О чём молвит парадокс?
"То, что сказал выше Сократ, истинно" - молвил Платон.
Что в нём такого, в парадоксе Лжеца, что на протяжении тысячелетий, приковывает к себе внимание. И парадокс ли он. Можно ли объяснить в чём состоит подвох, если это не парадокс, а софизм?
Есть ли простое объяснение, доступное для понимания на бытовом уровне, чтобы не прибегать к различного рода математическим и лингвистическим теориям наподобие теории множеств или семантики метаязыка?
Попробую разобраться. Имеется формулировка парадокса Лжеца в виде:
«Предположим, что некто произнёс фразу «я лгу». Лжёт он, или говорит правду? Нетрудно убедиться в том, что оба варианта ответа приводят к противоречию ».
Здесь три предложения:
- Предъявляется высказывание «Я лгу».
- Формулируется вопрос в отношении истинности предложения.
- Констатация противоречия при ответе на поставленный вопрос.
Это три стадии рассмотрения парадокса. Буду исходить из того, что заключительная стадия (констатация) - верная. Почему пришли к противоречию? Где ошибка (если она есть, поскольку получили противоречие)?
На стадии предъявления предложения? - Здесь никакого криминала нет. К рассмотрению может быть предъявлено любое предложение. Остается стадия формулировки вопроса. Надо признать, что вопрос действительно некорректный, поскольку спрашивать об истинности предложения можно только в отношении высказываний-суждений. А здесь предъявлено высказывание-оценка.
Следует обратить внимание, что при формулировке парадокса опущена стадия классификации предложения «Я лгу». Например, можно было бы вставить: (1) «Высказывание является оценкой». И тогда вопрос «Лжёт он, или говорит правду?» становится бессмысленным, ибо оценки не означиваются в терминах 'истинно' и 'ложно'.
Если же будет пояснено, (2) «Высказывание 'Я лгу' является суждением», то и в этом случае будет достигнута ясность. Со всей определенностью, можно сказать, что пояснение (2) является ложным. Это делает дальнейший анализ парадокса Лжеца (в терминах 'истинно' и 'ложно') также невозможным.
В самом деле.
1. Было бы не совсем точно на множестве логических предложений выделять лишь класс высказываний, которые в нашем понимании «могут быть истинными или ложными». В современной неклассической логике выделяется и та часть высказываний, которые могут и не быть «истинными или ложными». Например, вопросы и императивы.
2. Имеет ли это значение? А именно, что в парадоксе Лжеца для его разрешения (снятия) нужно привлекать ещё и информацию (знание) о неистинностных формах мысли? - Оказывается, имеет.
3. Что всех интересует в парадоксе «я лгу»? Истинное это предложение или ложное. То есть в зоне нашего внимания оказываются оценки «истинно» и «ложно». Но данные оценки являются лишь толикой класса оценок-высказываний (логических, онтологических, аксиологических): [Хорошо. Плохо. Истинно Ложно. Светает. Холодно.].
4. Оценка как высказывание — это неистинностная форма мысли. (Не)истинностная — значит, что высказыванию нельзя присвоить истинностное значение 'истинно' или 'ложно'. Очевидно, что высказывание, которое говорит о собственной ложности, есть ни что иное как оценка. «Я лгу» с логической точки зрения, это определенно высказывание-оценка, а никакое не суждение, которое можно было бы означить через 'истинное' или 'ложное'. Тем не менее высказывание-оценку «Я лгу», в течении тысячелетий с постоянным упорством стараемся наделить оценками 'истинно' и 'ложно'.
5. Механизм парадокса (извлечение кролика из пустого цилиндра). Имеем,
"Я лгу" = "False",
где False есть высказывание-оценка. Если этому "False" приписать true, то получим false. А если этому "False" приписать false, то получим true. Что и квалифицируют обычно как противоречие рассуждения Лжеца.
Наше "False" и есть тот кролик в пустом цилиндре, если не видеть это злополучное "False", а видеть только и только:
"Я лгу" = "Суждение".
