Рейли М. В. Истоки жизни Родильная обрядность Подг

Рейли М В Истоки жизни Родильная обрядность Подготовка к родам

ПОДГОТОВКА К РОДАМ. КАК ОБЛЕГЧИТЬ РОДЫ.
ОБЕРЕГИ ДЛЯ РОЖЕНИЦЫ И МЛАДЕНЦА

Рождение нового человека — одно из главных событий в жизни семьи. В древних мифологических текстах в символической форме описывается путь, который ребенок проходит от зачатия до рождения. Новорожденный младенец осознает окружающий мир по хуже взрослого, только другим способом.
Сам процесс родов можно условно разделить на такие этапы:
•        подготовка к родам;
•        сами роды с сопутствующими действиями по их облегчению; действия с младенцем;
•         действия с пуповиной и последом;
•          послеродовой период.

С родами связано множество обычаев. Даже для многорожавшей деревенской женщины роды были опасны, и к ним следовало определенным образом подготовиться. Роды, как и беременность, следовало скрывать ото всех, а особенно от девушек и старых дев. Считалось, что сколько человек знает о родах, столько будет потуг. Верующие крестьяне не сомневались в том, что при появлении нового человека на свет присутствует ангел, помогающий и защищающий мать и ребенка, но одновременно и «злой дух старается». Перед родами беременной было положено покаяться и причаститься. Совершение этих таинств очищало роженицу, защищало ее, давало уверенность в помощи святых. Знающие люди советовали также, когда тяжело становится, «мать на уме держать»: «Когда тяжело, думай о матери», — говорили они. Но мы с вами и без подсказок знаем, что когда нам особенно тяжело и больно, то первое слово, которое мы начинаем непроизвольно твердить, это слово «мамочка». Невольно вспоминаются наши былинные богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич и другие, — которые в минуту слабости прижимались спиной к матери-сырой земле, прося у нее силы для победы над врагом, и получали эту силу. «Мать кормит детей, как земля людей», — говорили в народе.
Перед тем, как отправиться рожать, женщине рекомендовалось взять яйцо, окатить его водой и сказать: «Как с яйца вода стекает, так с меня ребенок выкатись!» — и по животу это яйцо покатать.
Мы можем вспомнить символический смысл, который связан с яйцом как вместилищем всего сущего. Яйцо содержит в себе зародыши жизни и движения, хотя само не является живым и не движется. В нем содержатся непроявленные семена всех вещей. Кроме того, яйцо — символ плодородия и вечности. В представлениях некоторых народов яйцо связано с понятиями собственности и интимной близости и символизирует семью и ее единство. Читалась роженицей и молитва:
«Господь Всемилостивый и Всемогущий, будь со мною, оберегай меня, рабу твою, во дни и ночи и на всякий худой час! Прошу и молю тебя, Господи, через муку твою святую, что претерпел нас ради грешных, и кровь святу праведную излил. Молю, позволь, в муках ли, в безболии ли — дитятко приимать из темени утробной на белый свет Божий».

Когда собирались рожать, приглашали повитуху, хотя если роды проходили легко, то их могла принять и своя бабушка.
Готовили теплую воду, пеленки: порванные начальные рубахи, платья, юбки. Готовила все это, как правило, свекровь (обычно жили в больших семьях).
Для облегчения родов применялось множество магических приемов. Основное место занимали действия так называемой имитативной (подражательной) магии. Считалось, что всякая замкнутость мешает быстроте родов. Поэтому открывались все двери, ворота, печные заслонки, шкафы, сундуки в доме, замки и запоры, развязывались все узелки на одежде роженицы и всех домочадцев. В критических случаях обращались к священнику с просьбой открыть в церкви царские врата.

Рожали если не в поле («в борозде»), что было    частым явлением, так как беременная женщина но последнего момента принимала участие в потных работах, то чаще всего в бане, так как это было одновременно и самое стерильное, и самое уединенное место. В бане распаривались и размягчались кости, значит, и боль при родах была меньше, и ребенку легче было пройти через родовой канал. Вода всегда была связана с женским началом, как и земля. Она обладала особой очистительной и плодоносящей силой, как мы уже говорили выше. Но в воду, как это практикуется сейчас, не рожали. Может быть, просто не додумались? Но, скорее всего, просто следовали естественному порядку вещей: ведь человек не рыба и даже не земноводное. Самый веский аргумент сторонников родов в воду — смягчение шока, который переживает ребенок при появлении на свети резкой смене среды обитания с водной на воздушную. Но мы не знаем замысла Творца. Может быть, именно этот шок включает в организме новорожденного какие-то неведомые нам механизмы, необходимые для его будущего, например, духовного развития. Но это пока еще область догадок, поэтому — решение за вами.

В бане проще было и познахарить, оградить заговором и молитвой от сглаза, от чужой злобы и зависти. Роженица просила:
«А бабушка добрая, рука твоя легкая, сведи меня, страдалицу, во теплу парну баенку, в белу умываленку. Вызволи меня, бабушка, от мук и болестей».
Для паренья готовили веники из молодой березы. Бабка-повитуха шла с новым ведром на реку, зачерпывала воду обязательно по течению реки. Вернувшись в баню, молилась. Потом опускала в ведро правую руку, черпала горстью воду, сливала ее по руке через локоть в ушат и наговаривала:
«Как вода на локте не держится, так на рабе Божьей Марьюшке — ни уроки, ни призеры не держитесь!»
Так она черпала воду тридевять раз и с молитвой опускала в эту воду три раскаленных докрасна уголька и чертила на воде ножом крест. Потом бабка сажала роженицу на порог бани лицом на восток и трижды брызгала ей в лицо наговоренной водой, притом трижды повторяя слова:

Вода-водица!
Вода-царица!
Вода-благодарица!
Ты течешь, омываешь
Красны бережочки,
Желтые песочки,
Пенья и коренья,
Белы каменья,
Так омой рабу Божью!
Сухватки, призоры,
Лихие оговоры —
Из лиц и косиц,
Из ясных очей,
Из черных бровей,
Из белого тела,
Из ретивого сердца,
Из горячей крови.
Тем словам моим ключ и замок,
Крепкий заговор!

Оставшаяся вода выливалась роженице на голову. Потом бабка помогала роженице улечься на полок, разминала и растирала тело и живот руками и суконными тряпочками, парила березовым веником, приговаривая: «Идет красна девка с сухим веником, тушит-гасит баенную нечисть, все сухватки и боли! Как у этого веника листки опадут, так и сухватки и боли пропадут!»


Рецензии