появится машина. Так и есть: через пару сопочек небольших - вот он, КраЗ стоит гружёный чем-то, движок, видно, уже того - показал "руку дружбы", а вокруг его бегает смущённый такой водила. Ну очень смущённый... И жаль его, конечно: но пробку-то надо завинчивать, блин!!! Так, к сожалению, везде бывало, везде. В котельной можно остаться было без воды в котле, тепловозы пустить навстречу друг другу... Как они там, бедные, сейчас-то монголизируют технику...

Сергей Лелеко   26.10.2010 18:16   Заявить о нарушении
Ничего! На "Джипах" сейчас рассекают! :)))

Дмитрий Анатольевич Овчинников   26.10.2010 21:01   Заявить о нарушении
М-да... А тогда, бывало, какой-нибудь "Москвич" увидишь в степи раз за полгода - и стоишь с открытым ртом, пока он не исчезнет за сопочкой...

Сергей Лелеко   27.10.2010 08:42   Заявить о нарушении
А я еще помню, как наши водители в разведочной партии №255 на месторождении Бор-Ундур, рассказывали, что монголам в 50-ые годы больше всего нравились наши трехтонки ЗИС-5. Машины были просты и надежны, но главной радостью было наличие у них ручного рычажка газа (кроме педали). Водитель в Гоби, где можно было ехать десятки километров не переключая скоростей, включал четверту передачу, вытягивал рычажок газа до нужного уровня, затем садился, поджав ноги калачикам, затягивал свою бесконечную песню, покручивал баранку одной рукой и был бесконечно счастлив.

Игорь Тангаев   16.11.2011 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.