Монгольские механики
Не смотря на то, что Монголия, вроде бы, страна скотоводов, без техники она, конечно же, не обходилась ни во времена МНР, думаю, что и теперь тоже. Ведь множество разных механизмов в стране было и есть, а кто эту технику «пользует»? Конечно механики.
И вот вспоминается совсем простенький момент: примерно в 1985 году мне нужно было с Восточного нашего объекта в Дорноде – теперь это "знаменитая" железная дорога к урановым рудникам Чингисвал - Мардай без… рельсов и шпал, проданных новыми, очень «рачительными хозяевами» неизвестно кому – в Улан-Батор. Командир части Сергей Пискунов, помнится, поручил заодно перегнать туда свою служебную машину УАЗ-469. Поехали. Дело было летом - прекрасная погода, чистейший воздух и солнце, и дорожка время от времени приближается к реке Керулен. Буквально на выезде из Чойбалсана у дороги встретился монгол, поднявший руку: куда-то надо, значит. Остановили машину, взяли парня. Он оказался механиком Удун-Чулуунского угольного разреза, о существовании которого я не подозревал: в те времена мы, строители железных дорог в МНР из известного каждому монголу Управления строительства №15 (УС-15) Министерства транспортного строительства СССР, совсем не информировались практически ни о чём существенном, происходящем или строящемся в стране – считалось, что это для нас не важно. Так что всё новое и интересное узнавали от друзей или знакомых монгольских товарищей. Вот и механик Гаарьд – очень общительный парень, подробно рассказал нам о разрезе, технике и добыче угля. А я-то считал, что уголь там добывали только в Бага-Нууре да в Салхите…
Ехали мы не долго, подвезли Гаарьда до разреза и, тепло попрощавшись, двинулись дальше, в Хэнтийские горы. Он ещё собственноручно написал свой адрес в моей записной книжке и приглашал в гости, как только будем проезжать мимо в следующий раз. Надо же – запомнилось… А следующий раз, к сожалению, так пока и не случился! Как я теперь понимаю, тот разрез ныне – это месторождение угля Таван-Толгой, о котором много пишут в монгольской и мировой прессе, поскольку это объект большой экономической важности. Тогда мы этого не знали…
В 82-м году поступил приказ начать строительство подъездного пути к советской дивизии, стоявшей южнее станции Чойр, на так называемой площадке М-35. Теперь я давно знаю, что это место в Монголии имеет древнее, историческое название Шивэ-Говь, и расположено оно километрах в десяти от знаменитой Чойр горы со старинными наскальными рисунками неизвестного для русских происхождения. Там же очень интересный колодец с оригинальным цепным приводом. Так что между расположением этой дивизии и Чойр горой и проходила трасса Трансмонгольской железной дороги с маленьким 22-м разъездом, от которого и должен был к дивизии проведён подъездной путь.
Сам по себе процесс работы по земляному полотну на этой маленькой дороге, конечно, интересен: но я ведь про механиков. Поэтому вспоминаю интересную встречу уже в 83-м, когда в самом разгаре была разработка огромной выемки в кривой.
Под вечер как-то раз, наверное, в июне или июле, к выемке подошёл монгол. Вполне обычного вида, но что-то мне сразу подсказало, что это не пастух: так и оказалось. Приветствия, рукопожатия, вопрос: «Что надо, товарищ Батуу» ? Есть, говорит, проблема техническая: и рассказал коротко о том, что он, механик гаража из Замыын-Ууда, т.е. с самой границы с Китаем, буксирует одной машиной Горьковского автозавода другую, не исправную, на Улан-Баторский авторемонтный завод (тут я и узнал, что есть такой, оказывается, в столице!). Но сам буксировщик сломался: похоже, что-то с двигателем серьёзное… Вот какая была проблема у механика Батуу. Что ж, раз наша профессия «наднациональна», да и вообще мы не чужие друг другу люди, то даю ему нашего «Захара» - замечательный советский грузовик повышенной проходимости – ЗИЛ-157, и он с нашим водителем скрываются в степи.
Часа через полтора задача была выполнена: обе монгольские машины притащили на разъезд, откуда Батуу мог позже дозвониться до своих руководителей и попросить помощь, получить место для отдыха. И мне приятно – помог человеку, да ещё механику!
Но, оказалось, что механик Батуу, впитавший, видимо, с советским образованием ещё и множество наших традиций, решил отблагодарить по-дружески своего нового русского товарища. Намекает, что для этой цели у него имеется бутылка кипячёной буквально, монгольской «Архи». Ну как отказать в такой ситуации? Личный состав заканчивает работу и отправляется со своим командиром в расположение части, а мы с Батуу – на ЗИЛа, и поехали. Куда ехать-то, если жара, палит солнце , и нигде нет никакой тени? Но Батуу находит выход: едем к железной дороге и останавливаемся у… водопропускной трубы. Там, оказывается, самое комфортное в той ситуации место: ветерок продувает немного, и желанная тень. И это оказалось не последнее из его мудрых предложений! Чем закусить этот почти кипяток сорокаградусный? Но у него и это предусмотрено: банка рыбных (когда это монголы ели рыбу?!) консервов. Замечательно, но… ни ножа, ничего острого нет. И тут он, улыбаясь, говорит: «Не переживай, Сергей – всё будет нормально»! Берёт банку и… трёт её об камень отмостки трубы. Крышка очень быстро отделяется, и – пожалуйста, товарищи механики – закусывайте! Как всё просто оказалось…
Конечно, дело не в водке и даже не в закуске. В такую жару, может быть, это вообще не нужно. Но для меня эта встреча, как и предидущая, помнится как знакомства не только с новыми монгольским друзьями, но и как контакты с работниками одного роду-племени механиков. Которое и «наднационально», и, видимо, вечно в этом мире.
Свидетельство о публикации №210052800427
Владимир Ионов 2 24.10.2010 20:13 Заявить о нарушении
Сергей Лелеко 26.10.2010 18:16 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 26.10.2010 21:01 Заявить о нарушении
Сергей Лелеко 27.10.2010 08:42 Заявить о нарушении
Игорь Тангаев 16.11.2011 19:07 Заявить о нарушении