Всё просто. Вопрос "Лжёт он, или говорит правду?" инициирует рассуждение разбором случаев. Как только начинаем рассуждать о парадоксе методом "разбора случаев" ("допустим, что высказывание 'Я лгу' ложно"; или, - "допустим, что высказывание истинно"), то одновременно приступаем к операции по извлечению кролика, уверяя слушающих, что его там изначально нет. Между тем, оперируя двумя разными формами мысли (суждением и оценкой) применительно к одному высказыванию «Я лгу», нарушаем минимальное условие корректности рассуждения - логический закон тождества и, естественно, каждый раз приходим в процессе рассуждения к противоречивому результату.
Свидетельство о публикации №210052800928
Рассуждая о "логике", люди стремятся создать какие-то абстрактные построения (Аристотель сделал первое обобщение таких построений в своей "аристотелевской логике", базированной на понятии силлогизма). Но все такие построения малопродуктивны. Логика может быть правильно понята только если исходить из того, что в лице "логики" мы имеем дело с работой компьютера (первоначально мозгового), обрабатывающего информацию о внешнем для системы мире.
Тогда "утверждение" представляет собой информацию О ЧЕМ-ТО, и мы имеем дело с парой: объект - утверждение о нем. Утверждению мы НЕ приписываем какое-то значение ("истинно" или "ложно"), а оно ЯВЛЯЕТСЯ таковым объективно, в зависимости от его соответствия объекту. (Так, например, утверждение "Земля круглая" истинно, потому что в рамках, установленных использованной здесь системой понятий, обозначенных у нас словами "Земля", "круглая" и "плоская", это утверждение соответствует объекту, а утверждение "Земля плоская" - не соответствует).
Особенностью Парадокса Эвбулида является то, что в нем объект и утверждение совмещены (вместо линии между двумя разными предметами в нем имеется петля, возвращающаяся к одному и тому же предмету). Тем самым нет объективного объекта, к которому относится утверждение, и нет объективной истинности или ложности утверждения. Поскольку само утверждение и есть объект, то объект меняется вместе с утверждением (в отличие от Земли, которая не меняет форму в зависимости от наших утверждений).
В нормальных условиях (например, в случае Земли) программа (мозговая) может проверить истинность утверждения, посмотрев, какова Земля на самом деле, и что о ней говорит утверждение. Но при парадоксе лжеца программа проверки зацикливается, так как объект непрерывно меняется в зависимости от утверждения о нем, и проверка не приводит ни к какому результату.
Вот о чем "говорит Парадокс Эвбулида" - во всяком случае мне.
Валдис Эгле 30.05.2010 15:43 Заявить о нарушении
Парадокс Эвбулида с самого начала имеет логическую природу. Поэтому в нем должна быть вскрыта не какая-нибудь, а именно логическая ошибка. И эта ошибка есть нарушение закона тождества при манипулировании высказыванием в процессе рассуждения: логическая форма 'суждение' подменяется логической формой 'высказывание-оценка'.
Любой человек ни сколько не сомневается в отношении истинности фразы "Я говорю", когда кто-то это произносит. А вот в петле рассуждения относительно "Я лгу" из-за включенности логической оценки False парадокс возникает.
Михаил Грачёв 31.05.2010 12:01 Заявить о нарушении
Это то, что здесь видит конструктор-программист, создающий мозг (человека, робота и любого другого субъекта, который будет разбирать Парадокс лжеца). Конечно, проблему наверно можно формулировать и в других понятиях (и описать другими терминами), но все другие описания будут хуже, чем точка зрения Конструктора, потому что Конструктор может создать мыслящий мозг, а авторы других описаний не могут. Конструктор видит, как мозг работает, а они не видят - во всяком случае не видят настолько адекватно, чтобы самим запрограммировать мышление субъекта.
Валдис Эгле 31.05.2010 15:18 Заявить о нарушении
Михаил Грачёв 31.05.2010 16:26 Заявить о нарушении
Что же произойдет? Программа зациклится, потому что "бит предположений" всё время меняет значения с 0 на 1 (или с False на True). Объект во внешнем мире (звуковые волны, выпущенные Эвбулидом), конечно, не меняются, но они отзвучали, и их больше нет. А тот объект, с которым непосредственно работает программа, - он всё время переключается в зависимости от работы программы.
Программа проверки утверждения "Земля круглая" будет построена по схожему алгоритму, но она не зациклится. Контрольные, повторные пуски будут давать один и тот же результат.
Валдис Эгле 31.05.2010 19:07 Заявить о нарушении
Теперь, робот. Он проверяет фразу "я лгу". Программа этой проверки ничем не отличается от проверки фразы "я говорю":
1) предположим, что утверждение "я говорю" истинно;
2) проверим следствия такого предположения;
3) если следствия неудовлетворительные, примем противоположное предположение и перейдем к шагу (2);
4) когда следствия предположения удовлетворительны, выходим из цикла, и сообщаем ответ Эвбулиду.
Скажите, как робот распознает различие между "я лгу" и "я говорю", с тем, чтобы решить, переходить или не переходить к шагу (3). Ведь по сути "я лгу" = "я говорю". Смысловая петля в парадоксе Эвбулида возникает только у субъекта рассуждений, наделенного сознанием. У робота сознания нет.
Гипотеза: конструктор-программист закладывает в программу данные о том, что "я лгу" имеет значение False, а фраза "я говорю" имеет значение True.
Роботу конечно без разницы, какую программу выполнять. А человек обязательно спросит конструктора-программиста: «Какой смысл вам закладывать в программу Предположение об истинности "я лгу", когда перед этим в ту же программу заложили Констатацию о ложности "я лгу"?».
Михаил Грачёв 31.05.2010 21:38 Заявить о нарушении
На прощание запомните хотя бы одно: Валдис Эгле утверждает, что всякая логика - будь то аристотелевская, формальная, математическая, вероятностная, диалектическая или еще какая-нибудь - есть абстрактное изображение работы мозговых программ. Но эти абстрактные построения останутся в общем-то бесплодными (не более плодовитыми, чем построения средневековых схоластов или математической логики, сделавшей самоубийство в виде теорем Геделя) - останутся малопродуктивными до тех пор, пока в логическую систему не будет введен подлинный материальный предмет всей этой отрасли - мозговые программы.
Я не прошу Вас ни согласиться с этим, ни даже понять это, но просто запомнить: ВАЛДИС ЭГЛЕ ТАК УТВЕРЖДАЕТ.
Валдис Эгле 01.06.2010 14:49 Заявить о нарушении
Валдис, Вы же профессиональный программист, поэтому люди ждут от Вас работающую программу в качестве иллюстрации философской теории искусственного разума. Без этого на и без того насыщенном рынке философских теорий, согласно Вашему же принципу естественного отбора, Веданской теории пробиться разумеется трудно.
Конечно, можно убаюкивать себя мыслью, что мол читатели "не те". Между тем, в реале, вычислительное "существо" на неорганической основе эволюцинирует от арифмометра к искусственному интеллекту и от него к электронному разуму. И его создатели не "пастухи с гор".
Хотя, создатели ЭР (не теоретики и математики, а инженеры-программисты) возможно сейчас Вас читают.
Михаил Грачёв 02.06.2010 12:27 Заявить о нарушении
Однако само обсуждение одного лишь проекта программы, без его реализации, может принести огромную пользу - как это и имеет место в случае Веданской теории. Достаточно ПОНЯТЬ такой проект (я не знаю, насколько это легко или трудно тем, кто не занимался разработкой больших программных систем, но впечатление такое, что всё-таки скорее трудно, чем легко) - так достаточно понять такой (конкретный) проект искусственного интеллекта, чтобы разрешенными оказались многие "трудные" проблемы в математике, логике и других областях, связанных с (естественным) интеллектом. В разрешении таких проблем при помощи анализа ПРОЕКТА системы программ интеллекта и состоит значение Веданской теории. Конечно, "теоретически" это может понять и сделать "любой" - тут не требуется ни (дорогостоящая) аппаратура, ни лаборатории, ни телескопы и т.д. Да только почему-то не видно, чтобы кто-то в мире шел в том же направлении, в каком я пошел 30 лет назад.
Валдис Эгле 06.06.2010 15:37 Заявить о нарушении